Национально-патриотические пьесы Нестора Кукольника



Нестор Васильевич Кукольник (1809–1868). Имя Кукольника стало по установившейся традиции нарицательным, обозначающим официозного, рептильного писателя, певца самодержавного строя. Кукольник был необычайно плодовитым; ему принадлежат десятки романов, повестей, драм, много стихотворений.

Наибольшую известность Кукольник получил как драматург. Дебютировал он “драматической фантазией” “Торквато Тассо” (1833). В последующих пьесах разрабатывал темы национально-патриотические.

Наиболее известны: “Рука всевышнего отечество

спасла” (1834) и “Генерал-поручик Паткуль”. Пьеса “Рука всевышнего отечество спасла” была резко осуждена Белинским за официозную риторику. С позиций “казенного патриотизма” в ней изображалось изгнание польских интервентов и избрание на царство Михаила Романова. “Московский телеграф”, осмелившийся выступить с критикой драмы, был закрыт, что вызвало едкую эпиграмму:

Рука всевышнего три чуда совершила: Отечество спасла, Поэту ход дала И Полевого задушила.

Кукольник объединил литераторов, музыкантов, художников и артистов в кружок, участники которого называли себя “братьями”.

В нем видное место занял М. И. Глинка. Ему Кукольник помогал составить “первоначальный план” оперы “Руслан и Людмила”, весьма одобрял оперу композитора “Иван Сусанин”.

Стихотворная драматургия Кукольника не получила поддержки прогрессивной общественности. И. С. Тургенев дал меткое определение тому направлению поэзии, которое принял Кукольник, назвав его “ложно-величавой школой”. В эту “школу” входили также П. Г. Ободовский, поздний Н. А. Полевой, Р. М. Зотов и др.

Историко-бытовые романы Кукольника в свое время пользовались успехом. В романе “Два Ивана, два Степаныча, два Костыль-кова” воссоздавалась эпоха Петра I, а в “Эвелине де Вальероль”, подражании А. Дюма, описывался эпизод из истории Франции. В произведениях было много надуманного, они были перегружены натуралистическими подробностями.

Формула официального патриотизма (самодержавие, православие, народность) определяла идейную направленность творчества писателя, хотя он и показывал тяготы крепостного права. Удалось Кукольнику выявить прогрессивный смысл преобразований Петра I, проводившихся, однако, жестокими средствами. Но в целом глубокого проникновения в историю у писателя не было.

Отрицательно сказалось на развитии его таланта сближение с Булгариньш и Гречем, выступившими против реалистической литературы. Вражда к реализму передалась и Кукольнику. Как поэт он продолжал традиции эпигонского романтизма, подражал Бенедиктову.

Несколько его романсов и песен (“Признание”, “Сомнение”, “Жаворонок”, цикл “Прощание с Петербургом”) получили признание и живут и поныне благодаря замечательной музыке М. И. Глинки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Национально-патриотические пьесы Нестора Кукольника