Наталья Сметанникова: “Школе нужен методолог чтения”
Наталья Николаевна Сметанникова – кандидат психологических наук, доцент, профессор и директор учебно-методического центра БЕСТТ. Проблемой чтения, в том числе чтения на иностранных языках, занимается со студенческих лет. Основное направление научно-исследовательской работы – стратегии и тактики чтения – было начато в кандидатской диссертации, продолжено в статьях и междисциплинарном исследовании “Стратегиальный подход к обучению чтению” (“Школьная библиотека”, 2005). Возглавляет “Школу педагогического мастерства”
Является президентом Русской ассоциации чтения (РАЧ) и президентом Московского отделения Международной ассоциации чтения (IRA), руководителем текущего Европейского проекта “Школа, где процветает грамотность”. Автор многих научных и публицистических статей, учебных и учебно-методических пособий, книг.
– Наталья Николаевна, сейчас у нас в стране все больше
– Начну с того, что происходит в мире. Во многих странах действует Международная ассоциация чтения (IRA) – ей чуть больше 50 лет и создавалась она параллельно с группой чтения, которая разрабатывала документы ЮНЕСКО. У основания этих организаций стоял знаменитый американский ученый Уильям Грей. В IRA вступили Ассоциации учителей чтения, учителей английского языка и литературы и логопеды.
Таким образом, проблема чтения сразу стала междисциплинарной. Ассоциация сразу стала международной – к ней присоединились Германия, Франция, Австрия.
Мы начали сотрудничество с IRA в конце 80-х, когда существовала советская организация чтения. Первое совместное заседание проходило в Таллине, туда приехали представители IRA. Я была в советской делегации, поскольку владею темой на двух языках.
В числе первых попала и в IRA. Тогда же было принято решение, что наша штаб-квартира будет в Таллине, поближе к Европе. Но потом грянул развал СССР, ассоциация тоже развалилась.
И тем не менее в 1992 году в Москве успел пройти первый и последний международный конгресс по чтению.
Потом был период неурядиц. В 1996 году я получила приглашение приехать в США – контакты потихоньку возобновлялись. Вернувшись оттуда, я собрала коллег, и мы решили без всякого начальства и финансирования восстанавливать ассоциацию. Сделали московское отделение и так потихоньку дошли до создания Русской ассоциации чтения (РАЧ).
Пока мы не можем называться российской: чтобы получить такой статус, нужно иметь большое количество отделений по всей стране. Подробнее о нашей работе можно узнать на сайте






Related posts:
- Наталья Иванова: “В школе надо читать шедевры…” – Наталья Борисовна, Ваше интервью пойдет в номере, где два главных героя – Пастернак и Шолохов. Оба хронологически принадлежат советскому времени, оба отмечены всемирно признанной литературной наградой, оба занимают заметное место в пока еще существующем школьном курсе литературы… Но здесь-то и начинаются вопросы, а часто и жаркие споры в соответствующих кругах. Что может дать современному […]...
- Что понимают под техникой чтения? Влияние смыслового и технического чтения на процесс обучения Что же понимают под техникой чтения? Чтение-это сложный психофизиологический процесс, в котором выделяют 2 стороны:1)смысловой-понимание, осознание смысла; 2)технический-темп, правильность, выразительность. Осмысленность:содержание каждого из предложений, уяснение смысловой связи между предложениями, содержание отдельных частей(абзацев, эпизодов, глав)и смысла этих частей(не только о чем говорится, но и что этим сказано).Правильность:читающий избегает ошибок, либо наоборот заменяет, переставляет, искажает буквы(звуки),слоги и […]...
- О чем повесть “Наталья, боярская дочь”; Карамзина Эта повесть о любви. В произведении показана настоящая любовь, которая, по мнению автора, превыше всего. Настоящее чувство преодолевает любые препятствия, оказывается сильнее любых предрассудков. Любящие по-настоящему люди должны быть вместе. Такова главная мысль повести. Идея выражена в словах “любовь всего сильнее”, которые написал в письме к отцу Натальи Алексей. Ее главные герои – Наталья и […]...
- Характеристика героя Наталья Дмитриевна, Горе от ума, Грибоедов Наталья Дмитриевна Наталья Дмитриевна – супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова “Горе от ума”; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго до этой встречи на балу у Фамусовых. Они вместе служили в полку и были хорошими приятелями. Поэтому перемены, произошедшие в характере друга после женитьбы, не могли скрыться от его проницательных […]...
- Характеристика Алексея и Натальи в повести “Наталья, боярская дочь”; Карамзина Алексей рассказал Наталье, что он сын несправедливо осужденного боярина Любославского, которого оклеветали, после чего он покинул Россию. Алексей от всех скрывал эту тайну, потому что боялся того, что царь отнесется к нему справедливо, а Наталье рассказал, так как полюбил ее и увидел взаимность. Влюбленные оказались связанными тайной, и им ничего не оставалось, как бежать, чтобы […]...
- Характеристика героя Наталья, Тихий Дон, Шолохов Наталья Наталья – одна из главных героинь романа “Тихий Дон”, жена Григория, дочь Мирона Коршунова. Это “дюже красивая” девушка со смелыми глазами, открытым взглядом и смущенной улыбкой. Наталья по натуре труженица, идеальная жена и мать. Ее руки всегда “раздавлены” работой, но, даже став матерью, она сможет сохранить свою стать и степенную фигуру. Несмотря на все […]...
- О повести “Наталья, боярская дочь” Н. М. Карамзина Главные герои повести – боярская дочь Наталья и Алексей Любославский. Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с врагами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вместе по любви. Алексей доверил Наталье […]...
- Какова роль главы наталья савишна книги толстого детство? Напишите на эту тему сочинение-рассуждение Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она “кротостью нрава и усердием”, поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Непросто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: […]...
- Краткое изложение Наталья, боярская дочь Карамзин Н. М. Карамзин Наталья, боярская дочь Главная героиня – Наталья, живет в допетровской России. Ее родители: отец, боярин Матвей, – богатый человек, верный советник царя; мать Натальи умерла и ее воспитывала няня. Весь жизненный уклад героев регламентируется правилами “Домостроя”, и жизнь Натальи полностью подчиняется этому укладу. По утрам вместе с няней Наталья идет в церковь […]...
- Наталья Ласунская В процессе изучения русской литературы ХIХ в. мы познакомились со многими прекрасными женскими образами, каждый из которых выделяется своими индивидуальными чертами, оставляет неотразимый след в нашей памяти. Особое место в русской литературе занимает целая галерея женских образов, созданная Тургеневым. “Тургеневские девушки”, как часто их называют критики, сочетают внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, четкий ум и […]...
- Крандиевская-Толстая Наталья Васильевна Наталия Васильевна Крандиевская в замужестве Крандиевская-Толстая. Дочь издателя В. А. Крандиевского и писательницы А. Р. Крандиевской. Получила первоначально домашнее образование, потом училась в гимназии. С раннего детства сочиняла стихи, впервые напечаталась в 13 лет в детском журнале “Муравей”. В пятнадцать лет показала свои опыты И. Бунину, и он, вспоминая этот эпизод, признался, что был “поражен […]...
- Проблема выбора книг для чтения В данной статье Д. Гранин поднимает проблему выбора книг для чтения. Знаменитый писатель с грустью констатирует, что в наши дни многие люди, особенно молодое поколение, выбирают книги по принципу “чем ярче и красочнее обложка, тем книга лучше”. Их не так волнует содержание произведения, важнее его оформление. И таких недальновидных читателей, как и “несъедобных” произведений становится […]...
- Источниковедение в школе Мы не раз приглашали коллег, выпускающих в своих учебных заведениях и на местах методические журналы и газеты, присылать их нам в редакцию, чтобы “Литература” представила их в “Стенде”. Но, как водится в нашей любимой стране, дело и здесь движется ни шалко ни валко. Изданий, знаем, много, но попадают они к нам от случая к случаю. […]...
- Характеристика героя Наталья Савишна, Детство, Толстой Наталья Савишна Наталья Савишна – второстепенный персонаж в повести Толстого “Детство”, сыгравший важную роль в становлении характера главного героя десятилетнего Николеньки, а также в раскрытии его отношения к другим людям. Наталья Савишна служила в доме Иртеньевых с незапамятных времен. Она была ответственной за ключи от кладовой и по натуре была женщиной властной, поэтому прислуга в […]...
- Повесть Карамзина “Наталья, дочь боярская” Во второй половине 70-х годов XVIII века возникает и к концу века развивается в русской литературе новое направление – сентиментализм. Сентиментализм был общеевропейским направлением в искусстве и литературе, но в каждой стране он имел своеобразные черты. Писатели-сентименталисты в центре изображения поставили повседневную жизнь простого человека, его личные душевные переживания, чувства и настроения. При создании своих […]...
- Педагогические чтения памяти З. Н. Кулаковой Имя Зинаиды Николаевны Кулаковой – учителя русского языка и литературы, заслуженного учителя школы РСФСР, награжденного орденом Ленина и медалью Пушкина, – известно всем словесникам Москвы. Позволю себе все же дать небольшую биографическую справку и рассказать, какую роль в моем педагогическом становлении сыграл этот удивительный учитель – Учитель с большой буквы. Зинаида Николаевна родилась в семье […]...
- Внутренний мир героини в повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Н. М. Карамзин в повести “Наталья, боярская дочь” обращается к историческому прошлому России. Наталья, главная героиня повести, живет в эпоху допетровской России. Ее отец, боярин Матвей, – богатый человек, верный советник царя. Мать Натальи умерла и ее воспитывала няня. Тогда в личной жизни людей главными были правила “Домостроя”, и жизнь Натальи полностью подчиняется этому укладу. […]...
- Сочинение на тему: “Сюжет и проблематика повести н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Повесть “Наталья, боярская дочь” Н. М. Карамзина стала первым художественным воспроизведением русского исторического прошлого. Позднее критик Резанов будет описывать “карамзинское течение” как “тенденцию обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической”. Действие повести “Наталья, боярская дочь происходит в прошлом, […]...
- День Учителя в нашей школе В этом году День учителя в Красноармейской школе отпраздновали с размахом. Праздничные мероприятия протекали на протяжении двух дней: 30 сентября (пятница) и 3 октября (понедельник). 30 сентября учащиеся 5 – 10-х классов украсили фойе и коридоры школы праздничными плакатами и стенгазетами с поздравлениями для учителей. 3 октября утром состоялась выставка-конкурс букетов и композиций из природного […]...
- Пейзаж в повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” В эпоху сентиментализма пейзаж в литературе играл особую роль: описание всегда имело поэтический характер, что сопутствовало описанию переживаний, внутренних ощущений героев. Если внимательно прочитать описание Москвы, убеждаешься в том, что автор хочет передать прекрасную, величественную картину, переданную при помощи эпитетов (лучезарный день), сравнений(как сизый дым, терялась…) и других художественных средств. Все гармонично в жизни. Это […]...
- Почему так нужен хлеб? Хлеб в том или ином виде едят во всем мире. Его считают основой жизни. Во многих странах хлеб составляет 50% или даже больше ежедневного рациона большей части населения. Там, где люди имеют маленький доход, а хлеб является самым дешевым продуктом питания, основная часть калорий поступает с хлебом. В Соединенных Штатах, где уровень жизни значительно выше, […]...
- Советы родителям: Правила чтения для первоклассников Читайте вместе с ребенком. Читайте вместе с ребенком. Читайте сказки, рассказы, стихи по очереди. Большую часть читает взрослый, а одно или два предложения – ребенок. И так, чередуясь, можно прочитать довольно много. Главное, что ребенку будет интересно, ведь взрослые читают с выражением, быстро и, в то же время, ребенок тоже участвует в чтении. Пусть немного […]...
- Наталья Ласунская – тип “тургеневской” девушки (по роману “Рудин”) В процессе изучения русской литературы XIX в. мы познакомились со многими прекрасными женскими образами, каждый из которых выделяется своими индивидуальными чертами, оставляет неотразимый след в нашей памяти. Неповторимы образы пушкинских героинь, женские образы, запечатленные на страницах произведений Лермонтова, Островского и других писателей. Особое место в русской литературе занимает целая галерея женских образов, созданная И. С. […]...
- Анализ образа Наталья Савишна по повести Детство (Толстой Лев Н.) Тот, кто читал повесть Л. Н. Толстого “Детство”, вряд ли будет равнодушен к судьбе Натальи Савишны, которая оставила незабываемый след в моем сознании своим положительным образом. Он притягивает к себе честностью, добросовестностью, добродушием, жалостью, связанной с нелегкой судьбой. Эта милая старушка, будучи еще молодой, веселой, краснощекой Наташкой, отличалась усердием, верностью, кроткостью нрава, привязанностью к своей […]...
- Наталья Алексеевна Ласунская в романе “Рудин” В романе И. С. Тургенева ” Рудин ” пленительным женским образом является Наталья Алексеевна Ласунская. Эта молодая девушка с первого взгляда могла не понравиться. Натали еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Черты лица красивы и правильны, особенно хорош был ее чистый и ровный лоб. Училась она прилежно, читала и работала охотно. […]...
- Наталья – типичный образ украинской девушки-крестьянки Пьеса ” Наталка Полтавка ” И. Котляревского – одно из первых драматических произведений новой украинской литературы, в котором реалистично показана жизнь украинского села XIX века. В основу сюжета автор положил типичные моменты действительности: выдача девушки замуж за богатого, нелюбимого и развод с любимым парнем, бедняком. В народных песнях, думах того времени тоже очень часто встречается […]...
- Формирование УУД на уроках литературного чтения Формирование ууд на уроках в начальной школе Автор: Голубева Елена Вадимовна, учитель начальных классов МБОУ “СОШ № 57”, город Новоуральск Описание работы: данная статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС второго поколения. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературного чтения. Новые социальные запросы, отраженные в […]...
- История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” История в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в “Наталье, боярской дочери”, послужившей переходом от “Писем русского путешественника” и “Бедной Лизы” к “Истории государства Российского”. В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как “царство теней”. […]...
- Астафьева Наталья Георгиевна Астафьева Наталья Георгиевна родилась в Варшаве, где прошло ее раннее детство. Родители – поляки, первым ее языком был польский. В 1928-1930 жила с родителями в Берлине. С 1931 в Москве, выучила русский язык. Пошла в школу, стихи начала писать по-русски, в пятом классе. Ее отец, Ежи Чешейко-Сохацкий (1892-1933), родился в Нежине, в 1910-х годах студент […]...
- Иллюстрация Н. Пчелко к произведению “Наталья, боярская дочь” На иллюстрации Н. Пчелко изображен момент, когда герои встретились, вероятно, выходя из церкви. Представление о героях скорее всего совпадает с представлением иллюстратора. На героях одежда того времени, описанная в тексте повести. Наталья и Алексей имеют очень привлекательные черты лица. Алексей, в силу своего характера, порывается заговорить с Натальей, но она опускает глаза и идет дальше. […]...
- Зачем нам нужен экзамен? В период подготовки к форуму словесников, прошедшему в начале ноября в Москве, стало ясно, насколько же остра проблема выпускного экзамена по литературе. Нашу редакцию захлестнули письма в защиту той или иной формы экзамена, рецензии на новую версию ЕГЭ, призывы сохранить обязательный статус экзамена. Мы не только публикуем – в частности, в этом номере – часть […]...
- Глава I Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. Краткое изложение текста 1.Что дала и чего еще не дала методика в школе 2.О каких проблемах пойдет речь в книге Наша школа достигла больших успехов, особенно за последние десять-пятнадцать лет, в области преподавания литературы… Собственно-методическая мысль не так уж много помогала улучшению преподавания литературы, т. е. немного помогала теоретической разработкой соответственных вопросов и обобщением прекрасного опыта лучших учителей. […]...
- Краткое содержание повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Рассказчик тоскует о временах, когда “русские были русскими”, а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда. Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже […]...
- Человек и история (по повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”) Русская литература тесно связана с историей. Писателей всегда волновал вопрос о связи судьбы человека и судьбы его родины, о том влиянии, положительном или отрицательном, которое история оказывает на человека. Этот вопрос рассматривается и в повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. В ней автор рисует времена, когда “когда русские были русскими, … жили по своему […]...
- Композиция повести Карамзина “Наталья, боярская дочь” Несложности сюжетной линии соответствует ограниченное число действующих лиц. Перед нами проходят добрый “сказочный” царь, его добродетельный приближенный – боярин Матвей, его дочь, ее возлюбленный и ее няня. Но при ограниченном количестве персонажей не все они раскрыты в повести с одинаковой полнотой. Повесть “Наталья, боярская дочь” сравнительно невелика и не очень богата событиями “внешнего” характера, так […]...
- Апрельские чтения: приглашение к сотрудничеству Необходимое предисловие Весна 1981 года. Длинная ночь разговоров в автобусе до эстонского городка Тарту. Мы, тогда еще студенты-старшекурсники Новгородского пединститута, едем к Лотману. Потерявшиеся в чужой языковой среде, мы до двух часов блуждаем по Тарту, случайно забредаем на кладбище, видим могильные плиты со знакомыми именами, и кажется, что все это в другой реальности и не […]...
- Сочинение – рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения. Книга в XXI веке Сочинение – рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения. Книга в XXI веке Наступило третье тысячелетие, двадцать первый век. Век всеобщей компьютеризации, Приобщения всех от мала до велика к Интернету, развития новых для человечества средств массовой информации. “Вроде бы теперь книги и не нужны, не так ли?” – задает себе вопрос среднестатистический обыватель. Я […]...
- Работа над скоростью чтения Работа над скоростью чтения МБОУ СОШ №1 г. Сургута Илларионова Е. М. В начальной школе проверяют скорость чтения вслух. По данным скорости чтения выставляют оценки. Странно, но при оценке скорости чтения никак не учитывается скорость мыслительных процессов ребенка, возможности артикуляционного аппарата в части скорости проговаривания. А ведь эти показатели – строго индивидуальны, а их влияние […]...
- Образ Алексея в повести Н. М. Карамзина “Наталья – боярская дочь” Алексей – главный герой повести. Автор представляет нам его в тот момент, когда Наталья увидела его в церкви. “Прекрасный молодой человек… как царь среди всех прочих людей”. Далее Карамзин называет его красавцем, говорит о том, что Наталья влюбилась в него с первого взгляда. Это помогает нам представить внешность героя. Далее автор характеризует Алексея через его […]...
- Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе В настоящее время в начальной школе реализуется один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника – “Литературное чтение”. Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации. Успех урока литературного […]...