НА СМЕРТЬ КНЯЗЯ МЕЩЕРСКОГО
Г. Р. ДЕРЖАВИН
НА СМЕРТЬ КНЯЗЯ МЕЩЕРСКОГО
Глагол времен! металла звон!
Твой страшный глас меня смущает;
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет – и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет.
Ничто от роковых когтей,
Никая тварь не убегает;
Монарх и узник – снедь червей,
Гробницы злость стихий снедает;
Зияет время славу стерть:
Как в море льются быстры воды,
Так в вечность льются дни и годы;
Глотает царства
Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся;
Приемлем с жизнью смерть свою,
На то, чтоб умереть, родимся.
Без жалости все смерть разит:
И звезды ею сокрушатся,
И солнцы ею потушатся,
И всем мирам она грозит.
Не мнит лишь смертный умирать,
И быть себя он вечным чает;
Приходит смерть к нему, как тать,
И жизнь внезапу похищает.
Увы! где меньше страха нам,
Там может смерть постичь скорее;
Ее и громы не быстрее
Слетают к гордым вышинам.
Сын роскоши, прохлад и нег,
Куда, Мещерский, ты сокрылся?
Оставил ты сей жизни брег,
К брегам
Здесь персть твоя, а духа нет.
Где ж он? – Он там.- Где там? – Не знаем.
Мы только плачем и взываем:
“О, горе нам, рожденным в свет!”
Утехи, радость и любовь
Где купно с здравием блистали,
У всех там цепенеет кровь
И дух мятется от печали.
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики
И бледна смерть на всех глядит.
Глядит на всех – и на царей,
Кому в державу тесны миры;
Глядит на пышных богачей,
Что в злате и сребре кумиры;
Глядит на прелесть и красы,
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны
И точит лезвие косы.
Смерть, трепет естества и страх!
Мы – гордость с бедностью совместна;
Сегодня бог, а завтра прах;
Сегодня льстит надежда лестна,
А завтра: где ты, человек?
Едва часы протечь успели,
Хаоса в бездну улетели,
И весь, как сон, прошел твой век.
Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен;
Желанием честей размучен,
Зовет, я слышу, славы шум.
Но так и мужество пройдет
И вместе к славе с ним стремленье;
Богатств стяжание минет,
И в сердце всех страстей волненье
Прейдет, прейдет в чреду свою.
Подите счастьи прочь возможны,
Вы все пременны здесь и ложны;
Я в дверях вечности стою.
Сей день иль завтра умереть,
Перфильев! должно нам, конечно, –
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.
- “На смерть князя Мещенского” Державина Г. Р Глагол времен! металла звон! Твой страшный глас меня смущает; Зовет меня, зовет твой стон, Зовет – и к гробу приближает. Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет И дни мои, как злак, сечет. Ничто от роковых когтей, Никая тварь не убегает; Монарх и узник – снедь червей, Гробницы злость […]...
- Смерть героя (за произведением “Легенда о смерти князя Олега”) Существует много мифов и сказов о легендарных героях, которые прославились неслыханной силой и отвагой. И большей частью их смерть была внезапной и бессмысленной, а иногда даже унизительной. Например, Ахиллесу попали в пятку, Сослану переехали стальным колесом колени – это было единое впечатлительное место на его теле, Проводник похода аргонавтов погиб под кормой собственного корабля, когда […]...
- Сопоставление внутренних монологов Пьера Безухова на станции в Торжке и князя Андрея перед Аустерлицем (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) Л. Н. Толстой всегда стремился к тому, чтобы показать внутренний мир и духовную эволюцию своих героев. Пьер Безухов и Андрей Болконский – одни из любимейших героев писателя. Поэтому на страницах своего романа Толстой детально прослеживает становление их личности. Одним из ключевых моментов в жизни Пьера Безухова была встреча с масонами. Писатель показывает, что привело героя […]...
- Судьба князя Олега (по стихотворению А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”) (1) Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. Его судьба и поэзия слиты воедино, потому что очень многие мысли, чувства, искания и стремления нашли свое отражение в его стихах. Читая произведения этого замечательного поэта, нельзя не заметить его интереса к родной истории, к событиям давно минувших дней. Так, например, основой стихотворения “Песнь о вещем Олеге” послужила […]...
- Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Смысл жизни… Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого “Война и […]...
- Судьба князя Олега (по стихотворению А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”) (2) В “Повести временных лет”, с которой мы познакомились еще в прошлом учебном году, есть легенда о смерти киевского князя Олега, жившего в X веке. Он прославился как мудрый князь и победитель “неразумных хазар” и других врагов Киевского княжества. Смерть якобы была предсказана Олегу волхвом (жрецом славянского бога Перуна). Легенда о смерти князя Олега поразила воображение […]...
- “ДОРОГА ЧЕСТИ” КНЯЗЯ АНДРЕЯ “Война и мир” – это эпопея, для которой характерна широта изображаемого действия и глубина раскрытия непрерывного процесса жизни. В произведении присутствуют не только эпические картины мира и войны, но и всесторонне раскрывается жизнь отдельных личностей, личностей ярких, сильных, существенно выделяющихся из основной массы людей. Таков молодой Андрей Болконский, который резко отличается от представителей света своей […]...
- Сочинение на тему: ЖИЗНЬ ИЛИ СМЕРТЬ – ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ) Жизнь и смерть – начало и конец человеческого существования. Со временем седой древности народы мира сохраняют представления о том, что смерть – это метаморфоза. Паши далекие предки не верили в естественную неизбежность смерти. Они уподобляли смерть жизни. Вернее, смерть представлялась им своеобразной границей, за которой начиналась новая […]...
- Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом – перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом. Дуб – символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых […]...
- Образ князя Игоря в “Слове о полку Игореве” “Слово о полку Игореве”, без сомнения, является достоянием русской культуры. Оно отразило в себе главное бедствие своего времени – слабость государственного единства. Однако, важно отметить, что “Слово…” – удивительно поэтичное и глубокое произведение. Основа произведения – поход Игоря Святославича на половцев. С небольшими силами, “не сдержав юности”, как о нем говорит летопись, от отправился в […]...
- Анализ сцены – Визит князя Андрея в дом Ростовых после бала Чтобы рассказать и проанализировать эту сцену, нужно начать немного раньше, а точнее с первой встречи кн. Андрея и Наташи. Наташа и кн. Андрей… Так с чего все это началось? По опекунским делам кн. Андрею надо было видеться с Ильей Андреевичем Ростовым и в середине мая он поехал к нему в Отрадное. И здесь, в Отрадном, […]...
- Анализ стихотворения “Последняя смерть” Баратынского “Последняя смерть” (1827). Стихотворение относится к философской лирике. Поэт, видя в древности образцы прямого благородства и силы духа, осознает человеческую историю как ряд неуклонных потерь. По мнению Баратынского, исторический прогресс приводит к разделению естественного союза души и тела, природы и ума. В данном стихотворении запечатлена одна из последних стадий человечества: Желания земные позабыв, Чуждался их […]...
- Сопоставительный анализ “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина и эпизода “Смерть Олега” в “Повести временных лет” Сопоставительный анализ “Песни о Вещем Олеге” А С Пушкина и эпизода Повести временных лет “Смерти Олега”. Оба произведения построены на одинаковом сюжете: предсказание жреца, расставание Олега с конем, встреча на могиле через 4 года, смерть Олега. Однако описаны они по-разному, и читателем воспринимаются как две противоположности. В Повести временных лет (далее ПВЛ) – перечисление фактов, […]...
- Рассказ “Смерть чиновника” Чехова Чехов считал, что настоящий человек должен быть свободным в душе. В поведение русского человека, воспитанного в традициях чинопочитания, преклонения перед власть имущими, въелись некоторые особенности, которые Чехов считал проявлениями раба. Он сам всю жизнь боролся с этими проявлениями в самом себе, выдавливал из себя раба, как он говорил. И был очень чуток к проявлениям рабского […]...
- Сочинение на тему: ОБРАЗ КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ КУРАГИНА (Л. Н. Толстой. “Война и мир”) В романе Л. Толстого “Война и мир” действует более пятисот героев. Но никто из них не вызывает у читателя такого презрения, возмущения и негодования, как отец и дети Курагины. “Подлая, бессердечная порода” – такую характеристику семейству Курагиных дает Пьер Безухов. Образ отца семейства – князя Василия Курагина – олицетворяет собой тип предприимчивых карьеристов и стяжателей. […]...
- Смерть Мармеладова Смерти Маремеладова посвящена целая глава романа, что говорит о значимости данного эпизода. Это происшествие вполне можно считать маленьким произведением или этюдом, в котором описывается смерть бедного человека. В первую очередь Достоевский представляет нам щегольскую барскую коляску, стоящую посредине улицы. Такое положение коляски, не дающей никому проходу, говорит о том, что ее владелец – довольно влиятельный […]...
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” (восприятие, истолкование, оценка) Одним из самых известных стихотворений Лермонтова является его произведение “Смерть поэта”, написанное им в 1837 году. Оно было создано как отклик, крик души поэта на гибель А. С. Пушкина. Известно, что это трагическое событие всколыхнуло всю Москву, люди огромными толпами шли проститься с любимым поэтом. Гибель Пушкина на дуэли заставило молодого Лермонтова задуматься о ее […]...
- Оценка “Князя Серебряного” А. К. Толстого как исторического романа Роман А. К. Толстого “Князь Серебряный” является самым большим романом по сравнению с теми, которые я когда-либо читал. Несмотря на его достаточно крупный размер, у меня получилось проштудировать произведение за короткий отрезок времени. А все потому, что роман словно завораживает читателя и отстраняет его от других дел. Сейчас я хочу оценить “Князя Серебряного” со своей […]...
- “Я заслужил смерть, господа присяжные” (о романе Ф. Стендаля “Красное и черное”) Выстрел Жюльена в госпожу де Реналь поставил точку в мучительных попытках Жюльена Сореля достичь компромисса между “красным” и “черным”. Цена прозрения – жизнь. Он совершил двойное преступление – выстрел прозвучал в церкви – неслыханное святотатство. Таким образом, Жюльен Сорель сознательно приговорил себя к смерти. Все возвращается на круги своя: “первый шаг” на пути к призрачному […]...
- Сербская баллада “Смерть Марка Королевича” Марко Королевич – главный герой сербских баллад так называемого “юношеского” цикла. Юноши – молодые люди, сербские герои. Юноши Андрей и Марк – сыновья короля западной Македонии Вукашина. Вукашин погиб в битве с турками. Исторический Марк Королевич был властителем небольшой части земель в городке Прилип в Македонии. Он погиб в 1395 году в битве при Ровинах […]...
- Смерть Катерины как выход из тупика (сочинение-миниатюра по драме А. Н. Островского “Гроза”) Произведение Островского “Гроза” с полной уверенностью можно назвать трагедией. Ведь жизнь его главной героини – Катерины – заканчивается трагично. Женщина кончает с собой, бросившись в Волгу. Что подтолкнуло ее к такому решению? Что привело Катерину на берег Волги? Можно сказать, что ее смерть – это единственный выход из тупика. Но что же это за тупик […]...
- Истолкование рассказа А. П. Чехова “Смерть чиновника” Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. Ироническая заметка из Записной книжки А. П. Чехова Истолкование – я, ср. Действие по знач. глаг. истолковать. .. Такая характеристика слова дана в четырехтомном Словаре русского языка. Свою работу я решила начать с обращения к Словарю, чтобы почувствовать себя увереннее при рассмотрении рассказа, прозвучавшего в теме сочинения. Волнуюсь: […]...
- Своеобразие характера князя Андрея Болконского Своеобразие характера князя Болконского проявляемся во всем и везде. Где бы он ни появился, личные качества всегда возвышают его над окружающими. В штабе Кутузова князь Андрей “своей особенной гордой и учтивой манерой” умел себя так поставить к обществу богатых веселых гвардейцев, что на него смотрели как на “человека особенного, только временно занимающего должность адъютанта, и […]...
- Автор повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского Автор повести – образованный человек, он хорошо знаком с Библией. Чтобы подчеркнуть достоинства князя, он сравнивает его с библейскими героями: Иосифом (значит, Александр был красивым человеком), Самсоном, отличавшимся большой физической силой, царем Соломоном, который отличался необычайной мудростью, Веспасианом – полководцем. Так рассказчик утверждает, что Александр обладал качествами всех перечисленных героев. В “Повести…” изображены 3 исторических […]...
- Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско (по рассказу И. А. Бунина) Рассказ “Господин из Сан-Франциско” был написан Буниным в 1915 году, во время первой мировой войны. В этот сложный период происходило переосмысление устоявшихся ценностей, люди как бы по-новому смотрели на себя и окружающий мир, пытаясь понять причины катастрофы и найти выход из сложившейся ситуации. “Господин из Сан-Франциско” Бунина, на мой взгляд, является одним из таких произведений. […]...
- Дружба князя Андрея с Пьером Безуховым Уже в первоначальных набросках сказано, что князь Андрей не удовлетворен семейной жизнью. Без труда был найден образ жены Болконского, “первой по красоте и богатству невесты Петербурга”. Она была хорошенькая брюнетка, “оживленная и веселенькая”, “одна из тех всегда улыбающихся свежих брюнеток, у которых блеск зубов и глаз затмевает все остальные подробности лица и производит одно общее […]...
- Анализ эпизода “Смерть Мармеладова” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Смерть Мармеладова, “отставного титулярного советника”, описывается в седьмой главе второй части романа “Преступление и наказание”. Главные участники эпизода – сам Мармеладов, его жена Катерина Ивановна, дети, Родион Раскольников. Кроме того, здесь учавствует немало и второстепенных персонажей, таких, как доктор, священник, полицейские и прочих, чья роль состоит в том, чтобы более полно передать обстановку, в которой […]...
- Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” В основе романа “Идиот” лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В “Идиоте” Ф. М. Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что, как бы ни отличались их идейные взгляды на происходящее, есть все же близкие черты и в положительных, и в отрицательных порывах. Вся эта общность связана […]...
- Пути исканий князя Андрея в романе-эпопее Толстого “Война и мир” Смысл жизни. .. Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого “Война […]...
- Судьба князя Андрея Болконского Л. Н. Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, человеку умному, ищущему. Но читатели, думаю, относятся к нему по-разному: для одних он очень рассудочен, категоричен, для других – человек тонкой души, но воспитанный в строгих правилах. Большое влияние на формирование его характера оказала семья. Л. Н. Толстой рассказывает о семье Болконских начиная с 1805 года. […]...
- Сочинение: Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова “Смерть чиновника” Вопрос экзаменационного билета (билет № 4, вопрос 2) Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова “Смерть чиновника”; Большинство ранних рассказов Антона Павловича Чехова очень смешны. Начало его творчества связано в основном с юмористическими произведениями. Это небольшие рассказы, сценки, фельетоны и зарисовки, в которых представлены разносторонние комические проявления в жизни. В юмористических рассказах Чехов не […]...
- Стихотворение “Смерть Поэта” первый поэтический отклик на гибель Пушкина Ссылка Лермонтова на Кавказ за стихи на смерть Пушкина ознаменовала крутой перелом в его судьбе и творчестве. В последние четыре года поэтом созданы произведения, вошедшие в сокровищницу русской и мировой литературы. Стихотворение “Смерть Поэта” – первый и самый глубокий поэтический отклик на гибель Пушкина, созданный под непосредственным впечатлением от трагической вести в конце января – […]...
- Анализ эпизода “Смерть Фролова” Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили, в известной степени, итоговый характер. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с другом. Авторы этих романов принадлежали разным направлениям в русской литературе двадцатых годов. Булгаков, например, продолжал традиции классической русской культуры. Фадеев же был писателем, пытавшимся создать образы литературы нового […]...
- Жизнь и смерть в рассказе И. Бунина “Господин из Сан-Франциско” Жизнь и смерть в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях […]...
- Отъезд князя Андрея на войну (анализ 25 главы часть 1 книги 1 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) “Война и мир” Л. Н. Толстого – это роман, на страницах которого раскрывается сложный внутренний мир множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые, по задумке автора, обязательно оказывают влияние на человека, приводя его на путь самосовершенствования. И этот путь отнюдь не усыпан розами. Одним из таких героев, “диалектику души” которого мы прослеживаем […]...
- Как воплотилась в эпизоде “Разговор князя Андрея с Пьером Безуховым перед Бородинской битвой” мысль Л. Н. Толстого об антигуманном характере войны? Л. Н. Толстой всегда был противником войны, считал ее антигуманным событием, к которому стоит прибегать лишь при острой необходимости. Свою мысль писатель воплотил в монологе Андрея Болконского, героя романа “Война и мир”, в котором князь утверждает: война – “самое гадкое дело в жизни”, ее цель – “убийство, орудия войны – шпионство, измена. обман и ложь”. […]...
- Крестьянин и Смерть ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine) Крестьянин и Смерть (La Mort et le Bûcheron) Басня (1668-1694) Холодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несет его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на нее и принимается жаловаться на судьбу. В обращенной к самому […]...
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” (восприятие, истолкование, оценка) Лермонтов – достойный приемник Пушкина. Эпоха Лермонтова – это 30-ые годы 19-го века, время отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов, отсутствие примера для молодого поколения, ориентира в жизни. В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением “Смерть поэта”. Это яркий образец его гражданской […]...
- Смерть Базарова На протяжении всего романа ” Отцы и дети ” автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И если в начале произведения – это убежденный нигилист, полностью отрицающий все жизненные принципы и устои, то к заключению мы видим человека, который начинается сомневаться в своих взглядах. Великая заслуга Тургенева в том, что […]...
- Краткое содержание Крестьянин и Смерть де Лафонтен Ж. де Лафонтен Крестьянин и Смерть Холодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несет его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на нее и принимается жаловаться на судьбу. В обращенной к самому себе речи старик вспоминает о том, какую он терпит нужду, о том, как […]...