Немецкий экспрессионизм. Реальность и вымысел в произведениях Франца Кафки

Кризисные умонастроения в Германии в начале XX в. Немецкий экспрессионизм в контексте идей европейского модернизма. Теория интуитивизма А. Бергсона и теория познания Э. Гуссерля как философские источники экспрессионистской концепции мира и искусства.

“Сумерки человечества”, Апокалипсис, Страшный суд – ключевые образы нового направления. Сущность экспрессионистского мироощущения: антибуржуазное бунтарство, свобода личности, анархическое отношение к обществу, пацифизм, преобразование мира силой человеческого духа. Глазами

экспрессионистов мир виделся как средоточение человеческих страданий, как “сочетание символов и знаков, за которыми стояло нечто, именуемое жизнью”.

Новый тип художественного мышления нашел свою адекватную форму в поэзии – Франц Верфель (1890-1945), Георг Тракль (1887-1914), Георг Гейм (1887-1912); в драматургии – Георг Кайзер (1878-1945); в живописи – Франц Марк (1880-1916), Марк Шагал (1887-1985), Василий Кандинский (1866-1944), Пауль Клее (1879-1940); в прозе – Густав Мейринк (1868-1932), Роберт Музиль (1880-1942), Франц Кафка (1883-1924).

Художественный мир австрийского писателя Франца Кафки. Творчество Кафки как синтез самых разнообразных

пластов европейских культур: немецкой, иудейской, славянской. Кафкианская модель мира. Пророк пессимизма.

Болезненно обостренная впечатлительность, жажда одиночества и страх перед ним, беззащитность перед внешней стороной жизни, неумение к ней приспособиться, неверие в собственные силы – отличительные черты душевного состояния писателя. Человек, в восприятии Кафки, это существо глубоко страдающее, которое несет в самом себе постоянную душевную муку. Материалом для творческой лаборато

Рии стала сама жизнь художника. Все протагонисты Кафки – это зеркальное отражение самого писателя.

Атмосфера абсурда в ранних новеллах: сб. притч “Созерцание” (1913), “Кочегар” (1913), “Приговор” (1915), “Превращение” (1915), “В исправительной колонии” (1914). Стремление автора придать нереалистическим ситуациям внешнюю правдоподобность, привести парадоксальное содержание к прозаической форме.

Фантасмагория Кафки в новелле “Превращение”. Фантазия как средство анализа действительности. Грегор Замза – еще один литературный тип в галерее образов “маленького человека”. Трагизм мироощущения перерастает в слепой ужас перед бытием.

Развенчание самого понятия человек. Передача внутреннего омертвления персонажа на окружающий мир.

“Письмо отцу” (1919) – один из самых исповедальных документов в истории мировой литературы. Отношение Кафки к среде, из которой он вышел. Чувство вины перед своими близкими.

Беззащитность перед внешней стороной жизни, неспособность наладить контакт с окружающим миром.

Дисгармония человеческого существования как результат разобщенности людей в романе “Америка” (др. наз.”Пропавший без вести”) (1913). Абстрагирование от реальной и жизненной конкретики. Изображение гротескной модели “американизированного общества”.

Невозможность преодолеть взаимное отчуждение между людьми.

Роман “Процесс” (1915) – символическая картина беззащитности человека перед лицом власти. Главный постулат – невозможность сопротивления зловещим силам, которые господствуют над человеком. Схематичность, абстрактность характера главного персонажа – банковского служащего Иозефа К. Олицетворение реальной человеческой сущности, “человека без свойств”. “Преступление” и “наказание” героя, “человек живет и человек осужден”.

Реминисценции идей Достоевского. Закон – единственная сила, которая в состоянии подавить любого, внушить ему чувство вины. Назидательность притчи о вратах Закона.

Судебный процесс – закономерный итог взаимоотношений Иозефа К. и государственного аппарата. Талант Кафки – “ясновидца”. Предвосхищение идей тоталитарного, бюрократического государства.

“Абсурдный человек”, заключенный в “абсурдные обстоятельства”, в романе Кафки “Замок”-(1922). Процесс полного обезличивания главного героя – землемера К. Замок как символ власти, миропорядка закона. Двойственность К. по отношению к замку: чувство ненависти сочетается с

Чувством почтения. “Поток обстоятельств”. Переплетение фантастики с прозаичным изображением повседневности. Система образов обитателей деревни.

Критерии “униженных” и “оскорбленных”: внутреннее рабство, неспособность к сопротивлению, равнодушие к страданиям ближнего. Капитуляция землемера перед замком. Открытый финал романа.

Мифологическая образность писателя.

Влияние идей Кафки на последующую литературу XX в.

ЛИТЕРАТУРА: ЗатонскийД. В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М., 1965. Сучков Б. Л. Франц Кафка Сучков Б. Л. Лики времени.

Статьи о писателях и литературном процессе. В 2-х т. – М., 1976. – Т. 1. – С. 5-74. Камю. А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки Камю А. Бунтующий человек.

Философия. Политика. Искусство. – М., 1990.

С. 93-101. Книпович Е. Франц Кафка Книпович Е. Отвественость за будущее. Литературно-критические статьи. – М., 1973. – С. 311-344.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Немецкий экспрессионизм. Реальность и вымысел в произведениях Франца Кафки