Наталья Сметанникова: “Школе нужен методолог чтения”

Наталья Николаевна Сметанникова – кандидат психологических наук, доцент, профессор и директор учебно-методического центра БЕСТТ. Проблемой чтения, в том числе чтения на иностранных языках, занимается со студенческих лет. Основное направление научно-исследовательской работы – стратегии и тактики чтения – было начато в кандидатской диссертации, продолжено в статьях и междисциплинарном исследовании “Стратегиальный подход к обучению чтению” (“Школьная библиотека”, 2005). Возглавляет “Школу педагогического мастерства”

и ведет курсы подготовки и переподготовки учителей и преподавателей в области методики преподавания ИЯ и видов речевой деятельности в различных учебных заведениях г. Москвы.

Является президентом Русской ассоциации чтения (РАЧ) и президентом Московского отделения Международной ассоциации чтения (IRA), руководителем текущего Европейского проекта “Школа, где процветает грамотность”. Автор многих научных и публицистических статей, учебных и учебно-методических пособий, книг.

– Наталья Николаевна, сейчас у нас в стране все больше

говорят о проблемах чтения. Вы возглавляете Русскую ассоциацию чтения. Чем занимается эта организация? Как она участвует в решении проблем чтения?

– Начну с того, что происходит в мире. Во многих странах действует Международная ассоциация чтения (IRA) – ей чуть больше 50 лет и создавалась она параллельно с группой чтения, которая разрабатывала документы ЮНЕСКО. У основания этих организаций стоял знаменитый американский ученый Уильям Грей. В IRA вступили Ассоциации учителей чтения, учителей английского языка и литературы и логопеды.

Таким образом, проблема чтения сразу стала междисциплинарной. Ассоциация сразу стала международной – к ней присоединились Германия, Франция, Австрия.

Мы начали сотрудничество с IRA в конце 80-х, когда существовала советская организация чтения. Первое совместное заседание проходило в Таллине, туда приехали представители IRA. Я была в советской делегации, поскольку владею темой на двух языках.

В числе первых попала и в IRA. Тогда же было принято решение, что наша штаб-квартира будет в Таллине, поближе к Европе. Но потом грянул развал СССР, ассоциация тоже развалилась.

И тем не менее в 1992 году в Москве успел пройти первый и последний международный конгресс по чтению.

Потом был период неурядиц. В 1996 году я получила приглашение приехать в США – контакты потихоньку возобновлялись. Вернувшись оттуда, я собрала коллег, и мы решили без всякого начальства и финансирования восстанавливать ассоциацию. Сделали московское отделение и так потихоньку дошли до создания Русской ассоциации чтения (РАЧ).

Пока мы не можем называться российской: чтобы получить такой статус, нужно иметь большое количество отделений по всей стране. Подробнее о нашей работе можно узнать на сайте


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Наталья Сметанникова: “Школе нужен методолог чтения”