“Надрывается сердце от муки” анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение “Надрывается сердце от муки” было написано Некрасовым в 1863 г. и впервые опубликовано тогда же в “Современнике” № 9. 4-я строка стихотворения – “Барабанов, цепей, топора” – в журнале была пропущена из-за цензурного запрета. В таком же виде это произведение было напечатано в т. 3 “Стихотворений” Некрасова в 1864 г., но уже в “Стихотворениях” 1869 г. строка, запрещенная цензурой в 1863 г., была восстановлена.
Строка, вызвавшая цензурные гонения, крепче всего привязывала стихотворение
Литературное направление и жанр
Стихотворение явилось живым отзывом на текущие события писателя-реалиста, главного редактора журнала
Живой и правдивой эта лирическая картинка выходит именно за счет ее жанрового своеобразия. Стихотворение начинается как философская элегия (рассуждение о зле, царящем в мире). После вступительного четверостишия, задающего смысловой тон лирическому повествованию, стихотворение сразу перерастает в яркий образец пейзажной лирики, потрясающий своей свежестью, жизненной правдой и правдой лирического чувства.
В русскую поэзию XIX столетия, столь богатую великолепными весенними пейзажами, некрасовская весна вносит свои неповторимые, неподражаемые звуки и краски – именно потому, что лирика Некрасова является реалистической по самой своей сути. Она прокладывает новые пути и открывает новые познавательные горизонты реализму как художественному методу, главная цель, которого – объективное и всестороннее познание действительности.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение посвящено описанию чувств лирического героя, подавленного безрадостными впечатлениями общественной жизни, но воскресающего душой на природе.
Основная мысль, которую поэт настойчиво стремится передать другу-читателю: надо жить! Жить вопреки всему. Жить, как живет природа, как после зимы всегда наступает весна.
Композиция стихотворения проста, и в то же время лирическое повествование разворачивается как бы в двух композиционных планах. Графическим пропуском меньшая часть (первое четверостишие) отделяется от большей. Причины уныния лирического героя (общественные потрясения) остаются в маленькой первой части, а могучая, умиротворяющая душу картина весны разворачивается во второй.
Кроме того, в стихотворении явно обнаруживаются два идейно-композиционных полюса, как бы пролог и эпилог, между которыми и разворачивается главное лирическое действие. Это пространство абсолютной несвободы, где земная власть тщетно пытается установить общественный порядок и гармонию при помощи барабанов, цепей, топора – и божественный простор свободы, где все такое разное, пестрое и нестройное “в гармонию жизни слилось”.
Тропы и образы
Основную образно-смысловую нагрузку в этом стихотворении Некрасова несут на себе эпитеты. Звуки барабанов, цепей и топора – царящие. Весна – золотая, и это золото выше и надежней золота царей. Образ весны для Некрасова – прежде всего звуковой, это сплошной, чудно-смешанный шум.
В нем слышится и говорливая волна, и веселое ржанье жеребенка, и ауканье белокурого ребенка, и напев соловьиный, и нестройные писки галчат.
Синекдохи барабаны, цепи и топор таят в себе подлость и безумие, муки и страсти тысяч человеческих существ – палачей и их жертв. Парадоксально, что подлинная человечность присуща олицетворенному явлению природы – золотой весне: она вся предана чувству жизни, она ликует. И недаром так и просится к ней сравнение: как дитя.
Ведь вместе с ней ликует единственное человеческое существо – несмышленое дитя…
Весенние образы Некрасова полны жизни и свободы. Домашние животные, лесные птицы, лягушки и осы, тройки и подводы – все издает свои нестройные звуки, вливающиеся в стройный весенний хор. Нагромождение существительных, передающих эти звуки (ржанье, ауканье, напев, писки, грохот, скрипенье, крик, жужжанье, треск), буквально обрушивается на читателя.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.