Главная ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ НАРОД И ВЛАСТЬ (трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»)
НАРОД И ВЛАСТЬ (трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»)
Автор начинает свою трагедию с главной
темы, он заявляет ее сразу. В экспозиции пе-
ред нами. предстает толпа народа (сцена у
Новодевичьего монастыря), плачущая и кри-
чащая. Но многие из этой толпы даже не
знают, что происходит, зачем они сюда при-
шли. Люди зовут Бориса на трон: «Будь наш
отец, наш царь!» Но эти слова им подсказали
бояре. Почти все знают, что Борис слывет
цареубийцей, и все равно призывают его на
царство. Странное поведение толпы, стран-
ное изъявление воли народа.
В этой сцене Пушкин показывает
понятливым (ему все равно, кто взойдет на
престол), слепым орудием в руках бояр. «О чем
там плачут?» «А как нам знать! То ведают боя-
ре, не нам чета».
Вот так, не понимая, что сами делают,
люди выбирают себе в цари Бориса. Им все
равно, убийца он или нет. Мол, грешник он,
а не они.
Мне нравится, как Пушкин своеобразно
и остро ставит вопросы. Когда умирает Борис,
народ считает, что над ним свершился Божий
суд, что наказан главный виновник всех бед.
Но в судьбе целой страны не может быть по-
винен только один человек. Народ тоже со-
грешил и согрешил сильно,
трон. Божий суд продолжается — теперь
страдает народ.
Приходит новый правитель, и люди снова
слепо верят ему и идут за ним. Действие бли-
зится к развязке. В финальной сцене, как и в
экспозиции, снова главную роль играет народ.
Люди снова по велению бояр готовы из-
брать себе нового царя. Но на их глазах со-
вершается убийство невинного царевича.
И если преступление Бориса Годунова было
известно всем по слухам, то тут они сами
стали свидетелями нового убийства.
Совершилось новое преступление, народ
снова обманут, правда попрана. Но народ уже
не тот. Проснулись совесть и сознание. Бог на-
казал народ за грех, и теперь он осознал, что по-
шел по неправедному пути. Перед народом, как
и перед Борисом, встает выбор: идти против со-
вести или выбрать правильный путь. Но в отли-
чие от царя народ совершает верный выбор.
Трагедия заключается в осознании наро-
да, в его пробуждении. Совершать новый
грех люди отказываются, выражается этот
протест в роковом безмолвии.
В трагедии поднимаются глубочайшие фи-
лософские и политические проблемы. Вместе
с ними Пушкин рассматривает проблемы
нравственности и совести. Большое внимание
А. С. Пушкин уделяет проблеме народа и вла-
сти, в своем произведении он показывает иде-
ал русского народа, идеал правды и совести.
Related posts:
- Народ и власть (по трагедии «Борис Годунов») Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии «Борис Годунов» поэт воскресил «минувший век во всей его истине». Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим […]...
- РОЛЬ НАРОДА В ИСТОРИИ (трагедия А. С Пушкина «Борис Годунов») В 1824 году А. С. ПушкинА сильно заин- тересовали события конца XVI — начала XVII века, когда русским государством уп- равлял Борис Годунов, трон которого потом занял Лжедмитрий. Изучая данный матери- ал, Пушкин задумал написать произведение о власти и народе. Для того чтобы ярче пока- зать минувший век со всеми его особенностя- ми, Пушкин счел […]...
- Народ в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Трагедия «Борис Годунов» была написана Пушкиным в 1825 году. Пул псина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции). Его внимание привлекали к себе такие исторические личности, как Степан Разин и Емельян Пугачев. В 1824 году Пушкина сильно заинтересовали события конца XVI — начала XVII вв., когда русским государством управлял Борис […]...
- ТРАГЕДИЯ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»; (1825) Время действия — конец 16 — начало 17 века («Смутное время»). Тема трагедии — человек и народ ( так ее определил Пушкин). Царь Борис — противоречивая личность (самодержец, волевой государственный деятель, обладающий, однако, пороками). Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Народ — главное действующее лицо в трагедии. Народ представляет собой великую […]...
- Народ в драме «Борис Годунов» А. С. Пушкин написал «Бориса Годунова» в 1825 году под свежим впечатлением X и XI томов «Истории Государства Российского» H. М. Карамзина. Ему и посвятил драму. По мнению историка С. Б. Веселовского, изображение летописцами царя Бориса тираном стало традиционной клеветой со времени царствования Михаила Роман (бессмертное произведение)ова. Уверенного ответа на вопрос о причастности Годунова к […]...
- Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: характеры; особенности историзма; драматургическое новаторство Идейный и литературный замысел и идейное содержание трагедии «Борис Годунов» определили ее художественные особенности: композицию, реализм образов, историзм в воспроизведении эпохи, разнообразие языка. Отличительной чертой композиции «Бориса Годунова» является решительный разрыв с правилами классицизма. Пушкин смело нарушает три единства, типичные для трагедии классицистов; время действия охватывает период в восемь с лишним лет, место действия — […]...
- Как изображен Борис как царь в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»? «Борис Годунов» знаменует новую стадию в обращении к исторической теме. От предшествующего времени этот этап отличается принципом исторической верности. Для создания трагедии Пушкин обращался к изучению исторических источников, по которым старался восстановить не столько истинное сцепление обстоятельств, сколько тот колорит эпохи, национальное своеобразие, «дух времени», который и придавал произведению характер исторической подлинности. Но само понимание […]...
- Основной конфликт в трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» Сам Пушкин вложил в уста народа — одного из главных действующих лиц драмы»Борис Годунов» слова, которые определяют суть конфликта этого литературного произведения: О страшное, невиданное горе! Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. Пушкин задумал «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию. Драма «Борис Годунов» противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к […]...
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина История создания Трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825 г. Пушкин писал ее около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году. В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашел историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы — отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении […]...
- Краткая характеристика произведения «Борис Годунов» Пушкина А. С «Борис Годунов» — драматическое произведение, но его также можно назвать «эпической поэмой в разговорной форме» (В. Г. Белинский). На первом плане — борьба сильных личностей, которые стремятся достичь своей цели — власти. Трагедия написана во время ссылки в Михайловском (декабрь 1824 — ноябрь 1825 г.), опубликована лишь через пять лет, а первая постановка состоялась только […]...
- Историческая тема в трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина Продолжая работу над начатым на юге романом «Евгений Онегин», Пушкин написал в Михайловском четыре главы (третью, четвертую, пятую и шестую), в которых дал реалистические картины помещичьей жизни и быта народа. Другим крупным реалистическим произведением, над которым Пушкин работал с конца 1824 по конец 1825 года, была трагедия «Борис Годунов». В этой трагедии Пушкин воскресил «минувший […]...
- Сочинение по трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» А. С. Пушкин — один из немногих известных литературных гениев, творчество которых отличается жанровым разнообразием. Вот и трагедия «Борис Годунов» не является исключением: яркая историко-политическая тематика выделяется на фоне преобладающей романтичности в литературном наследии таланта. «Борис Годунов» открывает перед нами картины двух трагедий: трагедий власти и народа. Главный герой кажется неплохим человеком в начале произведения. […]...
- Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов» Южная ссылка Пушкина проходила не только в Молдавии, но и в Одессе, куда он переехал в середине 1823 г. В Одессе, о которой у Пушкина остались самые живые воспоминания (они отразились н «Отрывках из путешествия Онегина «), поэт прожил год. Конфликт с генерал-губернатором Воронцовым, перехваченное полицией письмо, где Пушкин откровенно писал о своем атеизме, послужили […]...
- Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов» ) Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия «Борис Годунов». В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном […]...
- НАРОД, ВЛАСТЬ И ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике ПушкинА за- нимает особое место: Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой. Кем должен быть поэт: жрецом искусст- ва, отшельником или обыкновенным челове- ком, который не может жить без общества, шума и суеты? Пушкин считал, что […]...
- Анализ трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина, план Жанр произведения — трагедия. Завязка — ожидание того, что Борис Годунов примет царский венец. Кульминаций несколько. Развязка — гибель царской семьи во главе с царем Борисом. Народ безмолвствует. В центре произведения — сильная личность, вступившая в конфликт с окружающим миром. Проблема осложняется легендой о причастности царя Бориса к убийству законного царевича Дмитрия. Нечиста совесть Годунова […]...
- Память историческая и нравственно-этическая в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» 1. Историческая память и ее осмысление. 2. Память царедворца. 3. Память преступного правителя. 4. Память народа в понимании автора драмы. Сюжет драмы «Борис Годунов» А. С. Пушкин взял из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Этому выдающемуся российскому историку и писателю он и посвятил свое произведение. Таким способом Пушкин принес дань уважения не только личности […]...
- Борис Годунов Пушкин Александр Сергеевич 1799-1837 Борис Годунов Произведение относится к жанру драмы, но его также можно назвать «эпической поэмой в разговорной форме» (В. Г. Белинский). На первом плане — борьба сильных личностей, которые стремятся достигнуть своей цели. В основном этой целью является власть. Материалы исторической хроники А. С. Пушкин почерпнул у H. М. Карамзина. Он талантливо […]...
- Григорий-Самозванец и Борис Годунов в одноименной поэме Пушкина Самозванец порожден Борисом, его преступлением, насильственным устранением законного наследника престола — отсюда и вписанность в трагедии его «круга» в «круг» Бориса. Еще значительнее, как уже выше отмечалось, то, что оба эти «круга» — двух антагонистов, оспаривающих друг у друга власть, — обрамлены народными сценами, включены в более обширный «круг», как бы погружены в океан жизни […]...
- Основная тема трагедии «Борис Годунов» Основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвел Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Борис наделен многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ […]...
- Краткое содержание трагедии Пушкина «Борис Годунов» 20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: Народ еще […]...
- Народ и власть в поэтике Пушкина Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место: Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой. Кем должен быть поэт: жрецом искусства, отшельником или обыкновенным человеком, который не может жить без общества, шума и суеты? Пушкин считал, что поэт должен быть […]...
- Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» Одним из самых замечательных произведений, обращенных к истории России, является драма » Борис Годунов «, поражающая широтой охвата русской жизни XVII века. Величайшее достижение Пушкина-драматурга проявилось в создании неповторимых характеров действующих персонажей. Одним из самых ярких образов в произведении является образ летописца Пимена. Полное представление о нем не может сложиться без описания монастырской кельи — […]...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Борис Годунов» Пушкина А. С Трагедия написана Пушкиным во время ссылки в Михайловском (1824-1825). Отданная Николаем I на отзыв Ф. Булгарину, трагедия удостоилась весьма нелестной рецензии, так как «монахи представлены в развратном виде», «царская власть представлена в ужасном виде». В печати «Борис Годунов» появился только через пять лет (1831), а поставлен на сцене лишь в 1870 году. Основной пафос трагедии […]...
- «Борис Годунов» краткое содержание по главам трагедии Пушкина 20 февраля 1598 г. князья Шуйский и Воротынский беседуют В кремлевских палатах о последних событиях в Москве. После смерти сына Ивана Грозного Феодора Московским царством фактически правит Борис Годунов, брат монахини-царицы, жены Феодора. Бояре подозревают его в убийстве малолетнего царевича Димитрия в Угличе. Патриарх, бояре и весь народ уговаривают Бориса «принять царство», но он отказывается, […]...
- Пересказ произведения «Борис Годунов» Пушкина А. С План пересказа 1. Царевич Дмитрий убит, Борис Годунов отказывается принять власть. 2. Народ умоляет Бориса стать царем, и он внимает этим мольбам. 3. Разговор Григория Отрепьева и отца Пимена. 4. Побег Григория из монастыря. 5. Выходит царский указ о поимке беглого монаха. 6. Московская знать узнает о появлении в Кракове царевича Дмитрия и подозревает, что […]...
- Краткое содержание трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» В Кремлевских палатах встречаются князья Шуйский и Воротынский. Они ведут разговор о Борисе Годунове. Годунов уже месяц, как затворился в монастыре с сестрою, и никто не может склонить его к согласию на царствование. Воротынский опасается: что будет, если Борис откажется от царства? Шуйский говорит, что в таком случае кровь царевича Дмитрия лилась понапрасну. Воротынский сомневается: […]...
- Народ и власть О страшное, невиданное горе! Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. А. С. Пушкин, «Борис Годунов» Пушкин задумал «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию. Драма «Борис Годунов»протипостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти. Если в «Евгении Онегине» стройная композиция проступала сквозь […]...
- Сочинение на тему: «Борис Годунов» В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к наиболее острым и драматическим событиям истории России, которым он посвящал повести, поэмы, стихотворения. Одним из величайших произведений поэта является историко-политическая трагедия «Борис Годунов». Основные вопросы, поднятые в произведении — это роль народа в истории и сущность власти, ее влияние на личность человека. Трагедию «Борис Годунов» […]...
- Сочинение на тему: «Властители перед судом истории по трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Драматичные и острые события затронуты Александром Сергеевичем ПушкинЫм в трагедии «Борис Годунов». В историко-политической трагедии основной темой произведения является тема влияния народа на власть, а также влияние власти на судьбу народа. В течение всего произведения перед нами стоят важные вопросы, на которые сам автор не отвечает, он лишь приводит нас к ответам. В трагедии повествуется […]...
- Тема преступной власти в трагедиях Шекспира «Макбет» и Пушкина «Борис Годунов» План-конспект урока в 9-м классе Эпиграфы к уроку Я смею все, что можно человеку, // Кто смеет больше, тот не человек (Шекспир. «Макбет»); …Я в кровь // Так далеко зашел, что повернуть // Уже не легче, чем продолжить путь (Шекспир. «Макбет»); И не уйдешь ты от суда мирского, // Как не уйдешь от Божьего суда […]...
- Сочинение-рассуждение на тему «Власть и народ» Сочинение-рассуждение на тему «Власть и народ» Весь народ, все люди вместе создает наше государство. На первый взгляд может показаться, что все это проходит наоборот. То есть, какие-то властные люди, политические деятели создают государство, а уже вокруг него собираются люди. Они и создают народ. Но я считаю, что это ошибочное мнение. Народ не «подгоняется» под государство, […]...
- Анализ драмы «Борис Годунов» План История создания трагедии Место и время произведения Конфликт в трагедии Реализм в произведении Видение автора Судьба произведения Жанр История создания. В декабре 1824 году Пушкин начинает работу над трагедией «Борис Годунов». В размышлении над актуальными проблемами современности Александр Сергеевич нацеливает свое внимание на один из самых драматических периодов новейшей истории России — время правления […]...
- Народ, власть, история в романе «Петр Первый» А. Н. Толстого В романе А. Толстой воссоздает основные вехи истории России на рубеже XVII-XVIII вв. Он рисует стрелецкие мятежи, покорение Азова, войну со Швецией, строительство Петербурга. Писатель охватывает жизнь и быт во всех их проявлениях, переходя от изображения отдельных персонажей к массовым сценам и созданию собирательного образа народа. А. Толстой разворачивает картину жизни разных слоев общества. Люди […]...
- Тема народа в драме «Борис Годунов» Тема народа проходит через все пьесу. О народе в пьесе не только говорят, но впервые в драматургии Пушкин вывел народ на сцену. Народ стал в центре трагедии «Борис Годунов», но в общем понятии «народ» пока слиты воедино и представление о крестьянстве и городская «чернь» всяких сословий. Но важно отметить, что все сословия в их противопоставлении […]...
- Художественное отображение национального прошлого народа в поэме «Борис Годунов» Задачи изображения прошлого и настоящего русского народа в духе историзма и реалистически понятой народности, в духе реализма со всей остротой ставили перед Пушкиным проблему создания новых литературных форм. «Дух времени» требовал перемен не только на сцене драматической, но и во всей русской литературе. Ни классицизм с его рационалистичностью, ни романтические формы поэзии, проникнутые субъективизмом, не […]...
- Историческая концепция трагедии «Борис Годунов» В литературе о «Борисе Годунове» не раз высказывались соображения о том, что параллельно с «Историей Государства Российского» Карамзина и русскими летописями — основными историческими источниками пушкинской трагедии — Пушкин в какой-то мере опирался и на «Анналы» Тацита. Интерес Пушкина к Тациту и пушкинские замечания на «Анналы» по времени совпадают с работой над трагедией. Об отношении […]...
- Краткое содержание «Борис Годунов» Трагедия «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1824 — 1825 годах. В произведении автор описал исторические события 1598 — 1605 годов, происходившие в Российском государстве, а именно правление Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I. Стилистически драма приближена к историческим хроникам У. Шекспира и относится к литературному направлению реализм. Главные герои Борис Годунов — […]...
- Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов») Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами. Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он […]...
- Григорий-Самозванец в поэме «Борис Годунов» Четвертая от начала сцена трагедии первая, в которой перед зрителями является сам Борис Годунов, показывает его в апогее торжества и величия: Борис достиг той «верховной», высшей власти, которой так настойчиво и страстно, не останавливаясь ни перед чем, даже перед преступлением, домогался; он восходит на царский трон. Четвертая сцена от конца, последняя, в которой является Борис, […]...