Н. В. Гоголь. Ревизор. Заметили ли вы разницу между Добчинским и Бобчинским?
В “Замечаниях для господ актеров” Гоголь так отмечает внешность, поведение, манеру говорить Бобчинского и Добчинского: “…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою… Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского”. Уже в “Замечаниях…” автор комедии раскрывает их небольшое отличие друг от друга.
В статье “Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует
Что же отмечает в них автор статьи? Это люди, жизнь которых заключалась в беганьях по городу и сообщении услышанных вестей. “Страсть рассказывать поглотила всякое другое занятие, и эта страсть стала их движущей страстью и стремленьем жизни, – пишет Гоголь. – Торопливость и суетливость у них единственно от боязни, чтобы кто-нибудь не перебил и не помешал ему рассказывать”.
В бессмысленной
Позднее городничий скажет о Бобчинском и Добчинском: “Только рыскаете по городу да смущаете всех… Сплетни сеете…”
Зритель и читатель замечают, что большую инициативу в рассказе о приехавшем молодом человеке проявляет Бобчинский, который, по словам автора, “развязнее и живее” и даже “несколько управляет умом” Добчинского. Именно он определяет “признаки” “знатной особы: недурной наружности, в партикулярном платье… и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего”. Оба Петра Ивановича стремятся приписать себе инициативу в произнесении знаменитого э, выражающего их догадливость о том, что молодой человек в партикулярном платье и есть приехавший ревизор.
На них потом и посыплется град бранных слов чиновников в действии пятом, когда они вспомнят, что именно “городские болтуны” принесли сплетню о приехавшем ревизоре: “лгуны проклятые”, “трещотки проклятые”, “сороки короткохвостые”, “пачкуны проклятые”, “сплетники городские”, “сморчки короткобрюхие”. Бобчинский и Добчинский стараются снять с себя ответственность, свалить друг на друга обвинение. “Ей-богу, это не я, это Петр Иванович”, – говорит в испуге Бобчинский. “Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того…” – отвечает Добчинский. Их пререкания прерывает появление жандарма.
Таковы Бобчинский и Добчинский и их роль в развитии действия комедии.