“Нашему юношеству” анализ стихотворения Маяковского
Наверное, никто не сможет опровергнуть тезис, что за молодыми – будущее. Причем, подобное утверждение будет важно для любой эпохи или политического строя. Владимир Владимирович Маяковский хорошо понимал, что именно молодые люди смогут сохранить все завоевания его времени, а значит, им нужны правильные, идеологически выверенные слова.
Руководствуясь, в том числе, и этой идеей, а также по поводу десятилетнего юбилея Октябрьской революции, Маяковский пишет свое стихотворение “Нашему юношеству” , анализ которого и будет представлен.
К
Как разны земли моей племена, И разен язык и одежи!
Само название стихотворения, содержащее собирательное существительное
То головы сахара высят хребты, То в солнце – пожарной каскою.
Действительно, каждый народ проживает свою историю, у него складываются свои обычаи, и у каждого есть право говорить на своем родном языке. Признавая право на все это, поэт пишет:
У каждого третьего – свой язык И собственная нация.
Однако героя стихотворения обижает, что можно “навезти стихов целый мешок”, “можно с таланта лопаться”, а “в ответ снисходительно цедят смешок уста украинца хлопца”. Более того, когда герой забыл, где ночует, и спросил у украинца адрес по-русски, тот ответил: “Нэ чую”. Это проявление неуважения к русскому языку воспринимается поэтом как вызов стране победившего социализма.
Многим свидетелям великих перемен, происходящих в России начала ХХ века, было, действительно, “за державу обидно”.
Вот и герою обидно, поэтому он иронизирует над тем, что Тифлисская и Казанская академии переписываются по-французски, ведь “им рамки русского узки”. Он допускает, что Париж можно и нужно любить, ведь там не только красивые бульвары, но и ” Бодлер, Маларме и этакое прочее”, но уверен, что тем, кто шагал “в огне и воде годами борьбой прожженными”, нельзя растить себе на смену “бульвардье”, то есть праздношатающихся молодых людей, завсегдатаев бульваров.
Поэтому герой призывает всех, кто был “безъязык и гол”, использовать свободу советской власти, для того чтобы становится более грамотными – “на русский вострите уши!” Ведь именно Россия, принявшая на себя всю тяжесть суровых перемен, решала “судьбу и Киевов и Тифлисов”. И именно Москва в представлении автора “не державный аркан”, а “огневое знамя”, дорогое каждому человеку, говорящему на русском языке, что он и подтверждает строками, которые многим хорошо известны:
Да будь я и негром преклонных годов, И то, без унынья и лени, Я русский бы выучил только за то, Что им разговаривал Ленин.
Ведь, по заверению самого Маяковского, в нем три разных истока речевых, так как один дед его был казаком, другой сечевиком, а сам Владимир Владимирович родился в Грузии. Поэтому в комментариях для редакторов он подчеркивал, что главной идеей своего стихотворения он считал следующую: “Уча свой язык, нужно знать и русский, чтобы юношам, растущим в советской культуре, применять свои революционные знания и силы за пределами своей страны”.
Прошло не одно десятилетие с момента написания этого произведения. Сейчас мало кто, даже в нашей стране, помнит про историческую роль Ленина, но русский язык учат не только негры, но и множество других представителей наций и народностей. Это один из самых распространенных в мире языков, в том числе и благодаря русской литературе.