“Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
Пьеса “На дне” была написана в 1902 году. Она имеет большое значение в творчестве Максима Горького. В этом произведении поднимаются философские вопросы о смысле жизни, о путях ее изменения. Автор призывает всех к отходу от жуткого и недостойного существования к счастью и совершенствованию.
Решением этого призыва является оглашение и раскрытие правды, возбуждение гордости.
Герои пьесы – люди, опустившиеся на самое дно общества. В них исчезло все человеческое, они утрачивают свои духовные качества, для них уже не существуют такие
Самое ужасное заключается в том, что герои не стремятся и не пытаются изменить свою жизнь, свой быт и свою душу.
Неожиданное появление старца Луки вносит в их скучное и развратное житье перемены: к каждому персонажу он находит особый подход, он обнадеживает тем, что еще не все потеряно, может и жизнь-то только начинается. Многие обитатели ночлежки искренне верят ему и в их душах рождаются надежды на будущее.
Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке
жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто – неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова.
“А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему – вам всю правду, какая она есть!
Чего стесняться?”-говорит Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него – вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки
своими красивыми историями, зачем жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.
В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет “приукрасить свою душу”. Лука – единственный, кто понял Настю. “Твоя правда, а не ихняя… коли ты веришь,
была у тебя настоящая любовь… значит – была она!”
Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле.
Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что
приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией.
Актер обвиняет его в том, что он не оставил адреса бесплатной лечебницы. Все герои сходятся в том, что надежда, которую Лука вселил в их души, ложная. Но ведь он и не обещал вывести их со дна жизни, просто поддерживал их веру в то, что выход есть.
Та вера в себя, которая проснулась в сознании ночлежников, оказалась слишком непрочной. Все дело в слабости героев, в неспособности и нежелании их противостоять безжалостным социальным обстоятельствам, поэтому главное обвинение
автор адресует не Луке, а героям. Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского характера: неудовлетворенность реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что-то предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Именно поэтому столь теплый отклик находит Лука в их сердцах: он объясняет все их неудачи внешними обстоятельствами.
Такая идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить.
Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлежки, так как его правда, то есть позиция “утешительства’, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя.
Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил
многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. “Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…” – говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки.
Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии Луки Сатин берет веру в человека (“Чело-век – вот правда! Он это понимал…”), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть – вот что теперь становится главным для Сатина.
Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека” – этим и разрешается философский спор о правде в пьесе “На дне”.
Заметно, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев не однозначна. Она находится как бы в двух измерениях.
С одной стороны – правда их будничной жизни, правда “дна”, и с другой – правда, которую они хотели бы увидеть. Это правда “вымышленная”. И самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
Конфликт этот есть конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало.
Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому.
Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит.
Стоит ли обвинять во лжи старца, который единственный из обитателей ночлежки думает не о себе, не о деньгах, не о выпивке, а о людях? Он старается приласкать (“Человека приласкать никогда не вредно”), он вселяет надежды спокойствием и жалостью. Именно он, в конце концов, изменил всех людей, всех обитателей ночлежки…
Да, Актер повесился.
Но виновен в этом не только Лука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцу правдой.
Существует некоторый стереотип в отношении правды. Нередко считается, что правда всегда хороша. Конечно, ценно, если ты всегда живешь правдой, реальностью, но тогда невозможны мечты, а вслед за ними – другое видение мира, поэзия в широком
смысле этого слова. Именно особый взгляд на жизнь рождает прекрасное, служит основой искусства, которое в конце концов также становится частью жизни.
Человеческие чувства и мечты, его внутренний мир дороже всего и ценнее всего, потому что мечта не ограничивает, а развивает. Правда не дарит надежд, правда не верит в Бога, а без веры в Бога, без надежд нет будущего.
Возможности человеческой личности не ограничены, нужно только не смиряться, не опускать головы, не ждать слов утешения, нужно уметь мобилизировать все физические и духовные силы, и только тогда можно надеяться на достойную жизнь. Я верю, что должны исчезнуть нищие с тротуаров, просящие подаяние; что люди, брошенные не “дно” жизни, обретут веру в свои силы, нужно только помочь им осознать себя личностью и встать на путь своего спасения. И здесь один путь-вера в возможности человека, в его неисчерпаемую силу духа, воли.