Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии “Ревизор”

Обращение Гоголя к театру было вполне закономерным. Его интерес к театральному искусству проявился еще в Нежине. Одно время он даже предполагал стать профессиональным актером.

По глубокому убеждению Гоголя, театр – “это такая кафедра, с которой можно много людям сказать добра”. Только национально самобытная драматургия, правдиво отражающая живую современность, могла, по мысли Гоголя, возродить русский театр: “Русских характеров, нас самих дайте нам, наших глупцов, наших чудаков, на сцену их, на смех всем”. С самого начала Гоголь

стремился создать общественную комедию, которая обличала бы не отдельных лиц, а выступала “против целого множества злоупотреблений, против уклонения всего общества от прямой дороги”.

В начале 30-х годов Гоголь начинает работать над первой своей комедией “Владимир 3-й степени”, которая не была закончена. Судя по сохранившимся сценам, она была тесно связана с циклом петербургских повестей. Гоголь предполагал разоблачить мир карьеристов, бессовестных подлецов и взяточников, мелкое чиновничье честолюбие, лакейскую угодливость.

По словам самого автора, он не довел до конца работу над комедией,

увидев ее полную нецензурность.

“Ревизор”. Первая законченная комедия Гоголя была поставлена на сцене впервые в 1836 г. и тогда же вышла отдельным изданием. Гоголь создал гениальное произведение, исполненное негодующей и беспощадной сатиры по отношению ко всем устоям самодержавно-крепостнической России.

Смысл комедии вовсе не сводится лишь к разоблачению чиновничества. Сатирическое ее значение определяется широтой социального обобщения. В “Авторской исповеди” Гоголь писал о своем замысле: “Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего.

В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться надо всем”.

Шесть чиновников, представляющих различные “министерства” (суд, просвещение, почта, здравоохранение и т. д.), а также помещики Бобчинский и Добчинский в общей сложности давали ясное представление о сущности николаевской России. Захолустный провинциальный город воспринимался как маленький осколок большого зеркала, в котором отчетливо было видно все громадное здание царства бюрократии, несправедливости, угнетения.

В конце концов и сам Хлестаков почувствовал себя значительным лицом. Гоголь показывает, как сама среда превращает “фитюльку, тряпку”, коллежского регистратора (14-й чин – самый младший) в сановника и взяточника. Четвертое действие, тщательно проанализированное в книге Г. А. Гуковского “Реализм Гоголя”, дает ясное и наглядное представление о самом механизме влияния среды на человека.

Драматург показывает, как постепенно меняется Хлестаков, как он становится от сцены к сцене все наглее, все высокомернее, как он сам уже начинает вымогать деньги.

Гоголь решительно осудил и строй, породивший его героев, и самих этих героев. Коллективный образ чиновников, созданный в “Ревизоре”, строится по принципу комического несоответствия их претензий на административную опытность (городничий), собственную неотразимость (его жена), даже на некоторое вольнодумство (судья) и полнейшего их внутреннего ничтожества.

Многие исследователи обращали внимание на “кольцеобразное” построение “Ревизора”. Финал комедии возвращает нас к началу: снова приехал Ревизор, только на этот раз настоящий. Г. А. Гуковский полагал, что такая композиция помогала Гоголю разоблачить всю систему бюрократической власти, ибо приехавший ревизор будет делать то же, что и Хлестаков, и все повторится с самого начала: подобострастие чиновников, взятки и т. д. Не случайно же городничему в самом начале приснился вещий сон: две (именно две!) крысы пришли, понюхали и пошли прочь.

Г. П. Макогоненко, напротив, считает, что финал объясняется утопическими надеждами Гоголя на царское вмешательство. В таком случае возникает противоречие между содержанием комедии и ее концовкой. По мнению ученого, финальная сцена раскрывает трагизм просветительской веры писателя в справедливого монарха.

Вопрос этот окончательно еще не решен.

Разнообразные толки, вызванные постановкой “Ревизора” на сцене, всевозможные обвинения потрясли драматурга. Дело даже не в том, что он был огорчен нападками консервативной части публики и реакционной критики. Герцен писал об отчаянии Гоголя, видевшего, что он “вызвал лишь августейшее веселье да самодовольный смех чиновников, совершенно подобных тем, которых он изобразил. Между тем автор “Ревизора” горячо надеялся, что комедии суждено сыграть громадную роль в развитии общественного самосознания, в искоренении вопиющих несправедливостей русской действительности.

Он стремился оказать прямое и непосредственное воздействие на жизнь, а столкнулся с оскорбительным равнодушием и непониманием его замысла. Вот почему он неоднократно возвращался к своей комедии, объясняя цели и задачи, которые ставил перед собой. Спустя несколько лет Гоголь создал вторую редакцию пьесы.

Переделывая комедию, драматург усилил ее обобщающий и обличительный смысл. Появился эпиграф, являющийся ответом на многочисленные нападки критики: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица”. Гоголь специально подчеркивал, что это народное мнение, народная мудрость, определяющая основной пафос его произведения, настраивающая читателей и зрителей на определенный уровень восприятия.

Во второй редакции Городничий прямо в зрительный зал бросал знаменитую фразу: “Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!” Хорошо известно, что среди смеявшихся и добродушно аплодирующих на премьере 1836 г. был и сам император Николай I.

Под влиянием разноречивых мнений о “Ревизоре” Гоголь вскоре после первой постановки комедии начинает работать над критической статьей, написаннойв форме пьесы: “Театральный разъезд после представления новой комедии”. В ней писатель стремится свести воедино самые различные отзывы о “Ревизоре” и дать свое истолкование как самой комедии, так и тем вопросам, которые были подняты в связи с ее постановкой на сцене – о назначении драматурга-сатирика, о роли театра в современном обществе. Очень важен заключительный монолог автора, где переданы суждения самого Гоголя о форме выражения положительных идеалов в комедии: “честное, благородное лицо” в его пьесе был “смех”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии “Ревизор”