Необычайные похождения Ильи Эренбурга и его учеников
Когда вступившего в восьмой десяток Эренбурга распекал Никита Сергеевич Хрущев за то, что тот полушутя предлагал распространить борьбу за мир на сферу культуры, партийный вождь, возможно, и не догадывался, что главный советский плюралист и космополит в прошлом подпольщик. Правда, после положенных отсидок и высылок унесший ноги в канонический Париж, социал-демократический Павел внезапно преобразился в декадентского Савла со всеми положенными метаниями от религиозности и эстетства к тотальной мизантропии: “Я пью и пью, в моем стакане //
Эренбург наконец-то нащупал главный свой дар – дар скепсиса, дар глумления над лицемерием и тупостью всех национальных и политических лагерей. Да и над собой: герой-рассказчик Илья Эренбург – “автор посредственных стихов, исписавшийся журналист, трус, отступник, мелкий ханжа, пакостник с идейными задумчивыми глазами”.
Он, если угодно, был певец обобщений, что настрого воспрещалось в эру идеологически выдержанного неопередвижничества.
В 1922 году в книжке “А все-таки она вертится!” Эренбург в футуристическом и едва ли даже не фашистском духе воспел “конструкцию”, волю и душевное здоровье, граничащее с кретинизмом. Но зато уже в ближайшие годы в очерке о Веймаре он горько сетует на то, что “у нас не стало вдохновения”… Человеческую душу невозможно насытить никакой фабричной продукцией, явственно давал понять “романтизм наших дней”.
Особенно душу еврейскую (“Ложка дегтя”): “Народ, фабрикующий истины вот уже третье тысячелетие, всяческие истины – религиозные, социальные, философские… этот народ отнюдь не склонен верить в спасительность своих фабрикатов”.
Все двадцатые Эренбург пропутешествовал по Европе, издавая сразу на многих языках книги превосходных очерков о королях автомобилей, спичек и грез (Голливуд), неизменно скептической интонацией давая понять, что пекутся все они о суете, – не прилагая этот скептический кодекс к тоже не вполне одетым королям Страны Советов: в стране восходящего солнца Беломорканала тревогу и брезгливость вызывает все больше “мелкособственническая накипь”.
Эренбург и в тридцатые годы беспрерывно колесил по Европе, но пафос его очерковой публицистики и публицистической прозы становился все проще: фашизм наступал, и Эренбург становился все менее требовательным к его противникам. Как всякий эстет, сформировавшийся в благополучное время, он долгое время ощущал главным врагом пошляка и ханжу, но когда на историческую сцену вышли искренние убийцы, при слове “культура” не только хватающиеся за пистолет, но и стреляющие без всяких раздумий, Эренбург понял, что время капризов и парадоксов миновало, и принялся верой и правдой служить наименьшему злу.
И почему-то уцелел в 37-м году…
А после Двадцать второго июня и без того едва теплящегося скептика в Эренбурге поглотил ветхозаветный пророк: “Мы поняли: немцы не люди”. Но – советские солдаты сражаются не только за свой Дом, – за все человечество, за всю европейскую культуру! Тем не менее фашистской пропаганде нетрудно было сделать из Эренбурга еврейско-комиссарское чудовище, поэтому со стороны товарища Сталина было вполне неглупо ради дополнительного ослабления полуразрушенной немецкой обороны в апреле сорок пятого публично одернуть Эренбурга в “Правде” устами тогдашнего начальника агитпропа Г. Ф. Александрова: “Товарищ Эренбург упрощает”.
После войны – “борьба за мир”, загранпоездки, выступления, статьи, неизменно “отмеченные высокой культурой” и даже во многом справедливые, если забыть, что разоружаться предлагалось лишь одной стороне. В 47-м Сталинская премия за толстенный и скучнейший соцреалистический роман “Буря”, в 52-м – год расстрела Еврейского антифашистского комитета – Международная Ленинская премия “За укрепление мира между народами”.
“Люди, годы, жизнь” без преувеличения составили эпоху в нашем постижении XX века (в отличие от серенькой “Оттепели”, которая “только” дала эпохе имя). С точки зрения властей там все было не так – не та жизнь, не те люди… Модильяни, Шагал, Матисс, Мейерхольд… Оценивая всех одним аршином – отношением к Советскому Союзу, – Эренбург все-таки первым ввел эти имена в массы.
Обратив тысячи и тысячи умов сначала к культурному, а потом и социальному обновлению. К мечте сделаться европейцами.
А творцы новых грез и есть тайные владыки мира.