Немецкая Поэзия начала 60-х годов ХХ столетия

Поэзия начала 60-х годов явила своим читателям молодое лицо. Они стали свидетелями того, как в литературу стремительно вошла большая группа молодых поэтов. На многолюдных вечерах поэзии стихи читались тысячам горячих поклонников поэзии.

Оживилась дискуссия о вопросах поэтического творчества. Заговорили о новой поэтической волне. Хотя позднее ажиотаж несколько спал, однако поэзия поднялась на новый уровень.

Свой вклад в это поступательное движение литературного процесса вносили все поэты. Молодые поэты, чей приход в литературу был

столь громким, нашли в лице Георга Маурера чуткого наставника, покровителя и критика. Примером для них служил Иоганнес Бобровский, завоевавший в эти годы большую популярность.

Его произведения, получившие и международную известность, повлияли на творчество многих молодых поэтов.

Очень плотные по своему языку элегии Эриха Арендта с их весьма трудными для расшифровки ассоциациями соседствовали рядом с доходчивыми, простыми песнями других поэтов, написанными для молодежных клубов. Стихи Вильгельма Ткачика (“У нас свои небесные луга”, 1958; “Радужный балдахин”, 1970; “День велик”, 1972) запечатлели

путь рабочего-поэта от 20-30-х годов до наших дней.

Социалистическая действительность и мировой революционный процесс воспринимались поэтами 70-х годов по-новому. Для поэзии этого периода характерны осознание сложности ее задач, глубокое проникновение в сущность межличностных отношений в обществе, открытие новых граней социалистического мировоззрения, обостренное чувство “нетривиальности языка” .

Поэзия этих лет носила несомненный политический характер, хотя собственно политическая тематика и отодвинулась немного на задний план. Многие из поэтов приветствовали борьбу и победу вьетнамского народа, гневно протестовали против чилийской контрреволюции. Гельмут Прейслер (315) посвятил три поэмы из книги “Цветной сон” (1972) и сборник “Моя мечта – человек” (1976) борьбе народов мира за лучшее будущее, раскрыв ее исторический смысл. Эти же темы звучали в стихах Фолькера Брауна (“Против симметричного мира”, 1976), Адольфа Эндлера (“Песчинка”, 1974), Хайнца Чеховского (“Овцы и звезды”, 1974), Петера Госсе (“Определения места”, 1975).

В их стихах говорится о социалистическом укладе жизни, об отношении людей к работе, к решению общественных и личных проблем, об их отношении друг к другу и к самим себе. Но порою эта критика приобретала черты “злобных карикатур”, в результате чего не находили своего должного отображения исторические завоевания социализма.

Подобные тенденции отчетливо проявились, например, в сборнике “Письмо с синей печатью” Райнера Кунце (род. в 1933 г.; “Посвящения”, 1963), который в 1977 году переселился в Германии.

Вызывающий, агрессивный характер неизменно носили песни и баллады Вольфа Бирмана (род. в 1936 г.), которые он писал и исполнял, находясь в Германии с 1953 по 1976 год. Если поначалу они были нацелены против милитаристской политики империализма и определенных недостатков социалистического общества, то позднее в них все явственнее звучало принципиальное неприятие реального социализма. После острой полемики вокруг Бирмана в 1976-1977 годах несколько писателей и поэтов выехали из Германии (в том числе Зара Кирш).

За период с начала 60-х годов в наибольшей мере проявилась творческая индивидуальность поэтов среднего поколения. В их стихах ощущается тот импульс, который возник от взаимодействия между продолжением прежних поэтических тенденций и теми новыми требованиями и возможностями, которые встали на повестку дня перед социалистической поэзией.

Это нашло свое выражение в поэтических сборниках Гюнтера Кунерта (род. в 1929 г.) “Непрошеный гость” (1965), “Невинность природы” (1966), “Открытый исход” (1972) и “Маленькое “но”” (1975). Кунерта интересовали внутренние противоречия. Он напоминает о тех несправедливостях и преступлениях, которые совершались в прошлом и совершаются сегодня, он предупреждает людей и призывает их к бдительности:

Когда в городах

Умирает свет и чернеют скелеты

Под условным названьем “деревья”

Несущие небо

Тогда воскресают солдаты

Они маршируют под мостовыми

Чтоб вы слышали их

Пока города безмолвны.

Без устали

Ибо у вас в ваших квартирах

Одно лишь занятье

Забота одна лишь – забвенье

Забвенье.

Для языка и образного строя стихов Кунерта характерны отстраненность и вызов. Стремление к “индивидуальному мироосмыслению” позволило Кунерту ярче выявить особенности своей поэзии, но одновременно и усилило в них настроения пессимизма по отношению к истории и культуре. Им соответствует поэтика, устраняющаяся от активного, деятельного вмешательства в общественные процессы и представляющая человека в виде абстрактной антропологической сущности (“Зачем писать?”).

Стихи сборника “Маленькое “но”” целиком и полностью направлены на акцентацию противоречий в жизненных событиях и позициях. В прозе Кунерт выступил (с 1978 г. живет в Германии) в качестве автора коротких историй и путевых заметок, весьма близких его стихам, а также с романом “От имени шляп” (1976).

Пауль Винс опубликовал в 1968 году сборник стихов “Служебная тайна”.

Его стихи также повествуют об острых противоречиях человеческой судьбы. При этом наряду с социальными проблемами его внимание привлекает также отношение человека к природе и космосу.

Большое впечатление производит виртуозное использование языка в стихах Винса. Ирония и самоирония, меланхолия и гротеск определяют интонацию многих его стихов, основное содержание которых сам Винс охарактеризовал так: “Я слежу за противоборством сил, которые должен подчинить себе. Я пытаюсь сделать это в жизни и пытаюсь сделать это в стихах”.

От стихов Кунерта или Винса явственно отличается поэтическая манера Хайнца Калау (род. в 1931 г.). Темой его стихов – преимущественно рифмованных – обычно служат повседневные события и впечатления, нередко им присуща некоторая дидактичность. При всем тяготении к конфликтному материалу им свойственны оптимизм и мажорные интонации.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Немецкая Поэзия начала 60-х годов ХХ столетия