“На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше”

Я начала писать выпускное сочинение и вспомнила один из уроков по творчеству Сергея Александровича Есенина. Читались стихи поэта, основа поэтики которых – песенная. Звучал бесподобный, ни с чем не сравнимый голос А. Малинина.

Он пел “Мне осталась одна забава”, песню на стихи, быть может, самые пронзительные и откровенные в русской лирике, хотя общеизвестно, что всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есени­на. В стихотворении “Мне осталась одна забава” поэт называет себя по­хабником и скандалистом, признается:

Стыдно

мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

Есенин, каясь в содеянных грехах, просит:

Чтоб за все за грехи мои тяжкие.

За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

И очень точно выражает самую суть своего таланта:

Дар поэта ласкать и корябать.

Да, именно так: ласкать и корябать нужно людскую душу, чтобы была она живой, чтобы откликалась на радость и грусть, на благую весть и на горькую, чтобы простые и чуткие струны человеческого сердца ощущали поэтические строки как дар свыше. Стихи поэта – лучший помощник в воспитании наших чувств, нашего сердца,

“на простых и чутких струнах” которого, говоря словами М. К. Осоргина, “умел играть только Сергей Есенин”. Вот поэтому я говорю: “Мой Есенин”.

Буду писать о том, что особенно люблю в его творчестве, почему считаю своим, почему читаю и перечитываю его стихи.

Мне близка безграничная любовь Есенина к родной земле, которая за­ставляет размышлять о том, люблю ли я Родину, задумываюсь ли над ее судьбой. Поэзия Есенина очень дорога и понятна мне: ведь о России так не говорил и не сказал никто. Почему Россия, Русь – главная тема всего творчества Сергея Есенина?

Откуда появились у поэта глубокое чувство род­ной природы и Родины, эта огромная любовь к Родине? Безусловно, все это прививалось с детства, когда Есенин жил в селе Константиново; когда бродил по полям, лугам, слушая пенье птиц, засматриваясь на красоту цве­тов, деревьев и трав; когда встречал рассветы и провожал закаты. С ранне­го возраста поэт находился среди родной русской природы, впитывая всю ее прелесть. Отсюда такое яркое описание одного из времен года:

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

Я читаю Есенина, и в зимнем ненастье вижу что-то особенное:

… по двору метелица Ковром шелковым стелется…

А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

Вижу, как “дремлют пташки нежные” под “вихри снежные” у мерзлого окна, представляю, что “снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна”, и убеждаюсь, что нет ничего прекраснее родной земли, где “у низеньких околиц звонко пахнут тополя”, “пахнет яблоком и медом”, “гудит за корогодом на лугах веселый пляс”.

Понимаю его тяжелое душевное состояние, когда, уезжая ненадолго из России, находясь вдали от всего этого, он превращается в тоскующего человека с мрачными мыслями, одинокого среди людей. Знаю – спасение поэт видит в мыслях о родной стороне и потому пишет:

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Вместе с Есениным я познаю великое:

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

В стихах Есенина о родине я нахожу многое из того, о чем думаю са­ма, а в поэте чувствую родственную душу. Когда читаю строки, в которых описана природа, часто задумываюсь: как же скудна была бы жизнь без “голубого небесного песка”, “малиновой шири полей”, “пахучего тумана”, “шелковых трав”. И мне становится понятно: светлая душа поэта витает над Россией.

Я по первому снегу бреду.

В сердце ландыши вспыхнувших сил…-

начинает поэт стихотворение, и рождается ощущение душевной чистоты, внутреннего подъема. Стихотворение наполнено светлым предчувствием, ведь неспроста же и заснеженная равнина кажется необыкновенной:

Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг?

Кто человеку ближе, чем мать? Кто поймет нас и пожалеет, простит и вдохновит? О ком мы должны думать и заботиться даже больше, чем о себе?

Конечно, о матери. И учиться с любовью думать и говорить о ней, трево­житься и печалиться необходимо у Есенина, стихотворные послания кото­рого к родным и близким людям отличает особая исповедальность:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет, –

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Я знаю – это святое чувство не рождается из ничего.

Нужно, как Есенин, любить все живое на земле, боготворить его, искренно сострадать “ко всему живому”, чтобы потом сделать такое признание:

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

С нежностью и состраданием относился поэт ко всем живым сущест­вам. “…Я очень люблю всякое зверье”, – как-то признался он Максиму Горькому, а в одном из стихотворений полушутя, полусерьезно обронил:

Для зверей приятель я хороший…

Есенину как бы открыты “души” животных, он понимает их чувства, переживания. В этом убеждают читателей такие стихотворения, как “Песнь о собаке”, “Корова”, “Лисица” и другие.

“Дай, Джим, на счастье лапу мне” – такими строками начинает поэт стихотворение “Собаке Качалова” и потом спрашивает:

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Чтобы попросить:

Ты за меня лизни ей нежно руку…

В стихотворении “Собаке Качалова” есть удивительные по своей тра­гичности строки о сложности человеческих отношений, о сложности жизни:

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

За этим “что” видится мне трагическая жизнь поэта. Что стоило ему жить? Страдать и мучиться, терять и обретать, отчаиваться и надеяться. Перебирая в памяти основные факты его жизни, задаю себе вопрос: свет­лого или трагического было больше в его жизни?

Наверное, трагического, если говорить о трагическом восприятии революционной ломки традици­онного уклада русской деревни, о страданиях любви и переживаниях по поводу быстротечности человеческого бытия. И какое же надо иметь серд­це, какую душевную силу, чтобы сказать:

Я думаю:

Как прекрасна Земля И на ней человек.

А земля прекрасна, потому что есть “низкий дом с голубыми ставня­ми”, есть “серые журавли”, “страна березового ситца”, “роща золотая”, “гулкая весенняя рань” – и в этом есенинская идея “узловой завязи” при­роды и человека. Снова и снова задаю себе вопрос: почему мне так близки мысли и стихи поэта? Может, потому что, как и он, “навеки имею неж­ность грустную русской души”, как и он, хотел бы не любить, но “все рав­но не могу научиться”, потому что в сердце у меня так часто бывает “не­сказанное, синее, нежное”…

Я знаю: это очень и очень трудно; искусству владеть собой нужно учить­ся всю жизнь, потому что

При тяжелых утратах И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым –

Самое высшее в мире искусство.

Сергей Есенин писал о том, что близко и дорого сердцу каждого че­ловека, что чувствуется и переживается каждым. И поэтому каждый читаю­щий произведения Сергея Александровича Есенина с полным правом мо­жет сказать: “Это мой поэт, мой Есенин”.

Именно поэтому, на мой взгляд, и дало повод М. К. Осоргину утвер­ждать: “На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше”.

Я так же, как и миллионы читателей, ощущаю поэзию Сергея Александ­ровича Есенина как дар свыше.

Рецензия

Содержание сочинения глубоко, ярко, личностно раскрывает тему, убеж­дая в том, что для выпускника поэзия Сергея Александровича Есенина, умевшего, по словам М. К. Осоргина играть “на простых и чутких струнах сердца” – действительно дар свыше, что это – его поэт, как для миллионов читателей. Сочинение отличает вдумчивость, самостоятельность в осмыс­лении анализируемых произведений, зрелость суждений. Язык сочинения эмоционален, отличается точностью словоупотребления.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше”