Натурализм и реализм

В эти же годы меняется и представление о цели творчества. Значит, неизбежно меняются и художественные средства, характер изображения. В прозе Бальзака год от года все меньше оставалось места условности, символике, фантастике, все больше становилось жизнеподобия, точных деталей быта, социальной достоверности.

Французские писатели следующего поколения, и прежде всего Эмиль Золя, назовут такой литературный метод, основанный на сиюминутной точности изображения жизни, на верности “природе вещей”, нагой “натуре”, натурализмом.

/> Конечно, Бальзак, как всякий великий писатель, лишь окончательно оформил художественные идеи, которые вызревали в европейской культуре долгие годы. Как мы только что сказали, писатели конца XVIII и первой трети XIX столетия постепенно уходили от рациональной, разумно устроенной и потому чуть схематичной картины мира, созданной классицистами. Они интересовались человеческой личностью как таковой, а конкретную историческую эпоху изображали как фон, на котором действуют герои.
Однако постепенно задача начала усложняться; писателям уже было недостаточно “просто” запечатлеть индивидуальные черты человеческого
характера. Они стали всматриваться в сложную систему взаимоотношений человека и той реальности, внутри которой он формируется, живет и действует. Так появился термин реализм.

Мы говорим о реалистических принципах изображения жизни в романе Пушкина “Евгений Онегин” и поэме Гоголя “Мертвые души” и вкладываем в это понятие примерно тот же смысл, какой и в слово “натурализм” применительно к творчеству лучших французских писателей середины XIX века.
Натурализм и романтизм окажутся полюсами художественного напряжения, противоположно заряженными источниками культурной энергии, которая будет питать европейскую литературу второй половины XIX века. И Николай Васильевич Гоголь станет одним из первых русских писателей, кто в равной мере испытал влияние обоих этих течений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Натурализм и реализм