“Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Ю. Горького “На дне”)

Горький, Максим – литературное имя известного писателя Алексея Максимовича Пешкова. Родился в Нижнем Новгороде 14 марта 1868 г. По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. Апологет босячества вышел из вполне буржуазной среды.

Рано умерший отец его из обойщиков выбился в управляющие большой пароходной конторы; дед со стороны матери, Каширин, был богатый красильщик.
В семь лет Горький остался круглым сиротой, а дед начал разоряться, и для заброшенного, почти не

знавшего ласки мальчика наступила та эпопея скитаний и тяжелых невзгод, которая побудила его избрать символический псевдоним Горького. Первый рассказ будущего певца революции, сокола и буревестника мятежных лет борьбы с царским режимом сильно отдавал романтизмом и плохо переваренным ницшеанством. Современник Горького А. Богданович писал: “От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности”.
Особую группу представляют
собой театральные пьесы Горького. Драматического таланта в непосредственном смысле – умение завязать драматический узел, а затем развязать его, сконцентрировать внимание зрителя на одном пункте и вообще дать нечто цельное, – у Горького совсем нет. Он дает ряд отдельных картин, отдельных характеристик и блестящих, врезающихся в память афоризмов и ярких словечек.

В литературно-художественной иерархии пьес первого периода деятельности Горького довольно слабы “Дачники”, “Дети Солнца”. По содержанию все это чрезмерно жестокие нападки на интеллигенцию за отсутствие глубины и искренности и, в лучшем случае, за беспочвенность.
Серьезный литературный интерес представляет только первая пьеса Горького, “Мещане”, и, несомненно, крупное место в русской драме занимает “На дне”. В “Мещанах” интересно разработаны разложение старого мещанско-купеческого быта и трагедия разлада между старым и молодым поколением. Автор выдвигает появление на арене жизни здоровой трудовой интеллигенции, верящей в свои силы и свою способность устроить свою жизнь по собственному идеалу.

Представители этой бодрости не лишены, однако, известной дозы самодовольства и впадают, таким образом, в мещанство нового рода.
Коронная пьеса Горького “На дне” тесно связана с типами “бывших людей”, блестяще разработанными в прекрасном рассказе, так и озаглавленном “Бывшие люди”. Перед нами опять ночлежка, опять мнимые босяки, ярко и образно философствующие о смысле жизни. С одной стороны, герои пьесы
– большей частью люди, которых никак нельзя причислить к сентиментальной породе “униженных и оскорбленных”. Они нимало не жаждут сострадания, они – принципиальные враги существующего порядка; работу презирают, в благотворность ее не верят. Но, помимо их воли, все существо их проникнуто тоской по чему-то положительному, хотя бы в форме какого-нибудь красивого призрака.
Центральной фигурой является своеобразный праведник, странник Лука, создающий целую стройную теорию возвышающего обмана. В лице Луки индивидуализм доведен до крайних пределов. Все существует постольку, поскольку я тут причастен.

Есть ли Бог? “Коли веришь, есть; не веришь, нет… Во что веришь, то и есть”. Нужна ли истина даже в смысле простой достоверности? Если она разрушает приятную мне иллюзию – будь она проклята.

Проститутка Наташа, начитавшись бульварных романов, с жаром рассказывает сотоварищам по ночлежке, что в нее был когда-то влюблен студент “Гастоша”, который от безнадежной любви к ней застрелился. Ночлежники хохочут, но Лука ласково ей говорит: “Я
– верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит, была она!

Была”. Умирающую жену сапожника он с жаром уверяет, что ее ждет рай и что “смерть нам – как мать малым детям”. Спившийся актер живет мечтой о чудной санатории с мраморными полами. И это сосредоточение всего мира в сознании личности получает свое центральное выражение в ставшем знаменитым изречении мнимого циника Сатина: “Человек – это звучит гордо!”
Яркое сознание личности и составляет тот лейтмотив, который проходит через всю литературную деятельность Горького. Но столь же важно для характеристики Горького и то, что сознание личности теснейшим образом связано в нем со стремлением к идеалу. Устами актера из “Дна” он с увлечением повторяет: “Слава безумцу, который навеял человечеству сон золотой”.

И, в общем, лучшею частью своей литературной деятельности Горький входит в историю литературы как человек, пропевший могучую песнь “безумству храбрых”.
Горький тесно примкнул к партийной работе русской социал-демократии, принимая деятельное участие в съездах, изданиях и других начинаниях партии. Было бы очень неосторожно приписать громкую известность Горькому одним непосредственным свойствам его таланта. В наше время усиленного общения даже между самыми отдаленными пунктами земного шара всякое явление, которому по тем или иным причинам удалось обратить на себя внимание, приобретает известность, о которой прежде не могло быть речи.

К каждому источнику света приставлен теперь огромнейший рефлектор, к каждому источнику звука – гигантский рупор. Несомненно, что элемент моды, помноженный на увеличительную силу новейшего межобластного и международного обмена, сыграл крупнейшую роль в размерах успеха, доставшегося на долю Горького. Тем не менее самый успех заслужен им вполне законно.

Он обусловлен прежде всего тем, что у Горького яркое, истинно-художественное дарование, которого не решаются отрицать самые злые ненавистники его. Основные свойства его таланта: замечательная наблюдательность и колоритность, заражающая читателя свежесть восприятия, высокое развитие чувства природы, первостепенная меткость афоризма.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Ю. Горького “На дне”)