Настоящее, прошлое, будущее в пьесе “Вишневый сад”

Настоящее, прошлое, будущее в пьесе “Вишневый сад” Конец девятнадцатого – начало двадцатого – время из­менений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошло­го.

Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и Дети“. У него это яркий конфликт, зачастую разрешающийся спорами. Антон Павлович Чехов по-иному взглянул на проблему.

У него нет внешних столкно­вений, но читатель чувствует

глубокую внутреннюю трагедию. Рвутся связи между поколениями, и, что самое страшное, рвут­ся обыденно.

Для нового поколения, которое в пьесе представ­ляют Аня и Петя, уже не существует тех ценностей, без ко­торых жизнь старшего, то есть Раневской, Гаева, не имеет смысла. Ценности эти в пьесе олицетворяет вишневый сад. Он – символ прошлого, над которым уже занесен топор. Жизнь Любови Андреевны и ее брата не может существовать раздельно от вишневого сада, но вместе с тем они ничего не могут сделать для сохранения его.

Раневская просто бежит от своих проблем. После смерти сына она, бросая все, уезжает

в Париж. После разрыва с любовником вновь возвращается в Россию, но, об­наружив на родине неразрешимые проблемы, вновь хочет бе­жать во Францию.

Гаев силен лишь на словах. Он говорит о богатой тетке, о многом другом, но в действительности и он понимает, что множество рецептов предлагается лишь при не­излечимой болезни. Их время уже прошло, а наступило время тех, для кого красота заключается лишь в пользе. Таковым был Лопахин.

Говорят о нем по-разному: то он “хищник”, то – “тонкая и нежная душа”.

В нем сочетается несовместимое. Человек, который любит Любовь Андреевну, всей душой сочувствует ей, не понимает прелести вишневого сада.

Он предлагает сдать в аренду имение, разбить его на дачи, Не сознавая, что это будет концом не только вишневого сада, но и его хозяев. Две противоположности боролись в этом че­ловеке, но, в конце концов, победило рационалистическое зерно. Он не может сдержать радости, что он, бывший холоп, становится владельцем вишневого сада.

Он начинает вырубать его без всякого сожаления. Лопахин поборол в себе любовь к Раневской, не хватило смелости у него и жениться на Варе. Варя – приемная дочь Раневской – по существу была хозяйкой вишневого сада во время длительных отсутствий своей матери. У нее находятся ключи от имения.

Но она, которая в принципе могла бы стать хозяйкой, не хочет жить в этом мире. Она мечтает о монашестве, о странствиях.

Действительной наследницей Любови Андреевны и Гаева можно было бы посчитать Аню. Но, к сожалению, она таковой не является. Аня с Петей олицетворяют будущее. Он – “веч­ный студент”, своими философскими речами напоминающий Гаева; она – образованная девушка, его невеста.

На Аню очень влияют Петины речи. Он говорит ей, что вишневый сад в крови, что его нужно ненавидеть, а не любить. Она же во всем согла­шается с Петей и восторгается его умом.

И как страшный итог звучит вопрос Ани: “Почему я больше не люблю вишневого сада?” Аня, Любовь Андреевна, Гаев – все они, по существу, предают свой сад, сад, который они приручили, но за который не способны постоять.

Трагедия старшего поколения в неспо­собности защитить свое прошлое. Трагедия же настоящего и будущего поколений – в неспособности оценить и понять цен­ности прошлого. Ведь нельзя же, чтобы символом целого по­коления стал топор. Чехов в пьесе описал три поколения, рас­крыл перед читателем трагедию каждого из них.

В наше время проблемы эти также актуальны. И на рубеже XX – XX


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Настоящее, прошлое, будущее в пьесе “Вишневый сад”