Неоднозначность образа Галилео Галилея в романе Бертольда Брехта “Жизнь Галилея”
Имя Бертольда Брехта, выдающегося немецкого поэта, драматурга, в истории литературы XX ст. связано с утверждением новаторского театра, который получил название эпического. Душой творческих поисков Брехта была установка на активное вмешательство искусства в жизнь, перестройку психологии зрителя, мобилизацию его ума и активности. Сцена для художника – трибуна.
Основное в эпическом театре – апелляция к уму. Зритель в нем размышляет, оценивает, вырабатывает личную принципиальную позицию, активно решает вопросы современности, даже если
Галилей возникает перед зрителями в пору научных прозрений и морального падения. Галилео Галилей – творческий человек, который силой своего ума достигает тех горизонтов, которые закрыты для обычных людей, которые не способны посмотреть на мир свежим взглядом, увидеть новое, непривычное в том, что тебя окружает. Он неутомимый труженик, может часами, неделями, месяцами работать над своими научными опытами, постоянно совершенствуя их.
Захваченный научной работой, он отказывается оставить город, охваченный чумой: “Трехмесячные записи можно просто выбросить, если я не продолжу их еще одну-две ночи. А чума теперь повсюду”.
Не испугавшись чумы, Галилео Галилей не устоял перед властителями мира сего. Святые отцы показали ученому орудия истязаний, и он, испугавшись физических мучений, перед страхом инквизиции отрекается от своего учения о вращении Земли и до конца жизни остается узником инквизиции. И хотя Галилей отказался от своего учения, ум Галилея-исследователя продолжал работать. Живя в загородном доме близ Флоренции под надзором святой церкви, он все ж таки иногда брался за старое, работал над своей книгой “Разговор”, в которой изложил “совсем новое учение об очень давнем предмете – движении”.
Отдавая каждый день все написанное своим надзирателям, Галилею удалось лунными ночами снять копию со своей научной работы и со временем переправить ее через границу со своим бывшим учеником Андреа, который покинул Италию, так как после отречения Галилея заниматься наукой в этой стране было невозможно.
Ученики Галилея с болью восприняли поступок своего учителя. Андреа, который до последней минуты верил, что учитель не отречется от истины, в отчаянии воскликнул: “Несчастна страна, в которой нет героев!” И хотя Галилей тогда сказал ему в ответ: “Несчастна и страна, которая нуждается в героях!”, со временем осудил себя еще более жестоко, так как считал, что предал свое призвание.
Отступничество Галилея имело страшные последствия: узнав об отречении Галилея, Депарш спрятал в сундук свой трактат о природе света, ближайшие ученики и последователи оставили свои исследования и возвратились в лоно церкви. Наука испытала тяжелую потерю, для ее развития нужен был подвиг Галилея. Неоднозначный образ Галилея, созданный Брехтом, прославляет величие и могущество человеческого ума и вместе с тем предупреждает, что научная деятельность требует от ученых особого мужества, чтобы противостоять корыстным властителям, которые применяют достояние научных работников не для блага человечества, а в своих целях.