Н. С. Гумилев. Старина. Проследите за “сменой мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение”
Говоря о существе поэзии, Гумилев отмечал следующие ее “отделы”: фонетику (“звуковую сторону стиха” – “ритм, рифму, сочетание гласных и согласных”), стилистику (“сочетание слов”), композицию (“интенсивность и смену мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение”). Можно ли сказать, что в стихотворении “Старина” названные особенности гармонически сочетаются?
Вновь и вновь перечитывая стихотворение “Старина”, мы убеждаемся в том, что и фонетика, и стилистика, и композиция, как их понимал
Проследите за “звуковой стороной стиха”. Какую роль в стихотворении играет чередование дактилических (рифмы с ударением на третьем от конца слоге) и мужских (с ударением на последнем слоге) рифм? Какие строки или строфы стихотворения показались вам наиболее благозвучными?
Чередование дактилических и мужских рифм придает стихотворной строфе упругость и четкость. Наибольшую звуковую завершенность можно
Какие особенности стилистики стихотворения позволяют оттенить чувства, переживаемые лирическим героем? Что достигает поэт повтором слов “одну” – “одна”, “гулкие” – “гулким”?
Автор передает атмосферу “незолотой старины” с ее гулкими залами, воспоминаниями о пасьянсах и контрдансе. “Старинный” и “некрашеный” дом навевает и воспоминания, и мечту об ином. Контраст “гулких залов” старинных домов и “гулкого грохота лавин” очевиден. Автору удается показать “камерный” масштаб старинного быта и мощной и всегда “необорной” природы.
Проследите за “сменой мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение”. В какой мере они приближают читателя к постижению главной мысли стихотворения?
Последовательность образов былого очевидна: парк – старый дом – залы гулкие. Все это – “незолотая старина”. И затем следует одна строфа о мечте, которую вызвало созерцание былого.
Это сочетание подчеркивает “бездомность” сердца, которым владеет эта старина и неосуществимость его мечты об ином.
В первой публикации стихотворения между второй и третьей строфами была еще одна строфа:
Тревожный сон… Но сон о небе ли?
Нет! На высоком чердаке
Как ряд скелетов – груды мебели
В пыли почиют и в тоске.
Подумайте, почему эти строки были изъяты из текста стихотворения в его последующих публикациях.
Эта строфа только расширяет предметный мир воспоминаний, но не усиливает общее впечатление от восприятия старого дома. Этим можно объяснить то, что автор не включил ее в окончательный вариант текста стихотворения.
- Отражение чувств и мыслей Блока в его стихах Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он – наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений – символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая “тревоги своего […]...
- Раскрыть смысл высказывания Паустовского “Нет таких звуков красок образов и мыслей” (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К. Г Паустовского: “Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”. Я понимаю слова К. Г. Паустовского так: во Вселенной нет предмета, для которого человек не придумал точных слов. Русский язык особенно богат на выражения, ведь очень многие слова […]...
- Раскрыть смысл высказывания Будагова: Синтаксис всегда находится на службе человека, его мыслей и чувств (Гиа по русскому) Высказывание Р. А. Будагова показалось мне интересным. Он утверждал: “Синтаксис всегда находится на службе человека, его мыслей и чувств” Профессор имел в виду, что на русском языке можно выразить все, потому что он богат своим синтаксисом. Попробую доказать это. Во-первых, словосочетания более точно и конкретно называют предмет, признак или действие. Например, в предложении 47 встречается […]...
- Сочинение-рассуждение “Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения” Русский язык является богатейшим из языков. Он формировался не одно столетие, и в основу его формирования была заложена не только культурная, но и духовная жизнь русского народа. Благодаря русскому языку на протяжении многих веков миллионы людей получали возможность общаться между собой, расширять свои знания и опыт, знакомиться с самыми возвышенными жизненными ценностями, познавать себя и […]...
- Н. С. Гумилев. Сонет Опишите завершенные картины, которые рисует поэт в каждой из четырех частей сонета. Первая строфа – путь конквистадора. Вторая строфа – конквистадор верит в свою звезду. Третья строфа – герой не боится смерти. Четвертая строфа содержит “замок” сонета – в борьбе можно добыть голубую лилию – символ осуществления мечты. Что хочет сказать поэт, завершая сонет строкой […]...
- Сочинение-рассуждение: “Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения (К. Г. Паустовский)” Русский язык по праву считается богатейшим из языков. В основу его формирования была заложена не только культурная жизнь русского народа, но и духовная его составляющая, причем формировался он не одно столетия. Благодаря русскому языку на протяжении многих столетий миллионы людей имели возможность общаться друг с другом, расширять свой опыт и пополнять свои знания, знакомиться с […]...
- Анализ стихотворения “Рабочий” Гумилев “Рабочий” (1918). Размышляя о смысле человеческого существования, поэт пишет стихотворение “Рабочий”, в котором фактически предсказывает свою насильственную смерть: Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной… Кровь ключом захлещет на сухую, Пыльную и мятую траву. И Господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век. Слово “рабочий” – “невысокий старый человек” […]...
- Анализ стихотворения “Я и вы” Гумилев “Я и вы” (1918). Данное стихотворение вошло в поэтический сборник “Костер”, который свидетельствует о новом этапе в развитии гумилевского акмеизма. Утрачены юношеская пылкость, максимализм, чрезмерная экзотичность, но осталось главное – стремление к познанию истинной сути бытия. “Конквистадор в панцире железном” превратился в человека, созидающего Вселенную. Ранее заявленные поэтом темы развиваются в новом ключе, философски переосмысливаются. […]...
- Анализ стихотворения “Гиена” Гумилев “Гиена” (1908). Стихотворение вошло в сборник “Романтические цветы”: … из пещеры крадется гиена. Ее стенанья яростны и грубы, Ее глаза зловещи и унылы, И страшны угрожающие зубы На розоватом мраморе могилы. Произведение Гумилева сюжетно: описываемые события разворачиваются на фоне экзотической обстановки. В основе композиции поэтического произведения – сопоставление образа “преступной, но пленительной царицы” с крадущейся […]...
- Н. С. Гумилев. Прапамять. Какой предстает жизнь в восприятии поэта? Какой предстает жизнь в восприятии поэта? Как показано в стихотворении движение времени? Какое значение имеет в стихотворении повторение союза “и” и частицы “вот”, указывающей на последовательность действий, смену явлений? В стихотворении показан безостановочный круговорот жизни. То, из чего слагается этот круговорот, мелькает перед глазами читателя. Союз и помогает восприятию этого мелькания, как и частица вот. […]...
- Стихотворение Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…” Способность творить красоту А. А. Фет считал главным назначением поэта. Природа, любовь, красота – вот главные темы его творчества. Поэта привлекают неуловимые, не вполне ясные ощущения, навеваемые на него природой, любовью, видением прекрасного. Он поэт переживаний, его стихотворения выражают то, что скрыто в душе. И одним из важных свойств его лирики является стремление выразить охватившее […]...
- Анализ стихотворения “Жираф” Гумилев Жираф (1907) Стихотворение “Жираф” было опубликовано в 1908 году в сборнике “Романтические цветы” и надолго стало визитной карточкой Николая Гумилева в литературе. Поэта всегда привлекали экзотические места. Детское любопытство к миру, страсть к путешествиям, любовь к яркой живописи – все это.он вложил в стихотворение. Обращаясь к некой загадочной женщине, которая грустит и ни во что не […]...
- Стихотворение Фета “Поэтам” “Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью”. Так писал о творчестве А. А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта. А. Фет стремился передать тонкие переживания человека, сделать их доступными читателю. Стихотворение […]...
- Стихотворение Тютчева “Эти бедные селенья…” Стихотворение “Эти бедные селенья…” написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева – Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики. В стихотворени поэт делится своим настроением. мыслями, вызванными тем, что он видит вокруг себя. В стихотворении дается обобщающий образ современной поэту русской жизни, поэтическая картина жизни народа. Тему стихотворения определить не просто. […]...
- Анализ стихотворения Жираф Гумилев (*Общие критические статьи) Как известно, Николай Гумилев был любителем путешествий. Он любил наблюдать за красотой природы, странствуя по миру. Его любимая женщина – Анна Ахматова, которой Гумилев посвятил не одно стихотворение, в том числе и такое, как “Жираф”. Название несет в себе абсолютно незамысловатый характер, однако Николай вложил в него частичку своей души, поэтому произведение наполнено глубоким, но […]...
- Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” Во времена реконструкции страны, в сложных социально – бытовых условиях, в период политической нестабильности русские поэты обращаются в своих произведениях к высшим духовным ценностям, к моральным устоям, пишут о нравственности и духовности. И В. Маяковский в стихотворении “Хорошее отношение к лошадям” пишет о пороках современного общества. Как и большинство произведений поэта это стихотворение сюжетно: люди, […]...
- Анализ стихотворения А. А. Ахматовой “Нам свежесть чувств и мысли простоту…” Тема поэта и поэзии – одна из основных в творчестве Анны Ахматовой. В полной мере она проявилась в зрелом творчестве поэта. С возрастом Ахматова все больше и больше задумывалась над вопросами своего предназначения, природы поэтического таланта, своей судьбой. Но проблема поэта и поэзии всегда волновала Ахматову. На мой взгляд, она, как никто другой, раскрыла этот […]...
- Краткое содержание: Орел Синдбада (Гумилев) Орел Синдбада Поэта-романтика Николая Гумилева всегда увлекали насыщенные приключениями истории морских путешествий в далекие и загадочные страны, таинственный и волшебный древний Восток. Видимо, поэтому и родилось стихотворение “Орел Синдбада”. Поэт воображает себя путешественником, плывущим вслед за Синдбадом. Следом за Синдбадом-мореходом В чуждых странах я сбирал червонцы И блуждал по незнакомым водам, Где, дробясь, пылали блики […]...
- Интерпретация поэтического текста. Гумилев “Жираф” Поэт Н. Гумилев в своем художественном воображении свободно перемещался в пространстве и во времени. Уже в ранних стихотворениях проявлялось романтическое и мужественное стремление к мечте не утопической, а вполне достижимой. Эту мечту и выразил автор в своем стихотворении “Жираф”. В этом стихотворении отсутствует обыденная реальность, а присутствует экзотика – природа и искусство Африки. Описание красот […]...
- Стихотворение Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила…” Афанасий Афанасьевич Фет – один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были – любовь, красота, природа. Стихотворение “Ель рукавом мне тропинку завесила” можно отнести к лирической миниатюре, содержанием которой явилось описание природы. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но надо быть поэтом, чтобы в этом обычном явлении увидеть красоту. У Фета природа является средством […]...
- Стихотворение Некрасова “Я не люблю иронии твоей” Стихотворение Н. А. Некрасова “Я не люблю иронии твоей…” относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В. Я Панаевой и образуют единый лирический дневник, отразивший все оттенки чувств лирического героя. Стихотворение относится к любовной лирике и отражает момент внутренней жизни человека, его переживания, поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и […]...
- Стихотворение А. Фета “Еще весны душистой нега” и Ф. Тютчева “Еще земли печален вид” (Сравнительный анализ) 1.О чем эти стихотворения? Какое настроение вызывают? Стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение. 2.Как построены стихотворения? Каковы особенности композиции? Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение двухчастно: первая строфа – пейзажная зарисовка, вторая – философское […]...
- Стихотворение Бунина “Последний шмель” И. А. Бунин – величайший лирик 20 века. Основное настроение его лирики – элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. Это же настроение отражено и в стихотворении “Последний шмель”. Стихотворение по жанру тяготеет к философской лирике. В стихотворении отражено ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Земная жизнь, жизнь природы и человека воспринимаются поэтом как часть […]...
- Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Роман (1887-1889) Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. […]...
- Стихотворение Фета “Это утро, радость эта…” А. А. Фет – один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения “вечные” человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми. В. С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: “…Вечная красота природы и бесконечная сила любви – и составляют главное содержание…” Красота для Фета – мера всех […]...
- Поэты “Серебряного века”: Николай Гумилев В русской литературе “Серебряный век” – это период творчества главных представителей модернизма, период проявления талантов многих поэтов.1892 год считают началом “Серебряного века”, конец же его пришелся на Октябрьскую революцию. Поэты-модернисты отвергали социальные ценности, они пытались создать поэзию, призывающую к духовному развитию человека. Акмеизм – это наиболее известное направление в модернистской литературе. Акмеисты объявили освобождение поэзии […]...
- Мой любимый поэт серебряного века (Н. Гумилев) Серебряный век – это не просто несколько русских поэтов. Это особое явление в духовной жизни России. Само определение “серебряный” основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли золотым веком русской поэзии. Этим эпитетом пользовались сами поэты. Так, в “Поэме без героя” Анны Ахматовой есть такие строки: И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. […]...
- В мире мудрых мыслей. Афоризмы Эдуард Асадов Бранить дураков мы никак не должны, Ведь если б глупец не рождался, И были бы все абсолютно умны, То кто б тогда умным считался? Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других. Хоть в области знаний критерии зыбки, Но в […]...
- Стихотворение Фета “Вечер” А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя “чистого искусства”, осуждали и высмеивали революционно – демократические литературные деятели. Главными для поэта стали “вечные” темы: красота, любовь, природа. Стихотворение […]...
- Стихотворение Пушкина “К морю” (анализ) Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское. Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. “Скучно… вот припев моей жизни” – писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя “ссылочным невольником”. А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на […]...
- Лермонтов, “Нет, не тебя так пылко я люблю…”. Что объединяет и различает их в передаче любовного чувства, образов любящего и любимого? Подберите самостоятельно для анализа несколько стихотворений из любовной лирики Лермонтова (“Я не унижусь пред тобой…”, “Но я вас помню – да и точно…”, “Оставь напрасные заботы…”, “Прости! – мы не встретимся боле…” и т. д.). Возьмем, к примеру, стихотворения “Расстались мы, но твой портрет…” и “Нет, не тебя так пылко я люблю…”. В первом стихотворении […]...
- “Пошехонская старина” Салтыкова-Щедрина в кратком изложении Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. В глуши Пошехонья проходит детство и молодые […]...
- Стихотворение Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь” Одно из традиционных фетовских “ночных” стихотворений, в котором создается развернутый пластический и романтически возвышенный образ излюбленного поэтом времени суток. Не случайно Фет видит свою музу “в венце из звезд” . Интерес поэта к этому периоду не случаен: ночь – традиционный поэтический символ тайны, загадки, неизвестности; ночь – время оживания фантазий, устремленности к мечте, лирических размышлений; […]...
- Стихотворение А. А. Фета “Поэтам”, (Восприятие, истолкование, оценка) “Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью”. Так писал о творчестве А. А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта. А. А. Фет стремился передать тонкие переживания человека, сделать их доступными читателю. […]...
- Сочинение на тему: “БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ” В ЛИРИКЕ ФЕТА В истории русской литературы Афанасий Афанасьевич Фет занимает важное, особенное место. Человек непростой, трагической судьбы, Фет создал удивительно свежий, яркий, светлый мир поэзии. Судьба была к нему жестока с самого раннего детства, и это не могло не сказаться на мироощущении Фета, в основу которого лег глубокий пессимизм. Тщетные попытки вернуть свое дворянское имя, разочарованность в […]...
- Влияние красоты природы на настроение и образ мыслей человека Человек и природа неразрывны, они не могут существовать отдельно друг без друга. Но способна ли красота природы воздействовать на человека? Каким образом она влияет на него? Эти и другие вопросы волновали и волнуют человечество. В литературе природа рассматривается как живая субстанция, умеющая чувствовать, переживать или радоваться вместе с героями, воздействовать на их внутренний мир и […]...
- Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина “Пошехонская старина” Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. В глуши Пошехонья проходит детство и молодые годы Никанора, ставшего свидетелем самого […]...
- Анализ стихотворения Евтушенко “Есть пустота от смерти чувств…” Стихотворение “Есть пустота от смерти чувств…” написано в 1960 году – в разгар так называемой “хрущевской оттепели”, на пике славы Евтушенко и других поэтов-“шестидесятников”. Главная тема текста – душевная опустошенность, которая порой настигает каждого человека. Поэт разделяет ее в произведении на два вида. Первый – порождение “смерти чувств” и потери жизненных ориентиров. В такие моменты […]...
- Стихотворение Б. Л. Пастернака “Любить иных – тяжелый крест…” (восприятие, истолкование, оценка) “Всякая любовь есть переход в новую веру”, – писал Пастернак в “Охранной грамоте”. Новую не значит другую, а большую, обновленную, расширившуюся. Создание стихотворения “Любить иных – тяжелый крест…”, вошедшего в книгу лирики “Второе рождение”, напрямую связано с переменой в личной жизни поэта разрушением его первой семьи и началом новой, с Зинаидой Николаевной Нейгауз. Ситуация с […]...
- Краткое содержание: Маркиз де Карабас (Гумилев) Маркиз де Карабас Стихотворение “Маркиз де Карабас” Гумилев посвятил своему другу – писателю Сергею Ауслендеру. Оно также написано в романтическом стиле, свойственном поэту. Начинается стихотворение с описания весеннего сельского пейзажа. Герой стихотворения, маркиз де Карабас, с радостью наблюдает приметы наступающей весны в своих обширных владениях. Весенний лес певуч и светел, Черны и радостны поля. Сегодня […]...