Начало творческой деятельности Шмелева И. С



Будучи студентом Московского университета, Шмелев увлекался самыми разными учениями. Он был и рационалистом, и толстовцем, и едва ли не религиозным фанатиком. Студент-юрист вдруг стал всерьез заниматься ботаникой, увлекся открытиями К. А. Тимирязева. Но всегда значима для него была религия.

Летом 1895 года Шмелев и О. А. Охтерлони отправились в свадебное путешествие на Валаам. Путешествие произвело на писателя неизгладимое впечатление: “Ныне я не писал бы так, но суть осталась и доныне: светлый Валаам”. Серия очерков “На скалах Валаама”

была издана за авторский счет, но остановлена цензурой: “Пришлось вырвать листы и перепечатывать”.

Очерки покупались плохо.
После окончания университета и года военной службы Шмелев служил в течение семи с половиной лет чиновником в казенной палате во Владимире. В эти годы его опыт обогатился знанием жизни русской провинции. Люди уездных городов становились прототипами героев его произведений: “Служба моя явилась огромным дополнением к тому, что я знал из книг. Это была яркая иллюстрация и одухотворение ранее накопленного материала.

Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой

жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство”. На основе этих впечатлений были написаны повести и рассказы “По спешному делу” (1907), “Гражданин Уклейкин” (1908), “В норе” (1909), “Под небом” (1910), “Патока” (1911).
Шмелев внимательно следил за общественным подъемом в стране, видя в нем единственный выход для облегчения участи народа. В своих произведениях он пишет о забитых и униженных, будит человечность в тупых и самодовольных, предвещает гибель старому укладу жизни. В эти годы Шмелев был близок писателям, группировавшимся вокруг издательства “Знание”.

В лучших его произведениях развивается традиционная для русской литературы XIX века тема “маленького человека”.
Самое последнее место в социальном ряду “маленьких людей” занимает Уклейкин – “лукопер”, “шкандалист” и “обормот” (“Гражданин Уклейкин”), Он понимает, что мал и ничтожен. Однако в жалком сапожнике растет стихийный протест. Этот “озорник” напоминает босяков из ранних произведений Горького.

Но современный “маленький человек” совсем не таков, какими были его предшественники. Уклейкин ощущает в себе пробуждение общественного сознания. Полуграмотный сапожник ждет улучшения жизни от обещанных царским Манифестом 17 октября 1905 года свобод и прав. Не случайно произведение называется “Гражданин Уклейкин”.

Обещанные свободы оказались обманом, иллюзии постепенно утрачиваются.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Начало творческой деятельности Шмелева И. С