Народная песня в драме Ивана Котляревского “Наталка Полтавка”
Главная героиня пьесы Наталья не только словами, но и песнями, раскрывает свой нрав, красоту, судьбу. Песня “Ой я девушка Полтавка” – это лирический автопортрет героини, простой украинской девушки, которая нравится ребятам своей красотой, веселым и шутливым нравом и верностью, всей душой Петру. Образ Натальи романтизирован.
Сердце девушки преисполнено грустью и тревогой за любимым.
Решительность девушки в борьбе за счастье звучит в песне “Ой мать, мать! Сердце болеет”. Ею она обращается к матери. Наталья считает, что “лучше
Сначала ХІХ века долитают к нам Натальины песни, буйные и нежные, согревают трогательной девичьей верностью наши сердца. Как хочется верить сегодня в то, что давние и вечно молодые песни Натальи будут знать наши ребята и девушки. Петр грустит, что нет у него “ни хаты, ни счастья, ни жены”.
Однако бедный сирота богатый душой – своей настойчивостью; добротой и верностью в любви к Наталье. Сетуя на свою злую судьбу он словами песни “Та шел казак с Дона”
Образ Петра окутан минорной гаммой чувства любви в ее разнообразных проявлениях – верности, страдании, и в самопожертвовании. Побратим Петра, Николай, что тоже “без роду, без племени, без судьбы и без приюта”, – веселая и хорошая душа. Слова его песни “Гомон, гомон, гомон по дубраве”, где бывалого парня знают и орда, и ляхи, и турки, свидетельствуют о путешествующем, независимом, бескорыстном характере героя. Песни, преисполненные чувства национальной гордости за славных прадедов великих, которые умели храбро отстаивать родную землю и оборонять ее от врага, как видно, импонируют настроениям и чувствам бурлака Николая.
Он собирается вместе с казаками – черноморцами “тетерю есть, водку пить, трубку курить и черкес бить”. Николай был вольнолюбив, умен, остроумен, хорош.
Песни водного – зеркало его души. В сатирической песне “Всякому огороду нрав и права” воплощает художественное образное выявление “Философии и самым действенным средством раскрытия образа водного является его язык. Это смесь канцеляризмов, старославянизмов, казенно судебной лексики.
Простые и ясные мысли он так закручивает, что трудно и понять их простому народу. Поскольку каждое произведение оставляет заметный след в литературе, он должен занять и определенное место в сердце каждого ученика.
Те вечные песни, те единственные наследства
Взяли себе друзья поэты-потомки
И родительским путем пошли.
Леся Украинка
Related posts:
- Песни и их роль в пьесе И. П. Котляревского “Наталка Полтавка” “Наталка Полтавка” – первое драматическое сочинение новой украинской литературы. Основным источником для написания пьесы была жизнь украинского народа. Современные литературоведы утверждают, что ” Наталка Полтавка ” создана на основе настоящего жизненного факта. Автору, наверное, были известны и другие истории, когда девушек силком выдавали замуж, и он обобщил их. Вторым поводом для писателя были украинский быт, […]...
- Роль песни в пьесе И. Котляревского “Наталка Полтавка” “Наталку Полтавку” И. Котляревского называют “праматерью украинского театра”. Действительно, именно с этого произведения начинается наша драматургия, именно эта полтавская девушка открыла галерею образов прекрасных украинок, которым так восхищался весь мир. Трудно найти произведение, которое имело бы такое долгую и счастливую жизнь. Пожалуй, нет в Украине театра, где бы не обращались к этой пьесе. Все в […]...
- Роль песни в пьесе Ивана Котляровского “Наталка Полтавка” Основным источником идейно-тематического направления новой драматургии, ее поэтики было устное народное творчество. Из всех фольклорных жанров И. Котляревскому наисильнее прислужилась народная песня, так как нет такого значительного события в жизни народа, нет такого человеческого чувства, которое не было бы отображено в украинской песне. Народная песня как элемент художественной структуры входила в украинскую драматургию еще до […]...
- Проблема счастья в пьесе И. П. Котляревского “Наталка Полтавка” Название пьесы Ивана Котляревского ” Наталка Полтавка ” стала крылатым выражением. Так образно довольно часто называют хороших девушек и сегодня. В чем же заключается магический секрет героини пьесы? Очень мало было счастливых людей на земле во все времена, а Наталка все же таки нашла свое счастье, хотя ей, конечно, пришлось бороться за него. И. П. […]...
- Образ героини в пьесе “Наталка Полтавка” Старая украинская литература общественную среду и человека показывала еще как параллельные и, в сущности, независимые одно от другого явления. Да, у Сковороды арсенал моральных понятий индивида возникает не исторически, не в результате общественной практики, а является неизменным, поскольку определяется той или другой врожденной “природой” человека. Этическая норма выступает автономной как форма личного поведения, которое может […]...
- Роль пісні в п’єсі І. П. Котляревського “Наталка Полтавка” І. П. Котляревський, автор безсмертної “Енеїди”, дбав про створення оригінального репертуару для театру, такого репертуару, який би відображав життя українського народу. Свій задум він втілив у двох п’єсах “Наталка Полтавка” і “Москаль-чарівник”. Основне джерело драматичних творів – соціальна дійсність початку XIX століття. Тема твору “Наталка Полтавка” драма кохання бідної української дівчини-селянки, яка відстоює своє право […]...
- Пісня в п’єсі І. П. Котляревського “Наталка Полтавка” Якщо для людини необхідною є пам’ять про минуле й помисли про майбутнє, вона звертається до кращих творінь мистецтва, де відбивається життя народу: його діяння, думи, бажання і мрії, радості і печалі. Народна мудрість переконує: якщо ти вірний син свого народу, бережи пісню і мову більше, ніж кордони. Іван Петрович Котляревський… Ім’я це викликає у кожного […]...
- Роль пісні в п’єсі Івана Котляревського “Наталка-Полтавка” І. П. Котляревський по праву названий першим класиком нової української літератури, За словами І. Франка, тільки від часу Котляревського українське письменство “приймає характер новочасної літератури, стає чимраз ближче до реального життя, чимраз відповідніше до його потреб”. У його п’єсі ” Наталка Полтавка ” народна тема і народна мова стають основою нової української літератури. Здавна пісня […]...
- Утвердження моралі та краси людини в п’єсі “Наталка Полтавка” Доброта – більша або менша, а то й мізерна, але доброта. Великодушність – яка вже не є і хто, на яку здатний, але великодушність. Щирість – може, V возного й ледь цинічна, коли йдеться, про “взяточок, сиріч – винуждений по-пнрочок”, але відверта. Отже, всі герої втілюють у собі найвищі прояви народної моралі. Хоч у образі […]...
- Автопортрет героїні в п’єсі І. Котляревського “Наталка Полтавка” Що найкраще може виразити настрій людини, виявити, що у неї на душі? Звичайно ж, пісня. Бо тільки вона може заспокоїти у хвилини печалі та горя, розвеселити та надати снаги. Поетичне народнопісенне сприйняття нашим народом людини й навколишнього світу зародилося під впливом української природи, народних звичаїв та обрядів. Воно є виявом талановитості нашого народу, своєрідності характеру […]...
- М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича. Сравните образ Ивана Грозного в исторической песне “Правеж” с тем же образом в поэме Лермонтова Сравните образ Ивана Грозного в исторической песне “Правеж” с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом. В народных песнях образ Ивана Грозного идеализируется, в них воплотилась вера народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предстает перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. […]...
- Отечественная война и народная песня Поэзия не только “услаждает слух”, она способна бороться и побеждать. Маяковский говорил: “Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…” Его желание сбылось. Во время борьбы с фашизмом песня шагала в одних рядах с воинами. Впрочем, песня, музыка всегда были сильным оружием. Вспомним “Марсельезу”, вспомним гимны и боевые марши. Но именно в Великой Отечественной это влияние […]...
- Народная песня в творчестве русских композиторов Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. Одним из первых к этим мелодиям обратился ее основоположник – М. И. Глинка. Современное ему аристократическое общество с пренебрежением относилось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Бросив вызов подобным предубеждениям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произведениях дух […]...
- І. П. Котляревський. Соціально-побутова драма “Наталка Полтавка” – перший твір нової української драматургії Мета: ознайомити учнів із першим твором нової ук – Раїнської драматургії; допомогти усвідомити її ідейно-мистецьку цінність; розвивати навички виразного читання драматичних творів, їх аналізу, висловлення власних думок з приводу прочитаного; виховувати високі моральні якості, почуття гідності. Обладнання: портрет письменника, різні видання п’єси, Ілюстрації до неї, аудіозаписи пісень із п’єси. Теорія літератури: драматичний твір, види драматичних […]...
- Народная песня – сестра поэзии А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. Н. Толстой, С. А. Есенин, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева и многие другие талантливейшие поэты России опирались в своем творчестве на сюжеты, образы, ритмы и художественные приемы фольклорных песен. Иногда русские поэты создавали по фольклорным мотивам тексты, которые давали жизнь песням, завоевывавшим любовь всего […]...
- Анализ поэмы М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…”, план Жанр произведения – поэма. Главные герои – купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения – события вокруг Алены Дмитриевны, кульминация – кулачный бой купца с опричником. Развязка – гибель Калашникова на плахе и народная память о нем. “Песня про царя Ивана Васильевича…” написана в духе русских народных […]...
- Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова”) (2) Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение, которое по стилистике, напевности, затрагиваемым проблемам напоминает народный сказ. Это “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, которая переносит нас совсем в другую эпоху – время […]...
- Идейно-художественное своеобразие Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Идейно-художественное своеобразие “Песни…” По жанру “Песня…” – историческая поэма в народном стиле. Доказано, что Лермонтов не опирался на какой-либо источник. Особенности композиции: зачин, рефрен и концовка (обращение гусляров к царю – связь с традициями устного народного творчества). Существуют две точки зрения на конфликт в “Песне…”: 1. Конфликт между Калашниковым, в образе которого отразились лучшие черты […]...
- Вечность духовной красоты в драме Леси Украинки “Лесная песня” Кто не знает украинской поэтессы Леси Украинки? Ее творчество – это прославление человека, его духовной красоты, его гармонии. И как следствие раздумий Леси – появление ее Мавки, в которой объединяется и красота любви, и красота природы, и красота высочайшей гармонии природы и человека. Мавка – дочь природы, и живет она рядом со своими “родными” – […]...
- Лермонтов, анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, План Анализ произведения Жанр произведения – поэма. Главные герои – купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения – события вокруг Алены Дмитриевны, кульминация – кулачный бой купца с опричником. Развязка – гибель Калашникова на плахе и народная память о нем. “Песня про царя Ивана Васильевича…” написана в духе […]...
- Образ лирического героя в драме Блока “Песня Судьбы” Драма “Песня Судьбы” задает возможность поисков нового пути, как это было в ранних лирических драмах, именно в тот момент, когда разоблачается мнимость старого мифа и разрушается его искусственный мир. Как уже было замечено, гибель Германа предрешена его неспособностью к действию, он мнимый жених, мнимый спаситель. Начало пути к обретению мира как такового, который символизирован в […]...
- Народная песня – душа народа Сочинение-описание Украинский язык очень певуч, в нем много ласковых и ярких слов. А кто учит нас первым словам? Конечно, наши мамы. Они – самые дорогие люди в жизни каждого из нас. Даже когда мы становимся взрослыми, мы всегда помним мамин голос, мамины руки, мамины глаза. И слова маминой колыбельной: – Ой, беги, беги, досада, не возвращайся […]...
- Чему учат нас картины ада и рая в поэме “Энеида” Ивана Котляревского В своей бурлескно-травестийной поэме классик украинской литературы И. П. Котляревский создал художественную картину целостного мира, подав ее в шутливом ракурсе. Перепевая знаменитую “Энеиду” Вергилия, писатель дает ответ на два основных вопроса любой религии: происхождение человека и жизнь после смерти. За веселым бурлескным рассказом о странствованиях троянцев очень выразительно раскрывается тема неделимости образов жизни и смерти. […]...
- Сербская народная баллада “Смерть матери Юговичей” Сербская баллада “Смерть матери Юговичей” принадлежит к так называемого Косовского цикла, который посвящен лишь одному эпизоду истории сербского народа – Косовской битве сербов с турками, которая состоялась в 1389 году. Косовские песни – это поэтическое упоминание, о давней битве, задача которой – пробуждать патриотичные чувства, утверждать ненависть к врагам. Песню “Смерть матери Юговичей” записал для […]...
- Философский мотив смысла жизни в драме-феерии Леси Украинки “Лесная песня” Слышите звуки свирели? Это зачарованно играет Лукаш, стараясь слиться с природой. От звуков свирели проснулась Мавка, чтобы навечно подарить свою любовь Лукашу. Никто из них не задумывался, для чего живет, ибо это и так ясно: для счастья. Но счастье каждый понимает по-своему. Для кого-то это хороший особняк, большой дом, а кто-то полностью отдает себя потоку […]...
- По драме Леси Украинки “Лесная песня” В чем содержание человеческой жизни? Каким оно должно быть? Что надо для того, чтобы жизнь была полноценной, счастливой, правильной? Эти вопросы есть синонимическим отголоском главной проблемы драмы-феерии “Лесная песня”. Чтобы ответить на них, надо иметь незаурядный жизненный опыт, уметь любить, прощать и верить. Этот вера – гимн единения человека и природы, это искренняя песня о […]...
- Народная стихия в драме Лермонтова “Вадим” Лермонтов показывает историческую закономерность крестьянского протеста против векового гнета. Автор романа сочувственно рисует народное стремление к освобождению. Рассказу о крестьянском восстании в романе знаменательно предшествует народная песня о “вольности-волюшке”. Обращаясь к причинам, вызвавшим народное восстание, Лермонтов пишет: “Умы предчувствовали переворот и волновались: каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, […]...
- Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Какой период русской истории отражен в “Песне…”? Почему поэт обратился к далекому прошлому? В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с “царским опричником” погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в […]...
- Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…” Мятеж Калашникова неотделим от родовых интересов народа, но именно личность осознает эти интересы и выступает в качестве их защитника. В мятеже Калашникова, скрестились личная обида и чувство поруганной народной | правды. Поэтому и бой Калашникова с Кирибеевичем происходит на виду всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с […]...
- Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (Лермонтов М. Ю.) Лермонтов – певец могучего человеческого духа. Открывая книгу его поэм, мы вступаем в мир отважных людей, смелых дум и гордых душ. Читая поэмы, живем в атмосфере героизма. Один из любимых образов Лермонтова – народный певец. Древние певцы вдохновляли бойцов на битву, хранили память о героях. В юношеском стихотворении “Песнь барда” (1830) поэт рассказывает о том, […]...
- М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Почему “Песня про царя Ивана Васильевича…” обычно называют поэмой? Поэма – один из жанров лиро-эпического рода литературы, стихотворное сюжетное повествование. В основе лирического повествования Лермонтова – сюжет о конфликте купца Степана Парамоновича Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного – Кирибеевича. Как вы объясните такое длинное и обстоятельное название этого произведения? В полном названии поэмы на […]...
- “Песня про царя Ивана Васильевича…” Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов очень взыскательно относился к своему творчеству. Он браковал множество своих произведений, которые в последствие потомки признали гениальными. Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной […]...
- Сочинение по драме-феерии Леси Украинки “Лесная песня” Люди должны помнить, что природа – это не просто дом, в котором ты живешь, это то, что живет рядом с тобой, возможно, не похожим на человеческое, но полнокровной жизнью. Гениальная поэтесса Леся Украинка поняла эту истину – и перед глазами живыми картинами явились замечательные месячные ночи, лесные чащи, глубины прозрачной воды, луговые туманы. И вся […]...
- “Лесная песня” Леси Украинки – прекрасная песня о любви и измене К написанию “Лесной песни” Леся Украинка, можно сказать, готовилась всю жизнь. В нее она вложила “цвет души” и вылила из своего сердца “то, которое не умирает”. Это не обычная драма, это не только драма-поэма, а драма-песня, нежная, как голос свирели, песня волынского замечтавшегося леса, трогательная, глубокая, мудрая. “Лесная песня” поражает нас красотой мечты, глубиной мысли, […]...
- Любимое произведение (“Песня про царя Ивана Васильевича…”) Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им. Такими героями являются персонажи моего любимого произведения М. Ю, Лермонтова “Песня про Царя Ивана […]...
- Сюжет пьесы “Наталья Полтавка” и “Москаль-волшебник” В 1818-1821 гг. Котляревский становится одним из двух директоров полтавского театра и прилагает много усилий для формирования его репертуара, организации репетиций и представлений. Сама атмосфера театральной жизни Полтавы, критическое отношение Котляревского к таким псевдонародным пьесам, как “Казак-стихотворец” О. Шаховского, дружба писателя с М. С. Щепкиним, кроме всего прочего, способствовали его обращению к драматургии и написанию […]...
- Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова”) (3) В художественной литературе мы часто встречаем рассказы о жестоких временах опричнины. Из истории нам известно, что опричники славились произволом и беззаконием. Простые люди боялись их, знатные люди пытались любыми способами избежать встречи с ними. Лермонтов в своей поэме “Песня про… удалого купца Калашникова” сумел очень точно передать гнетущую атмосферу царствования Ивана Грозного. Даже в описании […]...
- Анализ поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова М. Ю 1) История создания поэмы. В 1835 году М. Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Именно тогда формируются взгляды поэта […]...
- Чем поэма “песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова” близка устному народному творчеству? “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова” была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837году. Создание это произведения относится к периоду творческой зрелости поэта. Это первая поэма, которую опубликовал поэт. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила […]...
- Мое любимое произведение (“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”) Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт яркий и самобытный, он создал целую галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго запоминаешь и стараешься в чем-то подражать им. Такими героями являются персонажи моего любимого произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Сильный, страстный и […]...