Национально-патриотические пьесы Нестора Кукольника
Нестор Васильевич Кукольник (1809–1868). Имя Кукольника стало по установившейся традиции нарицательным, обозначающим официозного, рептильного писателя, певца самодержавного строя. Кукольник был необычайно плодовитым; ему принадлежат десятки романов, повестей, драм, много стихотворений.
Наибольшую известность Кукольник получил как драматург. Дебютировал он “драматической фантазией” “Торквато Тассо” (1833). В последующих пьесах разрабатывал темы национально-патриотические.
Наиболее известны: “Рука всевышнего отечество
Рука всевышнего три чуда совершила: Отечество спасла, Поэту ход дала И Полевого задушила.
Кукольник объединил литераторов, музыкантов, художников и артистов в кружок, участники которого называли себя “братьями”.
Стихотворная драматургия Кукольника не получила поддержки прогрессивной общественности. И. С. Тургенев дал меткое определение тому направлению поэзии, которое принял Кукольник, назвав его “ложно-величавой школой”. В эту “школу” входили также П. Г. Ободовский, поздний Н. А. Полевой, Р. М. Зотов и др.
Историко-бытовые романы Кукольника в свое время пользовались успехом. В романе “Два Ивана, два Степаныча, два Костыль-кова” воссоздавалась эпоха Петра I, а в “Эвелине де Вальероль”, подражании А. Дюма, описывался эпизод из истории Франции. В произведениях было много надуманного, они были перегружены натуралистическими подробностями.
Формула официального патриотизма (самодержавие, православие, народность) определяла идейную направленность творчества писателя, хотя он и показывал тяготы крепостного права. Удалось Кукольнику выявить прогрессивный смысл преобразований Петра I, проводившихся, однако, жестокими средствами. Но в целом глубокого проникновения в историю у писателя не было.
Отрицательно сказалось на развитии его таланта сближение с Булгариньш и Гречем, выступившими против реалистической литературы. Вражда к реализму передалась и Кукольнику. Как поэт он продолжал традиции эпигонского романтизма, подражал Бенедиктову.
Несколько его романсов и песен (“Признание”, “Сомнение”, “Жаворонок”, цикл “Прощание с Петербургом”) получили признание и живут и поныне благодаря замечательной музыке М. И. Глинки.
- Биография Кукольник Нестор Васильевич (1809 – 1868) Кукольник Нестор Васильевич (1809 – 1868), прозаик, драматург. Родился 8 сентября (20 н. с.) в Петербурге в семье профессора Петербургского педагогического института. Учился в Нежинской гимназии высших наук, где отец в 1820 – 21 занимал должность директора. В это же время здесь учился Н. Гоголь, вместе с которым Кукольник играл в гимназическом […]...
- Илиада характеристика образа Нестора Нестор – персонаж “Илиады” и “Одиссеи”, царь Пилоса. В поэмах Н. предстает как умудренный годами старец, чья основная задача – помогать советами более молодым героям. Он становится посредником в ссоре Ахилла и Агамемнона: уже в 1-й песне он старается предотвратить их ссору, а после того как Ахилл удаляется от войска, Н. предлагает Агамемнону загладить нанесенное […]...
- Литература Испании в годы национально-революционной войны 1936 г. не только означала поражение реакционных сил, управлявших до этого страной, но и открывала перед испанским народом широкие перспективы демократического развития. Однако левореспубликанское правительство действовало нерешительно, не сумело подорвать социальную, экономическую, политическую и военную базу реакции. Это позволило реакционным силам перейти в наступление. В ночь на 18 июля 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский […]...
- Об истинной национально-русской поэме До Пушкина русская поэзия была не более, как понятливою и переимчивою ученицею европейской музы – и потому все произведения русской поэзии до Пушкина как-то походили больше на копии, нежели па свободные произведения самобытного вдохновения. Озеров написан русскую трагедию, даже историю “Дмитрия Донского”, по в ней “русского” и “исторического” – одни имена, все остальное столько же. […]...
- Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова Родина для Лермонтова – понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами. В […]...
- Влияет ли родной пейзаж, природа на формирование человека, его патриотические чувства? “Любовь к природе – один из важнейших признаков любви к своей родине”, – это замечательное изречение принадлежит К. Г. Паустовскому, непревзойденному мастеру описания природы. Сердце писателя всю жизнь переполняла нежность к России, к родной земле. Вряд ли кто-то решится возразить Паустовскому. Невозможно любить Родину, не замечая ее природы, не живя единой душой с березкой. Нельзя […]...
- Поэзия Испании в годы национально-революционной войны Наиболее интенсивно в годы войны развивалась поэзия. Для первого этапа войны весьма характерно возрождение романсовой поэзии. К этой традиции обратились как поэты-профессионалы, так и тысячи безвестных поэтов из народа. Уже в конце 1936 г. появляются первые сборники новой романсовой поэзии. Весной 1937 г. Р. Альберти издает антологию “Романсеро гражданской войны” (Romancero de la guerra civil), […]...
- Патриотические чувства в романе Толстого “Война и Мир” Патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но Толстой противопоставляет истинный патриотизм показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян, о котором кричали афиши Растопчина. Мысль о, народном ополчении пугала многих дворян, не наберутся ли крестьяне вольного духа (“Лучше еще набор… а то вернется к вам ни солдат, ни […]...
- Кукольник Нестор Васильевич Родился в Петербурге в семье ученого и педагога В. Г. Кукольника, русина из Подкарпатской Руси по происхождению, приглашенного в Россию. В 1821 году поступил в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко, которую окончил в 1829 году. Выпущен из гимназии без аттестата как один из основных обвиняемых по “делу о вольнодумстве”, начатом по доносу вскоре после […]...
- Биография Нестора Махно Нестор Иванович Махно – анархист, возглавляющий восстания крестьян. Родился Нестор в Екатеринославской губернии в небольшом селе Гуляйполе. Начальное образование в биографии Махно было получено в школе родного села. Через несколько лет стал рабочим на заводе. Теорией анархизма увлекся еще в молодежном кружке анархистов-коммунистов, в состав которого вошел в 1906 году. С тех пор участвовал в […]...
- Сокращенно “Повесть временных лет” Нестора Летописца Было три брата: старшего звали Кий, среднего – Щек, а самого младшего – Хорив. Братья имели прекрасную сестру, имя которой было Лыбедь. И сидели братья на трех горах. Кий сидел на той, что есть сейчас Боричев спуск. Гора, на которой сидел Щек сейчас зовется Щекавица, а место, где сидел младший брат – Хоревицей. Вот однажды […]...
- Повесть временных лет “Сказание о Кожемяке” Нестора Это было в 992 году. Пошел князь Владимир на хорватов. А когда вернулся – на берегу Днепра стояли полчища печенегов. Князь Владимир со своею дружиною тут же выступил против врагов. Так печенеги стояли на одном берегу Днепра, а русичи – на другом, и никто не начинал битвы первым. И подъехал печенежский князь к реке, вызвал […]...
- Победно-патриотические оды Гавриила Державина В творчестве Державина нашла замечательное выражение героика его времени. Подобно Ломоносову, Державин был пылким патриотом; патриотизм, по словам Белинского, был его ” господствующим чувством”. Державин стал свидетелем неслыханных дотоле успехов русского оружия: побед Румянцева во время первой турецкой войны при Лагре и Кагуле, морской победы при Чесме, взятия во время второй турецкой войны Суворовым, прославившим […]...
- Патриотические идеи Чацкого в комедии “Горе от ума” Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных “предрассудках”. Понятно его страстное обличение тех, кто “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”, понятно его возмущение против “старух зловещих, стариков, дряхлеющих […]...
- Патриотические мотивы в произведениях А. С. Пушкина Пушкин горячо любил свою родину. Он гордился мощью России, ее славным прошлым и героизмом русского народа. Уже в ранних стихах своих поэт с пламенным чувством патриота воспевал победу русских в Отечественной войне 1812 г. и с любовью перечислял имена и заслуги русских полководцев как XVIII века, так и времен Отечественной войны. Войну 1812 г. он […]...
- Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова М. Ю. Лермонтов, как известно, служил честно и храбро, как и подобает русскому офицеру. Он горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности и бунтарстве. Так, в ранней своей поэме “Последний сын вольности” он воспевает […]...
- Анализ пьесы “Мещанин во дворянстве”. Образная система пьесы Все события в комедии происходят на протяжении одного дня в доме господина Журдена. Первые два акта являются экспозицией комедии: здесь мы знакомимся с характером господина Журдена. Он показан в окружении учителей, с помощью которых старается как можно лучше приготовиться к приему Доримены. Учителя, как и портной, “разыгрывают” господина Журдена: учат его премудрости, которая ничего не […]...
- Сюжет пьесы “Наталья Полтавка” и “Москаль-волшебник” В 1818-1821 гг. Котляревский становится одним из двух директоров полтавского театра и прилагает много усилий для формирования его репертуара, организации репетиций и представлений. Сама атмосфера театральной жизни Полтавы, критическое отношение Котляревского к таким псевдонародным пьесам, как “Казак-стихотворец” О. Шаховского, дружба писателя с М. С. Щепкиним, кроме всего прочего, способствовали его обращению к драматургии и написанию […]...
- Жанр пьесы < p>По сей день не утихает спор о жанре пьесы “Вишневый сад”. Диапазон режиссерских интерпретаций более чем обширен: комедия, драма, лирическая комедия, трагикомедия, трагедия. Сам Антон Павлович Чехов настаивал на том, что “Вишневый сад” – это комедия. Однако первые режиссеры-постановщики Московского Художественного театра прочитали ее как трагедию. Трагическое в пьесе постоянно сбивается на фарс, тогда […]...
- Анализ пьесы М – Горького На дне (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Подготовка к ЕГЭ: Анализ пьесы М. Горького “На дне” (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Прочитав произведение Максима Горького “На дне”, можно с уверенностью сказать, что автор показал нам глубокую социальную драму. Читатели познакомились с пьесой в 1902 году, для них жанр этого произведения стал новаторским и своеобразным. Свое творение Горький охарактеризовал как “картины”. Мы не […]...
- Критик и писатель Н. А. Полевой Одним из наиболее прогрессивных журналов в эти годы стал “Московский телеграф” (1825-1834) Н. А. Полевого, который, по словам Белинского, был “явлением замечательным”. В связи с этим заслуживает внимания фигура его издателя, бывшего первым представителем разночинцев в русской литературе. Н. А. Полевой происходил из старинного, богатого и просвещенного купеческого рода. Однако торговые дела отца расстроились, и […]...
- ЕГЭ часть С по тексту Полякова Замечали ли вы, что в литературе конца ХХ – начала ХХl века все реже встречаются произведения, наполненные чувством патриотизма? Много ли песен слагается о любви к Отечеству? Проблему утраты патриотического сознания поднимает в тексте Юрий Поляков. Автор говорит о тесной связи между народом и патриотизмом: “Патриотизм – это иммунная система народа”. На примере исторических фактов […]...
- Сочинение на тему: актуальность пьесы “Хозяин” Ивана Карпенко-Карого Размышляя о вкладе Карпенко-Карого в казну культуры, Симон писал, что драматургическое творчество этого писателя “было реальным отображением жизни нашего народа, его интересов, его психологии и широкого комплекса вкусов, – живым отображением живой жизни”. Карпенко-Карый первым в украинской драматургии переступил за границы шаблона – “той этнографической, с непременной любовью в центре драмы и дал начало серьезной […]...
- Содержание пьесы Крылова “Сочинитель в прихожей” “Сочинитель в прихожей” – пьеса, которая значительнее простого памфлета. Изображая продажного поэта, о котором сказано, что он дворянин, Крылов изобразил литературное окружение самой Екатерины II в лице развратной Новомодовой – типичной по своему нраву и образу мыслей придворной дамы последних десятилетий XVIII века. Применяя прием сдваивания образов, Крылов придал Новомодовой отдельные черты самой императрицы, а […]...
- Человек – герой пьесы Андреева “Жизнь человека” “Бунтарь, стучащийся в железную дверь темницы жизни” – так определяет историк театра и литературы С. А. Венгеров сущность творчества Андреева. “Искание бесконечного в конечных его проявлениях” настолько сильно у писателя, что едва ли есть хотя бы одно произведение, где бы ни ставились основные вопросы бытия человеческого: о смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, […]...
- В чем заключается оптимизм пьесы “Вишневый сад” “Симпатичные белоручки” и “отцветшие орхидеи” – это, конечно же, владелица сада разорившаяся помещица Раневская и ее столь же легкомысленный брат Гаев, проевший свое состояние, по образному чеховскому выражению, на леденцах. Они действительно бессильны перед жизнью и беспомощно барахтаются в ее стихийном стремительном потоке. И Раневская, и Гаев безраздельно принадлежат прошлому. Будущего у них нет. Но […]...
- Интеллектуальные пьесы Шоу “Профессия миссис Уоррен” (1894). Главная героиня – молодая девушка Виви Уоррен, умная, самостоятельная, активная. Она закончила университет, математический факультет, и готовится начать взрослую жизнь. И только сейчас Виви узнает, что ее мать миссис Уоррен содержит несколько публичных домов. История ее жизни такова. Родилась она в бедной семье. У девушек в их городке было два пути: […]...
- Что роднит и что различает героев пьесы Д. И Фонвизина “Недоросль” и повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”? Героев этих произведение роднит многое. Оба главных персонажа – сверстники, современники, представители одного сословия – мелкопоместного дворянства. На том и другом лежит печать воспитания недорослей в помещичьей семье. Как Митрофан Простаков, так и Петр Гринев любили гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками. Героям не повезло с учителями. Как Митрофана обучает немец, бывший […]...
- История создания и постановки пьесы “Вишневый сад” В основу сюжета “Вишневого сада” положены хорошо известные автору проблемы: продажа дома за долги, попытка одного из друзей отца выкупить дом Чеховых, наконец, “освобождение” Ани сродни состоянию писателя после “таганрогского плена”. Замысел пьесы появился еще в начале 1901 года, но работа над “Вишневым садом” начнется только в 1903 году и будет завершена за несколько месяцев […]...
- Читая новеллы, повести, пьесы А. Чехова Характерно, что Чехов, как художник и человек работы на благо народа. Он был прекрасным врачом: говорят, литература любит варягов, ведь мы знаем немало замечательных медиков, которые стали мастерами художественного письма – С. Руданский, В. Вересаев, Г. Булгаков и т. п. Верил у лучших представителей интеллектуальной прослойки, способных на большой подвиг, часто и незаметный, у имени […]...
- Анализ пьесы “Последний решительный” В пьесе “Последний решительный” (1931) устами Вестника драматург обращался к зрителям: “Враг в первый же час войны ударит по городам с воздуха. Вы, граждане, умеете затемнять свои дома?.. Нужно уметь, чтобы жить”. Пьеса рассказывает о возможном начале новой войны. Пограничная застава первой принимает на себя удар. И вместе с небольшим отрядом, пришедших на помощь матросов […]...
- Смысл названия пьесы “Гроза” Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо дает читателю хоть немного понять, о чем будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в “Бедных людях” Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а […]...
- Пьесы Бернарда Шоу Бернард Шоу – ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке. Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. В 1885 году Шоу делает наброски своей […]...
- Жанр пьесы “Вишневый сад” План Определение жанра пьесы А. П. Чеховым Споры о жанровой принадлежности “Вишневого сада” Определение жанра пьесы А. П. Чеховым Уже при первом упоминании о начале работы над новой пьесой в 1901 году, А. П. Чехов сообщил своей супруге, что задумал он новую пьесу, причем такую, в которой все будет перевернуто вверх дном. Именно это предопределило […]...
- Характеристика героев пьесы “Вишневый сад” План Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик Краткие характеристики главных действующих лиц Краткие характеристики второстепенных персонажей Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик В заключительной пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” нет разделения на главных и второстепенных действующих лиц. Они все главные, даже кажущиеся эпизодическими роли несут огромное значение для […]...
- Что составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? Что является в ней той “пружиной”, которая движет действиями, переживаниями и размышлениями героев? На первый взгляд в произведении дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе рубежа XIX-XX веков и обозначена борьба между ними: уходящее дворянство – Раневская и Гаев; поднимающаяся буржуазия – Лопахин; новые революционные силы, идущие им на смену, – Петя и Аня. […]...
- Краткое изложение пьесы “Жизнь – это сон” В безлюдной горной местности, неподалеку от двора польского короля, заблудились Росаура, знатная дама, переодетая в мужское платье, и ее слуга Кларнет. Близится ночь, а вокруг ни огонька. Вдруг путники различают в полумраке какую-то башню, из-за стен которой им слышатся жалобы и стенания: это проклинает свою судьбу закованный в цепи Сехизмундо. Он сетует на то, что […]...
- Характеристика Вари из пьесы “Вишневый сад” В трехчастной системе персонажей пьесы Чехова “Вишневый сад” Варя является одной из фигур, символизирующих настоящее время. В отличие от Раневской, своей приемной матери, которая не может порвать со своим прошлым, и сводной сестры Ани, живущей в далеком будущем, Варя – человек, полностью адекватный времени. Это позволяет ей достаточно здраво оценивать сложившуюся ситуацию. Строгая и рациональная, […]...
- Характеристика Клеща из пьесы “На дне” М. Горького Клещ – слесарь, житель ночлежки, муж Анны. Клещ мечтает вернуть нормальной жизни с помощью честного и тяжелого труда. Он упорно трудится и противопоставляет себя другим жителям ночлежки, осуждая их спсоб жизни: “Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – […]...
- Характеристика Актера из пьесы “На дне” М. Горького Актер – обитатель ночлежки, пьяница. Автор не называет настоящего имени героя, да и сам он его давно забыл. Помнит лишь, что его сценический псевдоним был Сверчков-Заволжский. Память актера уничтожена алкоголем, он постоянно пытается вспомнить и продекламировать стихи и отрывки пьес. Сам признается: “Мой организм отравлен алкоголем”. Странник Лука приносит ему надежду на выздоровление, рассказывая о […]...