“Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…..(Б. Л. Пастернак). По “Колымским рассказам” В. Шаламова
1. Преступления против человеческой личности.
2. Человек в лагере.
3. Значение творчества Шаламова.
В истории нашей страны было время, когда такие понятия, как нравственность, гуманность, любовь к ближнему были забыты. Например, свидетельства о периоде красного террора заставляют нас ужасаться преступлениям против человеческой личности. Государство уничтожало своих граждан. А совершалось беззаконие, точнее – узаконенные преступления, под слова величавых гимнов и песен, прославляющих “свободную” отчизну. “…
Я другой
Творчество многих писателей рассказывает нам о преступлениях того периода. В своем сочинении мне хотелось бы остановиться на произведениях В. Шаламова, который сам прошел сквозь ад лагерей.
Рассказы Шаламова заставляют иначе взглянуть на политический
Из рассказов мы узнаем о нечеловеческих условиях, о нравственном и духовном падении человека, о потере самых лучших человеческих качеств.
В лагере человек оказывается наедине с нечеловечески жестоким миром. Люди теряют все, что составляло их жизнь ранее – любовь, надежду, дом, уверенность в себе и в завтрашнем дне. Теперь они стали изгоями, и навсегда проведена черта между ними в настоящем и их прошлой жизнью.
Нормальная жизнь с ее заботами и проблемами кажется иллюзией, даже воспоминания не согревают душу. Однако человек старается выжить даже в нечеловеческих условиях, среди “волчьих” законов.
Мы встречаем у Шаламова такие понятия, как “первая” и “вторая” жизнь. “Первая жизнь” – это жизнь до лагеря, это надежды и мечты, это нормальные отношения между людьми. “Вторая жизнь” – это жизнь в лагере, это чудовищные обстоятельства, бесчеловечные законы, это ужасающие взаимоотношения с окружающими. Писатель не считает нужным что-то скрывать и приукрашивать.
Мы узнаем так много, что это нас шокирует. Однако самым страшным является не только и не столько физические страдания – болезни, холод, голод, помешательство – сколько возможность потери человеческого достоинства, превращение человека в животное.
А именно это зачастую и происходило. Этому способствовали многие факторы: отношение надзирателей и уголовников, бытовые условия. Шаламов рассказывает о том, что в лагере особое место занимали уголовники.
Они имели неограниченную власть над политическими заключенными, то есть, как мы теперь знаем, над нормальными безвинными людьми. Их вина была только в том, что они являются гражданами уродливого и преступного государства.
Унижение оказывается страшнее физических мучений. Жизнь может стать “существованием, полусознанием”. Если человек не находит в себе сил сопротивляться унижениям, потере достоинства, то ему уже ничто не может помочь.
Каждый рассказ Шаламова кажется нам страшным. Но искренность автора нельзя не оценить, должным образом. В рассказе “Сентенция” Шаламов говорит о душевном состоянии человека в лагере.
Не остается ничего человеческого, кроме всепоглощающей злобы. Человек теряет разум, воспоминания. Перед лицом смерти в человеке не остается ничего, что ранее было неотъемлемой частью его натуры. Однако угроза смерти отступает.
В сознании появляется слово “сентенция”. Это полузабытое слово пришло из прошлой жизни, оно не имеет ничего общего с жизнью настоящей. Однако человек “хватается” за это слово, подобно тому, как утопающий держится за соломинку.
Возрождение начинается именно с этого, никчемного в лагерных условиях слова.
Человек может выжить в любых условиях. Но какой ценой… Потеря достоинства, превращение в бесправное и униженное существо – это нередко становится платой за жизнь.
Самого Шаламова лагерный опыт переломал, он вернулся на волю человеком, ничего общего не имеющим стой личностью, которой он был до Колымского лагеря.
В рассказе “Тифозный карантин” перед нами, предстает образованный, умный, достойный человек, немецкий коммунист – капитан Шнайдер. Лагерь превращает его в “прислугу” вора. Теперь ему надлежит быть “чесальщиком пяток” у обычного уголовника. Рассказ вызывает у читателя возмущение и осознание хрупкости мира нормальных человеческих взаимоотношений.
Тоталитарное государство совершает преступление за преступлением, превращая человека в низкое существо.
Из произведений Шаламова мы узнаем о царстве абсурда, о законах лагерной жизни, о том, что происходило с нормальными законопослушными гражданами, которые чьей-то злой волей были объявлены преступниками. О какой любви к ближнему могла идти речь, если страна создавала лагеря, где мог оказаться любой человек, независимо от его социального положения, личностных качеств и прочего. Из произведений Шаламова мы узнаем о терроре против собственного народа на протяжении долгих лет.
Развивается цивилизация, меняется общество. Но творчество Шаламова и других “лагерных” писателей нельзя предавать забвению, чтобы случайно не начать идеализировать прошлое нашей страны. Ведь трагические периоды истории нужно знать хотя бы для того, чтобы возвращение к ним стало невозможным.
И пусть “Колымские рассказы” кажутся современному читателю неимоверно тяжелыми, они – часть нашей истории. Поэтому к ним нужно отнестись с пристальным вниманием. История не терпит сослагательного наклонения.
Мы не знаем, как сложилась бы судьба нашей страны, если бы тоталитарное государство не устраивало террор против собственного народа, если бы лучшие и достойные не оказывались в тюрьмах и лагерях. Мы можем это только предполагать.
Поэтому мне представляется, что произведения таких писателей, как В. Шаламов, должны быть в списке обязательной литературы, изучаемой в курсе школьной программы.