“Недоросль” Д. И. Фонвизина



Мастерская построения знаний и творческого письма

Перед чтением этого материала советуем обратиться к статье Т. Я. Ереминой, которую мы печатаем в этом же номере в рубрике “Методика”. Она посвящена особенностям жанра урока­мастерской. Мастерская по комедии Фонвизина становится хорошей иллюстрацией к общим положениям, высказанным в методической статье.

Предложенный материал ценен еще и потому, что дает в руки конкретный алгоритм работы над письменной речью учащихся. Создание Сочинения – непростое испытание для ученика, а если оно дается по такому “далекому” от современного подростка произведению, как “Недо­росль”, то становится и вовсе непосильным. Т. Еремина показывает, как можно работать над сочинением целенаправленно и одновременно увлекательно.

Мастерская занимает два последних урока при изучении комедии. Что сделано до этого? Учителем и учениками прочитаны в классе или разыграны по ролям и прокомментированы несколько наиболее важных сцен, осмыслены особенности жанра.

Если уже читался ” Ревизор“, то ребята вспомнили гоголев­ских

героев и мысль писателя о том, что смех в его “Ревизоре” – единственный положительный герой. На уроках шел разговор о том, почему не смеется зритель над Софьей, Милоном, Правдиным, Стародумом, Что смешно и почему смешно в облике, поведении, речи других героев. Особое внимание было уделено вопросу, где и как открывается читателю позиция автора.

Предметом обсуждения были и отношения, в которых находятся между собой действующие лица. Почему терпит оскорбления Еремеевна, вынужден оправдываться Тришка, смиренно ждут Цыфиркин и Кутейкин: может быть, с ними рассчитаются за их труд?.. Современные Дети далеко не сразу понимают эти отношения, несмотря на все знания по истории и чтение произведений русской классики. (“Да как она смеет так обращаться с няней своего сына?!” – спросила одна школьница.)

Если всем этим на уроках занимались, то будем считать, что ребята способны выполнить задание к мастерской и отчасти готовы к работе над будущим сочинением.

Итак, готовимся писать сочинение по трем темам на выбор. Они будут объявлены только в самом конце занятия. Одна из них вполне классическая, две – особого жанра.

На подготовку последних в мастерской сделан акцент, хотя обычная тема тоже отрабатывалась в группах, в том числе – при осмыслении вопросов.

Запись заданий ведется с их нумерацией по этапам занятия, чтобы удобно было ориентироваться при переходе от одного задания к другим.

Часть первая (урок 1)

Похвалы и поздравления автору и героям

Ход мастерской

I. А. Запишите в тетрадь, за что вы хотите, чтобы вас похвалили. Если не хотите говорить о себе, можно сказать о вашем друге.

Б. Прочитайте свои записи друг другу в группах по четыре человека.

При наличии времени самые интересные похвалы можно предложить от группы прочитать всем (или сразу выслушивать всех, а не в группах).

Примеры записей

(Вместе – о себе и другом человеке, товарище.)

За успехи в учебе, за помощь маме, за трудолюбие, доброжелательность, за бескорыстие, за скромность, за добрый поступок, за незлопамятность, за усердие, за верность слову, за дружескую поддержку, за чувство юмора, за веселый характер, за преодоление лени, за целеустремленность, за то, что стал лучше учиться, за хороший вид, за богатый внутренний мир, за трудолюбие, за доброту, за отсутствие эгоизма, за ответ­ственность, за честность, за хорошо сделанное дело, за мужество, за понимание другого человека, за успехи в спорте, за любовь к чтению, за красоту, за стремление узнать новое.

II. А. Послушайте фрагменты из книги Эразма Роттердамского “Похвала Глупости”. Она хвалит себя сама (аллегорический образ). По мере слушания выпишите, за что хвалит.

Б. Прочитайте вслух, что получилось, и дополните свои записи.

Эразм Роттердамский (XV-XVI вв.). “Похвала Глупости”

(Говорит богиня Глупость.)

Мое божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей.

Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредет.

Итак, мужи… каким бы эпитетом вас почтить? Ах да, конечно: мужи глупейшие! Ибо какое более почетное прозвище может даровать богиня Глупость сопричастникам ее таинств?

Родителем моим был… Плутос… – единственный и подлинный отец богов и людей. По его мановению в древности, как и ныне, свершалось и свершается все – и священное и мирское.

Дабы не подумал никто, будто я без должного права присвоила себе звание богини, внимайте, навострив уши, какими благами одаряю я богов и людей и как широко простирается моя божественная сила.

…Я щедрее всех…

…Все, что есть в жизни приятного, – тоже мой дар, и я берусь вам это доказать.

…Стать дураком по моей милости… – это избавит… от тяжких забот, которые терзают мудреца…

Почему, например, Вакх вечно юн и кудряв? Да потому, что он кутила и пьяница, проводит жизнь свою в пирах, плясках, пении и играх и никогда не связывается с Палладой.

Почему Купидон – вечно дитя? Почему? Не потому ли, что он, неисправимый повеса, ни о чем серьезном и не помышляет?

Почему златоликая Венера вечно цветет красотою? Потому только, что она мне сродни и золотистым цветом лица недаром напоминает моего родителя…

В глупости женщины – высшее блаженство мужчины… Теперь вы видите, из какого источника проистекает любовь – первое и величайшее наслаждение в жизни.

По моему глупому суждению, всех счастливее тот, кто всех безумнее…

Говорить ли мне дальше, о боги бессмертные, или умолкнуть теперь же? Зачем умолкать, когда слова мои – сущая правда?..

III. А. Напомните друг другу, какие виды смеха (комического) в искусстве вы знаете.

(Для справки – открыть на доске или раздать на парты: юмор – это… сатира – это… ирония – это… сарказм – это…)

Б. Напишите самостоятельно, в паре или в группе поздравление Митрофанушке с 16летием. Учтите рекомендации на доске.

Выберите и укажите:

1 – адресата (от чьего лица?);

2 – несомненные достоинства именинника;

3 – пожелания.

Не нарисуете ли в подарок портрет новорожденного?

В. Прочитаем вслух все поздравления. (Дополняйте свои “открытки”!)

Примеры созданных в группах текстов

Друг мой сердечный! Поздравляю тебя с 16летием! Ты такой умный, сообразительный, красивый, и телото деликатного сложения!

Ты молодец во всем – вперед шагать не любишь. О других и думать не думай, заботься только о себе. Обмануть при случае не стесняйся и никому не доверяй. Тебе желаю, нашедши деньги, ни с кем не делиться, а лететь себе в чины, ни труда, ни горя не зная.

Желаю взрослеть да добра наживать и всегда помнить твою любящую матушку. Дражайший племянник! Поздравляю! Оставайся такой же смышленый, будь еще больше похож на меня и не вздумай со своим дядюшкой ссориться.

Желаю тебе иметь много свиней, много денег и невесту, которая будет тебя содержать.

Твой любящий дядя Тарас Скотинин.

IV. В группе из четырех человек (можно из шести):

А. Составьте перечень форм смеха по его глубине, настроению, другим особенностям.

Б. Подберите примеры из текста комедии. Используйте домашние заготовки в тетради.

Формы смеха в комедии:


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Недоросль” Д. И. Фонвизина