Наши духовные проводники. Произведение-очерк
Любой из нас ищет свой идеал. Это может быть человек, произведение искусства, произведение художественного слова, литературный герой. Избранный идеал становится проводником и особенно, тогда, когда он духовно богатый человек. Для меня идеалом является Киевский князь Владимир Мономах, который сел на великокняжий киевской престол в 1113 году.
Его действия как князя были направлены на укрепление Киевской Руси: он сумел объединить вокруг Киева около трех четвертей всех русских земель и прекратить на некоторое время их феодальный распад. Прославился
Мономах сумел приумножить значимость Киевской Руси на международной арене. Но народ Украины знает князя не только как государственного деятеля, а и талантливого писателя, который в своем небольшом произведении «Поучение» рассказал о важнейших моментах своей жизни и своей эпохи, проявил широкую образованность.
По жанру это произведение-поучение детям. Оно было довольно распространено в средневековой литературе. За образцы Владимир брал поучения Соломона сыну из «Притч Соломона», заповеди двенадцати
Однако по своему смыслу, идеями, структуре «Поучение» В. Мономаха, по моему мнению, является самостоятельным оригинальным произведением князя. Вступительная часть произведения насыщена выписками из богослужебных книг, которыми автор, передает мятущееся состояние своей души. Он стремится прославить Бога, показать, что божьей ласки можно добиться тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостыней.
Мое внимание привлекла та часть «Поучения», где князь рисует идеальный образ правителя, показывает его обязанности перед своими подчиненными, перед самим собой.
Он поучает детей не забывать убогих, не разрешать сильным издеваться над более слабыми, не убивать, придерживаться клятвы, остерегаться гордости, не собирать сокровищ, уважать старших и младших, не лениться, остерегаться вранья, пьянства, разврата. Эти поучения можно назвать Кодексом духовности. Истины, заложенные в нем, являются актуальными и сегодня. Особое внимание Владимир обращает на обязанности князя как руководителя государства, князя — воина.
Интересы Руси, государства, народа он ставит выше личных. Эту часть «Поучения» можно назвать дидактической, поскольку в ней заложены основы добропорядочности, доброжелательности, то есть тех человеческих добродетелей, которые можно объединить понятием «духовность».
Свои установки детям Мономах подкрепляет примерами из собственной жизни. Когда на него пошел войной Олег, Владимир добровольно отдал ему Черниговскую землю, чтобы только прекратить междоусобицы. Его жизнь прошла в походах против половцев и в труде, и этот факт является также показательным для руководителей современной Украины.
Я высоко ценю взнос Владимира Мономаха в развитие и укрепление своего государства. Он, в самом деле был большим патриотом, заботился о Руси, государстве, а потому и народ помогал своему князю в трудные минуты. Княжеская же любовь к народу граничила с чувством обязанности. Действия князя учат мужеству, смелости, порядочности.
За это ему честь и слава. Дай, Бог, чтобы наша Украина как можно скорее пополнилась людьми, которые бы не забывали, что в их жилах течет народная кровь.