Над чем заставляет задуматься комедия “Ревизор”
Н. В. Гоголь не входит в топ-10 моих любимых писателей. Может быть, потому, что многое прочитано о нем как о личности, о человеке с недостатками характера, болячками, межличностными конфликтами многочисленными. Все эти биографические данные к творчеству не имеют никакого отношения, тем не менее, на личное мое восприятие они очень влияют.
И все же следует Гоголю отдать должное. Его произведения – это классика. Они – будто скрижали Моисеевы, из камня цельного сотворены, письменами одарены и на веки вечные с людьми пребывать обречены. Комедия,
Поскольку дает полнейшее представление о местечковых нравах середины 19 века.
По прочтении возникают многочисленные размышления.
Во-первых, как скучна и убога жизнь в уездных городишках нашей страны! И впрямь, это вам не Европа, в любой точке которой ты не выпадаешь из культурной, интеллектуальной жизни, пользуешься всеми теми же благами, что и столичные жители”Парижей да Монако”. Здесь или Петербург (даже Москва на тот момент
Как прискорбно, что и в 21 столетии, опутанные волнами сотовой связи и сетями интернета, провинциальные города так же скучны, безлики и однообразны! То же взяточничество, отсутствие идей, творчества, достойной работы (с достойной же оплатой), лицемерие и тупость. Все, кто может, кто имеет силу воли, характер и денежные средства на первое время – бегут в Москву (теперь она затмила Петербург), ну или в СПб.
Во-вторых, “Ревизор” обличает наше доверие к “понтам”, преклонение перед ними. Стоит незнакомцу (пусть даже он проходимец, оборванец и явный мошенник) рассыпать перед обывателями горсть известных имен, похвалиться удачными знакомствами, дизайнерскими брендами – и все дружно тают! Не сомневаясь, не проверяя, не удивляясь несоответствиям и глупостям, хамству и пр.
Приводят в свой дом, привечают, угощают, готовы даже с деньгами расстаться (что для провинциалов – очень серьезная вещь). Заглядывают в рот, цветут от пошлых и вульгарных комплиментов.
Особенно отвратительны (у Гоголя, да и в жизни тоже) женщины. Мечтают просто выдать дочерей замуж “за столичного”. Да и сами готовы бросить все, даже невесту-доченьку, если хлыщ и проходимец вдруг пальцем поманит. Ах, как гадко.
Эти сцены у Николая Васильевича вышли особенно жизненными и правдоподобными.
В-третьих, думается над “Ревизором” о том, как все мы стараемся угодить начальству. Не просто – ежедневно достойно работать, выполнять свои обязанности, чтобы не было стыдно перед самим собой. А – как бы урвать побольше, чтобы никто не заметил.
Чисто русская поговорка, иностранцам ее не понять никогда: “солдат – спит, служба – идет”. А когда нагрянет “ревизор” – мы готовы траву зеленой краской красить…
Самое противное – что так в этом государстве будет, наверное, всегда.