Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новагорода. Сопоставьте выступления на вече двух ораторов
Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новагорода. Сопоставьте выступления на вече двух ораторов.
Прочтите предисловие к повести. Каков его смысл? Почему Карамзин избирает в качестве рассказчика старинного новгородского гражданина?
В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описанные события от взглядов Карамзина-писателя?
Автор характеризует повесть от имени издателя, выступающего вдумчивым и объективным читателем. Характеризуя изданную им повесть, издатель указывает, что ее “старинный автор” – знатный
Рассказчик стремится правдиво изобразить героев, не преувеличивая и не преуменьшая их достоинств. Такой рассказчик – участник событий,
Подобная форма повествования была удобна для Карамзина-историка, выступавшего в своих исторических трудах с позиций монархиста и крайне отрицательно характеризовавшего в них Марфу Борецкую, которую он обвинил даже в тайном сговоре с литовцами.
Сопоставьте выступления на вече двух ораторов – князя Холмского и Марфы Борецкой. Как они понимают вольность и свободу? Чьи аргументы более убедительны для новгородских граждан и читателей повести?
Боярин Холмский выступает от имени московского князя. В своей речи он стремится доказать преимущества самодержавного строя. Холмский наполняет свою речь упреками в адрес новгородского боярства и обвиняет его и горожан в забвении общенациональных интересов и в предательстве, говоря, что, пока русские гибнут в борьбе с иноземцами, жители Новгорода с радостью приветствуют торговцев чужеземных.
Боярин обвиняет новгородцев в корыстолюбии. Говоря о вольности, он отмечает, что новгородский народ несвободен, он находится под властью бояр, торгующих благом народа.
Марфа в своей речи выступает не как чиновник, не как посланец московского князя, а как человек, чьи предки были друзьями Вадима Новгородского и в разные времена отдали свою жизнь за независимость Новгорода. Умело используя приемы ведения полемики, посадница предлагает возможные условия, при которых Новгород мог просить защиты и покровительства Иоанна, и тут же показывает, что город находится в расцвете своего могущества и силы и не нуждается в подчинении князю московскому. Она говорит о том, что понятно желание Иоанна повелевать градом: он собственными глазами видел богатство и славу его. Но московский князь ничего не может дать Новгороду.
Марфа утверждает, что “…мы благоденствуем и свободны! Благоденствуем оттого, что свободны!”.
К каким историческим событиям обращаются в своих речах ораторы, как их оценивают? В чем цель их обращения к отечественной истории?
Речь Холмского наполнена патриотическим пафосом и преклонением перед героическими деяниями властителей русского государства: “Олег, следуя за течением Днепра, возлюбил красные берега его и в благословенной стране Киевской основал столицу своего обширного государства; но Великий Новгород был всегда десницею князей великих, когда они славили делами имя русское. Олег под щитом новгородцев прибил щит свой к вратам Цареградским. Святослав с дружиною новгородскою рассеял, как прах, воинство Цимисхия, и внук Ольгин вашими предками был прозван Владетелем мира”.
Холмский постоянно подчеркивает историческое содружество киевских и новгородских князей, которое приводило к славным победам.
Марфа не хуже Холмского знает историю, но по-иному подбирает и интерпретирует происходившие в прошлом события. Она с волнением рассказывает о борьбе Вадима с Рюриком за независимость Новгорода. “Исполнилось желание великого мужа: народ собирается на священной могиле его, свободно и независимо решить судьбу свою”. Марфа с уважением говорит о противниках новгородской республики – Рюрике (“…да отдадим справедливость сему знаменитому витязю!..”), Иване III (“Несправедливость и властолюбие Иоанна не затмевают в глазах наших его похвальных свойств и добродетелей…
Да будет велик Иоанн, но да будет велик и Новгород!”). С теплотой вспоминает Марфа о дружбе Новгорода с великими князьями пошлого – Олегом, Владимиром, Ярославом, которые утвердили “законы и вольность великого града”.