Начало литературной деятельности Герцена

Его ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с “бесчувственной толпой” и “низкой действительностью”. В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена непродолжительным.

Он вспоминал впоследствии: “Реальная

натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком”. Новые принципы художественного отражения действительности были освещены писателем прежде всего в “Записках одного молодого человека” (1840) и в продолжении, вскоре появившемся: “Еще из записок одного молодого человека” (1841). Мы снова встречаемся здесь с привычным противопоставлением мечтательного юноши-идеалиста, преисполненного самых благородных стремлений, с грубой повседневностью.

Новое в разработке сюжета заключается в том, что внутренний мир героя не остается неизменным,

как это бывало ранее. Попав в город Малинов (Герцен в данном случае использует свои впечатления от Вятки – места ссылки), он начинает понимать, как много утопического было в его прели! их романтических мечтах, как плохо знает он реальную жизнь и как трудно ее переделать. Романтические убеждения героя подвергаются критике другого положительного персонажа повести – Трензинского, призывающего не мечтать, а действовать.

Впрочем, сам Трензинский пережил в свое время крушение собственных иллюзий утопического социализма, и теперь он, ощущая себя неудачником, приходит к трезвому пониманию очевидной власти обстоятельств.

В “Записках…” намечены те темы, образы, мотивы, принципы изображения действительности, которые стали основными для творчества Герцена 40-х годов. Реалистическая сила “Записок…” была высоко оценена Белинским, который увидел в них незаурядное мастерство молодого писателя: иронию, нередко возвышающуюся до сарказма.

“КТО ВИНОВАТ?” Роман, над которым Герцен работал 6 лет, был выпущен отдельным изданием в 1847 г. в качестве приложения к журналу “Современник”. Во многом он связан с принципами “натуральной шкои целеустремленно сближал публицистику и художественную литературу. Он бесконечно далек от спокойного, невозмутимого изображения действительности.

Герцен-художник постоянно вторгается в повествование. Перед нами не бесстрастный наблюдатель, а адвокат и прокурор в одном и том же лице, ибо если одних действующих лиц писатель активно защищает и оправдывает, то других разоблачает и осуждает, не скрывая своих субъективных пристрастий. Авторское сознание в романе выражено прямо и открыто.

Первая часть романа состоит преимущественно из развернутых биографий действующих лиц, что подчеркивается даже названием отдельных разделов: “Биографии их превосходительств”, “Биография Дмитрия Яковлевича”. Во второй части развертывается более последовательное сюжетное повествование с многочисленными вставными эпизодами и авторскими публицистическими отступлениями. В целом же весь художественный текст связан единством авторской идеи и строится прежде всего на основе четкого и последовательного развития авторской мысли, которая стала важнейшим структурообразующим и стилеобразующим фактором.

Авторская речь занимает центральное место в общем ходе повествования. Она часто проникнута иронией – то мягкой и добродушной, то разящей, бичующей. При этом Герцен блестяще использует самые разнообразные стили русского языка, смело сочетая формы просторечия с научной терминологией, щедро вводя в текст литературные цитаты и иноязычные слова, неологизмы, неожиданные и потому сразу обращающие на себя внимание метафоры и сравнения.

Так создается представление об авторе как великолепном стилисте и энциклопедически образованном человеке, обладающем острым умом и наблюдательностью, способном улавливать самые разнообразные оттенки изображаемой им действительности – смешные и трогательные, трагические и оскорбляющие человеческое достоинство.

Роман Герцена отличается широким охватом жизни во времени и пространстве. Биографии героев позволили ему развернуть повествование в большом временном диапазоне, а поездки Бель-това давали возможность описать дворянскую усадьбу, провинциальные города, Москву, Петербург, рассказать о его заграничных впечатлениях.

Глубокий анализ своеобразия Герцена-писателя содержится в статье Белинского “Взгляд на русскую литературу 1847 года”. Главную силу автора романа “Кто виноват?” критик увидел в могуществе мысли. “У Искандера (псевдоним Александра Герцена),- писал Белинский,-мысль всегда впереди, он вперед знает, что и для чего пишет; он изображает с поразительною верностью сцену действительности для того только, чтобы сказать о ней свое слово, произвести суд” . По глубокому замечанию критика, “такие таланты так же естественны, как и таланты чисто художественные” . Белинский называл Герцена “по преимуществу поэтом гуманности”, в этом он видел пафос творчества писателя, важнейшее общественное и литературное значение романа “Кто виноват?”. Традиции интеллектуального романа Герцена были подхвачены и развиты Чернышевским, на что указывает прямая перекличка заглавий: “Кто виноват?” – “Что делать?”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Начало литературной деятельности Герцена