Натурфилософская лирика Ф. И. Тютчева



Находясь с 1822 г. на дипломатической службе в Мюнхене и занимая незначительный пост в русском посольстве при дворе баварского короля, Тютчев как бы “между делом” занимался поэзией. Но уже в это время он ясно осознал, что его мировосприятие полнее и лучше всего выразится именно в лирике. В своих стихах он сосредоточивает внимание на самых главных вопросах бытия, проблемах жизни и строения природы, космоса.

Тютчев пытается языком поэзии выразить глубоко волнующие его философские размышления.
Стихотворения Тютчева приобретают

особую стилевую окраску, делающую их не похожими на произведения всех других поэтов.
В эти годы он создает наибольшее количество лирических шедевров, среди которых особенно выделяются стихотворения “Весенняя гроза”, “Летний вечер”, “Осенний вечер”, “Цицерон”, “Silentium”, “Из края в край”, “Сон на море”, “Тени сизые смеси,-лись”, “Фонтан” и некоторые другие, Тютчев как бы избирает в поэзии свой путь, который нередко уводил читателя в область философских размышлений, но именно на этом пути поэт достиг истинной глубины и силы.
Тютчевские стихотворения этого периода
не подходят под традиционные жанровые категории, в них есть элементы одического и элегического стиля, иногда в них звучат и обличительные интонации, сатира. Но так как Тютчев – поэт-философ, то и сатира его носит “высокий” характер: это возвышенное, гневное обличение, проникнутое ораторским пафосом.
Большинство своих стихотворений Тютчев строит по принципу образного параллелизма. В первой части обычно рисуется картина природы, а во второй дается философское обобщение, которое объединяет пейзаж с человеческой жизнью и позволяет обнаружить в природе и человеке некие общие черты, придающие стихотворению внутреннее единство. Так построены стихотворения “Через ливонские я проезжал поля…”, “Осенний вечер”, “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” и др.
Такая композиционная гармония обеих частей стихотворения как бы выражает убеждение поэта в незыблемости внутреннего единства всех явлений природы, в состав которой входит и человек, в стройности и разумности этой мировой системы.
Но слова “пейзаж”, “природа” следует понимать достаточно широко. Поэт нередко противопоставляет явления внешнего мира отдельной личности (бой часов в “Бессоннице”, тени в “Тени сизые смесились…”, ветер в “О чем ты воешь, ветр ночной?”). Иногда природное и человеческое начало так сильно переплетены, что создают у читателя ощущение неразделимости природы и человека (“Ветер мглистый и ненастный..,”, “Арфа скальда”, “Летний вечер”).
В некоторых стихотворениях мы встречаемся с обратным параллелизмом, то есть описание переживаний человека предшествует картине природы. Это стихотворения “В толпе людей…”, “К N. N..” и др. В стихотворении “И гроб опущен уж в могилу…” бездушие официального обряда (которое поэт, видимо, считает неизбежным) противостоит образу умершего, которому ничего этого уже не нужно, противопоставляется как бы бренность бытия человека и вечность природы:

А небо так нетленно-чисто,
Так беспредельно над землей
И птицы реют голосисто,
В воздушной бездне голубой…

В таких произведениях Тютчева нужно видеть символический смысл, выражение натурфилософских представлений автора, и в целом тютчевская поэзия 20-х – 30-х годов XIX века является натурфилософской.
Тютчева интересуют не картины природы, а наблюдения над стихиями природы как средство познания сущности бытия, всеобщих законов Вселенной. Такая поэзия вполне заслуживает названия философской.
Многие философские стихотворения Тютчева повторяют (каждое по-своему) один и тот же лейтмотив его лирики: необходимость слияния человека с природой как цель человеческого бытия. Но эта цель оказывается одновременно и концом индивидуальной, личной жизни человека. В этом заключается, по Тютчеву, трагизм человеческой жизни, ее мрачная, темная сторона.

В момент слияния человек испытывает высшее блаженство, так жизнь и смерть идут рядом, кульминация жизни есть шаг в область смерти.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Натурфилософская лирика Ф. И. Тютчева