Главная ⇒ 📌Сочинения по ЕГЭ ⇒ Н. В. Гоголь-сатирик
Н. В. Гоголь-сатирик
Н. В. Гоголь-сатирик
(по комедии “Ревизор”)
I. Характер комического в творчестве Гоголя.
1. Анекдот, выразивший закономерность порока.
II. Беспощадный портрет города N – портрет России.
1. Отцы города и их отношение к службе.
2. Мечты Городничего и мечты Хлестакова как отражение сущности чиновничьей иерархии в России.
3. Сила власти, ограниченность и невежество хозяев жизни и бесправие и беззащитность обывателей.
4. Держиморды самодержавно-полицейского порядка.
5. “Обиженное” купечество.
6. Дамы города.
III. Приемы сатирического разоблачения.
1. Собирательные образы.
2. “Говорящие” фамилии.
3. Прием гротеска, обнажающий нелепость и уродство действительности.
4. Наказан ли порок? (Роль немой сцены).
IV. Злободневность гоголевского смеха.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Гоголь – последователь Пушкина, Гоголь-реалист, сатирик. Кто, по мнению Гоголя, истинный патриот? Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высокоидейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются “с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям” и создают только “возвышенные образы”; другие, напротив, выставляют “выпукло и ярко на всенародные очи” повседневные характеры, которыми “кишит наша земная, подчас […]...
- Гоголь-сатирик (“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”) “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” вошла в сборник “Миргород” вместе с историко-героической повестью “Тарас Бульба”. Такое сопоставление позволяло Гоголю показать, как мелочны и низки их мысли и поступки, если сравнить их с подвигами запорожских казаков. Гоголь написал это произведение для того, чтобы обнажить нелепость и комизм обыденной жизни. Он называл […]...
- “ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА”; М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК САТИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ “История одного города” – социально-политическая сатира на современное Салтыкову-Щедрину государственное устройство. Жанровая особенность романа (пародия на летопись). Художественные особенности романа: один и тот же угол зрения в изображении деятельности градоначальников: российское государственное устройство враждебно народу; сатирическое освещение всех сторон жизни, попавших в поле зрения писателя. Ход русской истории определяют две “неразумные силы истории”: деспотическая власть […]...
- М. Е. Салтыков-Щедрин как писатель-сатирик Судьба сатирика во все времена была тернистой: на его пути постоянно встречались препоны в лице вездесущей цензуры, ограничивающей творческие возможности, заставляющей выражать мысли обиняками, эзоповским языком. Сатира вызывала недовольство и у простых людей, не склонных сосредоточивать внимание на болезненных сторонах своего существования. Однако главная трудность заключалась в другом: искусство сатиры оставалось драматическим по своей природе. […]...
- Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии “Ревизор”? “Смеяться, право, не грешно Над тем, что кажется смешно!” Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” была поставлена в апреле 1836 года. В ней автор поставил широкую общественную задачу: собрать вместе все дурное, все несправедливое, что есть в России. Над чем же смеется автор в своей знаменитой комедии? Гоголь использует прием гротеска, с помощью которого он как […]...
- Салтыков-Щедрин – сатирик Этот серьезный и свирепый юмор, Этот реализм, трезвый в своей ясности Среди самой дикой игры воображения, И особенно этот непоколебимый Здравый смысл… И. С. Тургенев Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является непревзойденным художником слова в области социально-политической сатиры. Он был революционером-демократом, оружием сатиры боровшимся против самодержавия, крепостничества и его пережитков, против правящих классов России. В своих произведениях […]...
- Характеристика героя Держиморда, Ревизор, Гоголь Держиморда Держиморда – второстепенный персонаж в комедии “Ревизор”, грубый полицейский, подчиненный частного пристава Степана Ильича Уховертова, слепо выполняющий все его указания. Фамилия этого персонажа стала нарицательной и используется в отношении к превышающим свои полномочия блюстителям порядка. Держиморда для поддержания порядка мог “ставить фонари под глазами и правому, и виноватому”. Сам автор дает неодобрительную характеристику этому […]...
- Злободневность по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) Гоголя называют “самой загадочной фигурой в русской литературе”. Он испробовал себя на разных поприщах: давая уроки, печатал статьи и фрагменты из задуманных художественных произведений. Первая известность Гоголя – два томика украинских повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Все последующие его произведения приносят Николаю Васильевичу все большую популярность, его признают уважаемые в своих кругах литераторы. Сам […]...
- Рецензия малороссийской повести “Страшный кабан” (Гоголь Н. В.) Отрывки из задуманной Гоголем повести “Страшный кабан” были напечатаны в “Литературной газете” в 1831 году (№№ 1 и 17) под заглавиями: глава 1-я – “Учитель”, и глава 2-я -“Успех посольства” (первая с подписью “П. Глечик”, вторая – без подписи). Первый отрывок предполагался к включению в “Арабески” (помечен в сохранившихся планах), но в печатный текст не […]...
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – великий сатирик-гуманист Мастер сатиры. Даже внешний облик Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражает нас драматическим сочетанием мрачной суровости и затаенной, сдержанной доброты. Острым резцом прошлась по нему жизнь, испещрила глубокими морщинами. Неспроста сатира издревле считалась наиболее трудным видом искусства. “Блажен незлобивый поэт”, – писал Некрасов. Но иную участь он пророчил сатирику: Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не […]...
- Маяковский – сатирик Сатирическая тема в творчестве В. В. Маяковского возникла давно и не случайно. Еще в раннем, дореволюционном периоде творчества поэта обращает на себя внимание цикл сатирических гимнов: “Гимн судье”, “Гимн ученому”, “Гимн обеду”, “Гимн взятке”. Преисполненный пафоса отрицания буржуазного общества, поэт высмеивает то, что кажется ему непременной принадлежностью пошлости и мещанства: бюрократизм, погоню за материальным благополучием, […]...
- Сведения об авторе Н. В. Гоголь ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ Н. В. Гоголь Сведения об авторе: Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) родился 20 марта (1 апреля) в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика. Детство провел в семье родителей в имении Васильевка Миргородского уезда. После учебы в Полтавском уездном училище поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Писать начал еще […]...
- Гоголь – Великий русский писатель, драматург, критик Великий русский писатель, драматург, критик, публицист, Гоголь начал свой путь в литературе как создатель книги повестей и рассказов из украинской народной жизни “Вечера на хуторе близ Диканьки”; (1831-1832). Романтическая по своему характеру, эта книга наполнена легендами, преданиями, разнообразными фольклорными образами, рисующими яркие народные характеры. Эта линия продолжается и в следующей книге “Миргород”;, вышедшей в 1835 […]...
- В. В. Маяковский-сатирик Во вступлении в поэму “Во весь голос” поэт, характеризуя своих “страниц войска”, так говорил о сатире: Оружия любимейшего род, Готовая рвануться в гике, Застыла кавалерия острот, Поднявши рифм отточенные пики. Сатира всегда была для поэта “любимейшим родом оружия”. При помощи сатирических образов до революции он сражался с миром “сытых”. Теперь объект ее стал другим. Маяковский […]...
- Почему Н. В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, “неглупым человеком”? по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) Образ городничего Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского в произведении Н. В. Гоголя “Ревизор” можно смело назвать типичным представителем нечистых на руку чиновников, с которыми приходится иметь дело и поныне. Он – практичный и неглупый, но для построения собственной карьеры использует не только все свои положительные качества. Должность городничего досталась ему благодаря взяткам и подчеркнутой любезности к вышестоящему […]...
- Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портрета (Н. Гоголь, “Портрет”) Намек о божественном, небесном заключен Для человека в искусстве, и потому одному Оно уже выше всего… Н. Гоголь, “Портрет” Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой […]...
- “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Мертвые души Гоголь Н. В “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества. Кроме того, Гоголь везде, где только можно, высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место в […]...
- Гоголь – обличитель нравов Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, хорошо известные каждому русскому человеку. Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: “Я помешался на комедии”. Гоголь говорил позднее, […]...
- М. Е. Салтыков-Щедрин – сатирик В России каждый писатель воистину и резко индивидуален. М. Горький Каждый из великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только ему принадлежащее место. Главное своеобразие М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе заключается в том, что он был и остается в ней крупнейшим представителем социальной критики и обличения. Островский называл Щедрина “пророком” и ощущал […]...
- Хлестаковщина как нравственное явление по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) Понятие “хлестаковщина” появилось благодаря известной комедии Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”. Главным героем которого являлся мужчина средних лет Иван Александрович Хлестаков. Именно благодаря ему и появилось это понятие. Иван Александрович был жаден, скуп, а так же любил соврать и приукрасить. Нетрудно догадаться, что “хлестаковщина”- это люди, склонные к лицемерию, вранью, лести, и, конечно, к эгоизму, так […]...
- Образ Петербуга по сборнику “Петербургские повести” (Гоголь Н. В.) О том, как видит Петербург Николай Васильевич Гоголь, мы можем узнать в его сборнике “Петербургские повести”. В сборнике собраны повести о городе на Неве, в которых автор описывает одиночество и разочарование. Н. В. Гоголь отправился в Петербург в надежде стать широким деятелем. Но город разочаровал писателя. Он не смог поступить на службу и, из-за материального […]...
- Гоголь – ” гражданин жизни действительной…” По повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” В. Г. Белинский считал: “Такие пьесы, как “Невский проспект”… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке”. Не понаслышке знает Н. В. Гоголь столицу Российской империи, которая открылась перед ним как огромный и страшный мир, который губит личность, убивает […]...
- H. В. Гоголь. “Мертвые души”. Образы помещиков. Человеческие типы 1. Самое интересное место в поэме – это главы, посвященные пяти помещикам. 2. Образ Манилова. 3. Образ Коробочки. 4. Образ Собакевича. 5. Образ Ноздрева! 6. Образ Плюшкина. 7. Роль образов помещиков в романе. Самое интересное место в поэме И. В. Гоголя “Мертвые души” – это главы, посвященные пяти помещикам: Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину. […]...
- Гоголь и Украина < p>Николай Гоголь родился и вырос в Украине. Детство его прошло в живописных местах, овеянных казацким прошлым, древней историей, народными легендами. С детства Николай видел вокруг колоритных людей из народа: казаков, чумаков, торговцев на рынке, хитрых цыган-“лошадников”, зажиточных и бедных крестьян, острых на язык девушек и веселых задорных парней. А еще он с детства слушал […]...
- Анализ повести Портрет, Гоголь Анализ повести Николай Васильевич Гоголь любил описывать мистические истории, а после выхода в свет “Пиковой дамы” Пушкина в 1834 году, решил написать что-то аналогичное, в то же время уникальное. Повесть “Портрет” впервые была опубликована в 1835 году в книге “Арабески. Разные сочинения Н. В. Гоголя”, а после второй авторской редакции еще раз в 1842 году […]...
- Н. В. Гоголь – краткая биография Николай Васильевич Гоголь, классик русской и украинской литературы, родился 1 апреля 1809 года в семье помещика. Детство Гоголь провел в родном имении Васильевка, изредка посещая окрестные места, среди которых был хутор Диканька, который позже писатель опишет в одной из своих лучших книг. Так же сильное влияние на личность молодого человека оказали библейские рассказы матушки, которые […]...
- Повесть о капитане Копейкине. Мертвые души. Часть 5. (Гоголь Н. В.) По идейному содержанию к теме народа близко примыкает “Повесть о капитане Копейкине, облеченная в форму рассказа почтмейстера и как Бы стоящая вне сюжета поэмы. Однако сам Гоголь очень дорожил этой повестью, и запрещение ее цензурой нанесло ему тяжелый удар. “Уничтожение Копейкина,- писал Гоголь,- меня сильно смутило. Это одно из лучших мест в поэме, и без […]...
- Гоголь о роли художника и “толпы” Текст по содержанию поэмы “Мертвые души” Н.В. Гоголь о роли художника и “толпы”. В поэме “Мертвые души” писателем поставлены философские вопросы о назначении художника, о его роли в обществе, о взаимоотношениях с читателями (это и есть “толпа”). Взыскательные читатели, не обремененные ни вкусом, ни знанием жизни, готовы преклоняться перед тем художником, который оставляет без внимания […]...
- Сочинение на тему: Роль фантастики в повести Портрет, Гоголь Роль фантастики Одна из главных особенностей произведений Н. В. Гоголя – это видение мира через фантастику. Впервые элементы фантастики у него проявились в небезызвестных “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, написанных примерно в 1829-1830 гг. Повесть “Портрет” была написана несколькими годами позже все с теми же элементами необъяснимой мистики. Гоголь любил изображать характеры людей из народа […]...
- Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Одессе В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате “Херсонес”. К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. “Херсонес” и все пассажиры, в том числе и И. В. Гоголь, должны были проходить карантин. После карантина […]...
- Башмачкин несчастный или посмешище? по повести Шинель (Гоголь Н. В.) Автор представляет читателю героя своей повести “Шинель” как “маленького человека”: занимающего совсем незначительную должность мелкого чиновника. Акакий Акакиевич Башмачкин – назвав так своего героя, Гоголь хотел показать всю его незначительность, кротость, безропотность. Описывая портрет Башмачкина, Автор три раза повторяет слово “несколько”, подчеркивая его незавершенность, несовершенство. Акакий Акакиевич видит смысл жизни в переписывании бумаг. Но ему […]...
- Н. В. Гоголь Ревизор Николая Васильевича Гоголя по праву называют “хрестоматийным” писателем народной русской жизни девятнадцатого века. В его произведениях достоверно отображаются не только исторические события, но и жизнь, быт простых людей. Девятнадцатый век – один из самых сложных в социально-политическом плане веков в нашей стране. Это эпоха наполеоновских войн, декабристов, крепостного права, царской цензуры, репрессий и т. д. […]...
- Почему среди персонажей комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” нет положительного героя? (Гоголь Н. В.) “Ревизор” – комедия, таящая в себе глубокие пороки российского общества ХIХ века. Чтобы акцентировать внимание читателей на изъянах высшего сословия, Гоголь обращается к новаторским идеям написания произведения. В комедии отсутствуют положительные герои и любовная тема. Скорее всего, зритель видит пародию на любовь, наблюдая за ухаживаниями Хлестакова за женой и дочерью городничего. Сам автор считал главным […]...
- Поэма Мертвые души 1969 год (Гоголь Н. В.) Художественный фильм по поэме Н. В. Гоголь Мертвые души вышедший в СССР в 1969 году. Режиссер: Александр Белинский В ролях: Леонид Дьячков, Игорь Горбачев, Олег Басилашвили, Клавдия Фадеева, Павел Луспекаев, Юрий Толубеев, Александр Соколов, Константин Адашевский, Елена Маркина, Светлана Карпинская, Николай Боярский, Михаил Данилов Описание: Работу над “Мертвыми душами” Гоголь начал еще в 1835 году […]...
- Сочинение на тему: Образ Петербурга в повести Портрет, Гоголь Образ Петербурга Повесть Гоголя “Портрет” состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части мы узнаем о молодом художнике, который однажды приобретает в картинной лавке загадочный портрет. А во второй, автор рассказывает о причинах сверхъестественных способностей данного портрета. Мистика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя зачастую сливаются в одно и трудно разглядеть грань между ними. […]...
- Как Гоголь понимал задачу искусства Не одни лишь поэты размышляли о назначении искусства и месте писателя в мире и обществе. Лучшее доказательство тому – Гоголь, который в одном из авторских отступлений в “Мертвых душах” дал свое понимание задач художника-реалиста. Сравнивая писателя, который обратил свое внимание исключительно на характеры, “являющие высокое достоинство человека”, и писателя, “дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред […]...
- Кто такой “маленький человек” (Гоголь Н. В.) Николай Васильевич Гоголь писатель, о творчестве которого можно говорить бесконечно. Он был талантлив и непосредственен. Диапазон его был безграничен. Каждая книга пропитана тонким юмором, патриотизмом, национальным колоритом, а может даже и жуткой фантастикой, которая наводит ужас. У Гоголя найдутся рассказы для разных возрастов, поэтому мы и знакомы с его творчеством с ранних лет. Творчество Гоголя […]...
- Н. В. ГОГОЛЬ. “ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ” Еще гимназистом Гоголь интересовался народными легендами, повествованиями, собирал пословицы В – Вечерах” можно заметить, что автор хорошо ознакомлен с этими предметами Гоголь очень любил употреблять украинские слова и обороты в своих произведениях, диалектные словечки местных говоров. Во вступительном слове к “Вечерам” Гоголь предлагает словарик, где коротко поясняет значение таких слов: “батог – кнут, галушки – […]...
- Гоголь художник широкого охвата жизненных явлений С 1835 по 1842 г. он создает цикл петербургских повестей в которых показаны трагические контрасты города, захваченного духом наживы, меркантильности (“Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”). В этих условиях гибнут таланты, не сумевшие перенести столкновения с действительностью (Пискарев), рушатся мечты о скромной, но чистой любви (Поприщин), опозоренной оказывается сама человеческая красота (образ незнакомки в “Невском […]...
- Михаил Зощенко – юморист, сатирик, моралист С годами облик Михаила Зощенко многое потерял, но многое и приобрел. Его трагические последние годы вытеснили из нашей памяти легендарную легкость успеха “раннего” Зощенко, славу “самого веселого писателя Союза” и улыбку, в 20-30-е годы всегда сопровождавшую имя писателя. Образ Зощенко стал строже, точнее, печальней. Время рассеяло много парадоксов, но и оставило неразрешенные. К ним относится […]...