“Не в законе правда, а в человеке”

Анализ рассказа И. С. Шмелева “Про одну старуху” в 11-м классе
Ход урока

I. Вступление.

И. С. Шмелев – автор многих рассказов, повестей, романов. Темы его произведений разнообразны. Главное в них – внимание к человеку. Его герои – простые люди, очень часто с горькой судьбой.

Втянутые в водоворот событий, они проходят тяжкий путь познания мира, обретения мудрости. Как вопль потрясенного сердца, выбрасывается из их души: “Ну а где правда-то настоящая, в каких государствах, я вас спрошу?! Не в законе правда, а в человеке”.

Оказавшись

в 1922 году вдали от России, Иван Шмелев не озлобился, хотя многое в новой жизни не принял. Чувства осиротевшего отца, пережитый голод в Крыму, воспоминания о мародерстве и терроре нашли отражение в яростных и трагических памфлетах.

Вспомним значение слова “памфлет”. Оно происходит от английского pamphlet, означающего “листок, который держат в руке”. Памфлетом в литературе называют “произведение остросатирического характера, высмеивающее в резкой обличающей форме политический строй в целом, общественные явления и т. п.”.

Памфлет отличается документальностью, верностью объективному

факту и ограниченностью собственного художественного вымысла. “В памфлете может переплетаться публицистика с сатирическими приемами оценки” (Словарь литературоведческих терминов / Ред. и сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 1974.

С. 257).

Рассказ “Про одну старуху” был написан во Франции в 1924 году. Это произведение о Родине-матери, которую все позабыли и оставили на погибель.

II. Работа над текстом.

1. Выявление уровня восприятия произведения.

Какое впечатление сложилось о рассказе? О каком периоде жизни страны идет повествование? Какие события в центре внимания автора?

Какой эпизод больше всего поразил вас своей трагичностью?

2. Анализ рассказа.

– Обратите внимание на заглавие. Только ли о Марфе Трофимовне Пигачовой рассказывает автор?

(Под “старухой” подразумевается не только измученная нуждой и бедами старая женщина, но и Россия – Родина-мать, брошенная своими детьми.)

– От чьего лица ведется повествование? Что мы можем о нем сказать? На что указывает подзаголовок “Рассказ бывалого человека”?

(Повествование ведется от лица рассказчика. На это указывает и подзаголовок. Он человек “бывалый”, много повидал и пережил.)

– Какой прием лежит в основе рассказа “бывалого” человека? С какой целью его использует автор?

(Используемый прием воспоминаний усиливает достоверность и трагизм описываемых событий, подчеркивает искренность переживаемых чувств.)

– Каковы исторические рамки описываемых событий?

– Назовите ведущие темы и мотивы рассказа.

(Автор говорит об отношении народа к власти, о разорении, насилии и репрессиях, выражает тревогу за судьбу России. В рассказе звучит мотив бесприютности, раскола в семье и стране.

С самого начала повествования события мирового значения тесно связаны с личными судьбами персонажей. Писатель обращается к обычным на первый взгляд типам человеческих характеров, чтобы через их переживания раскрыть трагедию целой эпохи.

В центре рассказа шестидесятилетняя женщина – М. Т. Пигачова.)

– Расскажите о ее судьбе.

(Чтение отрывков. Подбор цитат. “От войны да смуты ей… всех тяжелей досталось”.)

– Какие художественные приемы использует автор для раскрытия характера героини (портрет, психологические зарисовки, речевая характеристика, отдельные детали)?

(“Кость да жилка”, “махонькая”, “сухенькая”, “легкая на ногу”. “Одна ломила” по дому и в поле. Характером “настойчивая”, “сурьезная”.)

– Как показывает автор новую власть и отношение к ней народа? Какие интонации преобладают в их характеристике?

(Пришла “смута”, “господ описали”, сына Никешку на войну забрали. Начались “грабежи да поборы”, до церкви добрались. “Кума-нисты” установили свои порядки.

Через незамысловатую речь, неправильно произносимые слова И. Шмелев выражает отношение простых людей к происходящим событиям и власти, с гневом и болью говорит о трагедии народа.)

– Кто представляет власть в деревне? Расскажите о Леньке Астапове.

(“Победный комитет” возглавляет Ленька Астапов – “вор”, “дизелтир” и убийца. Он умел только “пустые слова” говорить да чинить беззакония, а для несогласных у него под рукой всегда “свинцовая примочка имеется”.

С этого момента темп повествования убыстряется, краски сгущаются. Рассказчик эмоционально описывает все те страдания, которые пришлось пережить героине. И не только ей одной: весь народ оказался втянут в водоворот страшных событий. Мотив погони, облавы пронизывает весь рассказ.)

– Как вы думаете, почему в произведении практически нет описания природы?

(Нарочито отсутствующий пейзаж усиливает трагизм происходящего. Лишь в четвертой главе люди, загнанные в лесные дебри, на минуту улавливают соловьиную трель (“а кругом по весне-то сила соловьева, всю ночь свищут… даже в голове путается”. Но больше путается от страха, неразберихи, погони.)

III. Чтение и анализ эпизода Ї”Встреча матери с сыном”.

1. Каково место этого эпизода в композиции произведения? (Является кульминацией.)

2. Как связан эпизод с предшествующими ему событиями?

3. Расскажите об отряде “особого назначения”. Кто они? На какие детали их внешности и поведения обращает внимание автор?

(“Самые отпетые”, “самые лютые”. Они “совесть продали”, “кресты сымают”. Командует ими сын Никешка – “каратель главный”, и действуют они “по декрету, от рабочей власти”.)

4. Что мы можем сказать об авторской позиции?

(Чтение отрывков: “С ими?! У родных детей хлеб отымаешь?! …да будь проклят!”; “Прямо голову народ поднял, не узнать!”; “Денег много нашли… бери, мол, на сирот”.

В этих сценах звучит приговор власти и ее бесчеловечным порядкам. Голос автора сливается с голосом народа.)

5. Какие изобразительные средства помогают передать драматизм этого эпизода?

Кульминация сменяется быстрой развязкой. Сын застрелился, а старуха “приказала долго жить”. Власть обещала передать муку семье. “Дослали, нет ли – неизвестно” – этой фразой заканчивается рассказ.

Почему?

IV. Обобщение. Беседа.

1. Как вы поняли слова героя: “Не в законе правда, а в человеке”?

2. В чем видит истоки страдания людей И. С. Шмелев?

(Исток нашей судьбы и поступков скрыт в самом человеке.)

3. Какие черты народного характера особенно дороги автору?

(Рассказывая о судьбе русской женщины, автор показывает жизнь всего народа, который даже в самые тяжелые времена проявлял терпеливость и стойкость, открытость и щедрость, милосердие и поддержку.)

4. Что вы можете сказать о языке рассказа? В чем его своеобразие?

5. Как автор выразил в произведении жгущую его сердце тревогу?

(Особенностями стиля, языка, публицистичностью, полифонизмом, сатирой.)

V. Домашнее задание.

Прочитайте рассказ И. С. Шмелева “Кровавый грех”. Сравните его с уже известными вам произведениями писателя. Сделайте анализ идейно-художественного своеобразия любого рассказа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Не в законе правда, а в человеке”