Назревает конфликт. Как найти выход из ситуации?

Каждый день на уроках в школе возникают различные педагогические ситуации, требующие от учителя мгновенного решения. Постоянные нарушения дисциплины: у кого-то ручка пропала, кто-то опоздал, кто-то ест на уроке, тот толкается, а этот обзывается и т. д. Если учителю реагировать на все, то просто не хватит времени на сам урок: бесконечные разборы полетов с выяснениями дел займут весь урок. Но и не реагировать на обстоятельства, не касающиеся урока, тоже нельзя. Вот и приходится учителю мгновенно оценивать ситуацию и принимать решение: “казнить

или помиловать”, обратить внимание или “не заметить”, отшутиться или серьезно поговорить?

Постоянный выбор, который приходится делать в считанные секунды, зачастую сводит на нет учебное время. И ведь действовать нужно со снайперской точностью, чтобы спасти ситуацию.
Приведу пример одной такой конкретной ситуации.
На уроке русского языка собираюсь раздавать тетради с проверенными изложениями. Одна девочка сильно нервничает, говорит, что у нее пропала тетрадка. “Понятно, – думаю про себя, – значит, она ее и не сдавала. А теперь применяет метод: лучшее средство защиты – нападение, ведь

учитель виноват в том, что тетрадь ей не вернул”. Печально, но это – типичный случай: жаловаться, что тетрадь пропала, когда не выполнено задание.

И еще странно: откуда девочка знает, что тетрадка пропала, если их еще не начали раздавать?
Сразу оговорюсь: партию классных тетрадей всегда перевязываю резинкой, специально для этого купила три мотка по 6 гривен, такие резинки раньше в трусы вшивали, крепкие, надежные. Это все к тому, что тетрадь пропасть никак не могла.
Но девочка уже с нескрываемой агрессией (!!!) на повышенных тонах доказывает мне, что она сдавала тетрадь на проверку. Для меня ситуация ясна: ученица обманывает. Но как она уверенно это делает, без тени смущения, с нотками нападения на учителя в интонациях!

Вывод из ее агрессии напрашивается один: в пропаже тетради виновата учительница!
Как быстро развязать эту конфликтную ситуацию? Называю несколько фамилий подряд и задаю вопрос: “Иванов, Петров, Сидоров, за те пять лет, что я преподаю у вас предмет, были когда-нибудь случаи, чтобы тетради после проверки вам не раздали?” Разумеется, нет. Наступает пауза, молчаливо свидетельствующая о том, что тема исчерпана.
Но тут в спор вмешивается подруга “пострадавшей”, соседка по парте, с заявлением: “Вы унижаете наше достоинство тем, что сравниваете нас с этими учениками!” Вот как оно, оказывается! А ведь никого ни с кем и не сравнивали. Цель убеждения состояла в следующем: тетрадь пропасть никак не могла!
И тут мои мысли уходят от конкретного педагогического конфликта в сторону педагогики. Существует ли она вообще? По-моему, человек уже рождается с определенной судьбой, с готовым характером, способностями, склонностями.

Воспитание может лишь незначительно подкорректировать какие-то черты. Эта самая девочка, говорящая о человеческом достоинстве, к уроку сегодня вообще не подготовилась, сказала, что не учила… При всем классе сказала…

И не покраснела даже от смущения. Помню, как в пятом классе она плакала, когда получила оценку на балл ниже “соперницы” по учебе. Причитала: “Я так и знала, что у меня оценка будет ниже!” Что это было? Зависть к чужим успехам?

Стремление быть лучшей? Завышенная самооценка? Чтобы разобраться в этом конфликте более или менее объективно, важно знать еще один факт: эта девочка мне всегда нравилась, можно сказать даже так: наши симпатии были взаимны. Что же случилось теперь?

Переходный возраст всему причиной? Или что?
А тем временем урок продолжался. Выставляю оценки, слышу ее голос шепотом подруге: “Я этого так не оставлю! Я дам маме тетрадь, пусть она перепроверит все ошибки!” Спрашиваю:
– Что ты получила за изложение? – учитель-предметник ведет много классов, в каждом по тридцать человек, поэтому все оценки трудно упомнить, кто там что получил.
– Семь баллов, – отвечает она.
Семь – это четверка с минусом по старым нормам оценивания. По-моему, неплохо. Но “она этого так не оставит!” Вот так!

Пожалуется маме, та еще кому-нибудь. “Перепроверять” будут меня. Почти как в анекдоте, примерно такого содержания:
“Один конкурент на выборах говорит другому:
– Я скажу твоим избирателям, что у тебя дочь наркоманка, а сын в тюрьме сидит.
– Но у меня вообще нет детей…
– А это неважно! Я скажу – а ты оправдывайся!”
Это приведен в пример только один случай из школьной жизни, это даже не “один день из жизни Ивана Денисовича”. А сколько их бывает каждый день! Всего учитель-предметник на ставку (18 часов) обучает в среднем 150 учеников, и каждый, как принято сейчас говорить, – личность.
Хотелось бы услышать ваше мнение по данной конфликтной ситуации. Понимаю: житейские мелочи, американцы вон Ливию бомбят, а тут со всякими пустяками пристают… Только вот дело в том, что во всем существует незримая связь. У этих “общечеловеков”- американцев, убивающих людей, нет никакой духовной основы, моральных ценностей.

Они бомбят мирное население, чтобы завладеть нефтью этой страны, их цель – нажива любой ценой. Школьники требуют хороших оценок – это пока эквивалент их труда. Хорошо, когда труд вложен.

А если нет?
Не хотелось бы, чтобы новое поколение выросло с такими эгоистичными представлениями о жизни: все можно взять себе даром, не прилагая особых усилий; все методы хороши в борьбе за достижение намеченных целей. И все таки, если вы узнали о конфликте с учителем, то:

Не стоит ругать ребенка, лучше расспросите и узнайте у него что произошло. Никогда не позволяйте себе обсуждать при ребенке недостатки учителя, например, с мужем или с подругой. Постарайтесь объяснить ребенка, как тяжело быть учителем, что учитель – это обыкновенный человек, как и мы, и что он тоже устает и раздражается.

Обсудите с учителем всю ситуацию, без претензий, ну и тем более не в присутствии ребенка, постарайтесь найти выход из сложившейся ситуации. Не откладывайте в долгий ящик этот разговор, разрешите ситуацию в самом начале, и не запускайте конфликт. Иногда стоит наладить более теплые отношения между родителем и учителем, чтобы в будущем уберечь ребенка от завышенных требований и излишних придирок. Речь идет об активном участии родителей в жизни класса и школы.

Посещайте родительские собрания, предлагайте свою посильную помощь в решении некоторых повседневных проблем, возможно даже используя свою профессиональную деятельность. Возможно, в возникшей ситуации понадобиться консультация психолога, не отказывайтесь от помощи профессионала, она не будет лишней.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Назревает конфликт. Как найти выход из ситуации?