Народность в поэзии А. Т. Твардовского

Творчество Твардовского занимает особое место в литературе двадцатого века. Поэт обращается к вечным темам, которые затрагивались в русской литературе любой эпохи. И все же, о чем бы ни писал Твардовский, в центре его внимания – образ простого человека-труженика.
В суровые и жестокие годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского передавала военные настроения. Вершиной творчества этого периода является поэма “Василий Теркин”, которую можно считать своеобразным памятником духу русского человека на войне:
Взвод на правом

берегу
Жив здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнем
Встанем, ноги разомнем.
Каждый солдат Великой Отечественной говорит о себе устами Василия Теркина: “…Был в бою задет осколком, зажило – и только толку. Трижды был я окружен, трижды – вот он! – вышел вон”. Образ главного героя понравился фронтовикам. В нем не было казенной наигранности, навязанного патриотизма.

Поэт очень высоко оценивает роль народа на войне. Твардовский прекрасно понимал, какие они, простые русские люди, солдаты, – смелые, отважно смотрят смерти

в лицо, защищают страну, не жалея себя. Также поэт осознавал, что кровью солдат омыта война, а слава и известность достается генералам:
… Разделен издревле труд:
Города сдают солдаты,
Генералы их берут.
В поэме-воспоминании “Дом у дороги” поэт повествует о стойкости и выносливости русского человека, о святости воинского долга, о любви, подвергавшейся тяжелым испытаниям. В войне гибли не только солдаты, но и женщины, старики, дети. В поэме главный герой возвращается домой, где его уже никто не ждет:
И отвести старались взгляд
Соседи в разговоре,
Чтоб не видать, как он, солдат,
Давясь, глотает горе.
В поэме “За далью – даль” поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и народом, русским народом!
Поэзию Твардовского можно назвать, без сомнения, энциклопедией жизни народа середины 20 века. Слово “Родина” для него – не пустой звук, это то священное, родное, что объединяет людей, живущих на одной территории. Каждое стихотворение поэта, каждая его поэма – своеобразный гимн родной земле и русскому человеку. В стихотворении “Кремль зимней ночью” Твардовский изображает главный символ России, который является светом “недавней трудной славы”:
Незримым заревом горят
На каждом выступе старинном
И Сталинград, и Ленинград,
И знамя наше над Берлином.
Своеобразным откровением русского солдата стало стихотворение “Я убит подо Ржевом…”, в котором давно погибший человек все еще волнуется за будущее своей родины: “Братья, ныне поправшие крепость вражьей земли, если б мертвые, павшие хоть бы плакать могли! Если б залпы победные нас, немых и глухих, нас, что вечности преданы, воскрешали на миг”.
Поэт не мыслит жизни без родных полей, лугов, рек, рассветов и закатов. Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления о судьбе своей страны. Он говорит о том, что люди начали забывать о своих корнях, о ценностях более важных, чем покой:
Земля родная, что же сталось,
Какая странная судьба:
Не только юность, но и старость –
Туда ж, в город, на хлеба,
Туда на отдых норовила
Вдали от дедовских могил…
Твардовский не отделяет себя от народа, он вместе с ним и в горе, и в радости, в самые тяжелые моменты и в самые счастливые:
Перед лицом ушедших былей
Не в праве ты кривить душой, –
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой.
Твардовский – глубокий психолог, чувствующий человека, его внутреннее состояние, его мысли, взгляды, чувства. Этому способствовало “десятилетие вхождения в литературу”. Все это время он занимался газетно-журнальной работой, учебой в институте.

За эти десять лет он научился разбираться в людях, постигать суть происходящих событий. Поэтому Твардовский без гордыни, но с достойной уверенностью мог заявить: “Я это знаю лучше всех на свете – живых и мертвых, – знаю только я”. Эти знания были получены не только в молодые годы, они формировались у поэта всю жизнь: во время войны – в окопах, во время мирной жизни – в российской глубинке и в столице.

Все его произведения пронизаны любовью к родной земле и к народу, который не мыслит жизни без знакомых с детства полей, рек, озер, белых березок и яркого солнца.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Народность в поэзии А. Т. Твардовского