Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. Создайте портрет “владельца роскошных палат”
Создайте портрет “владельца роскошных палат”.
Возможный вариант портрета.
“В моем представлении это весьма солидной внешности пожилой мужчина крупного телосложения с недобрым и равнодушным выражением лица. Оно может расплываться в довольной улыбке на балах, в общении с красивыми дамами, в безмятежной Сицилии. Там он наслаждается красотами природы.
Гурман на уровне обжорства. Физиономия его принимает презрительное выражение, когда он краем уха слышит рассуждения о народном благе. “Забавы щелкоперов”,
Подготовьте рассказ о ходоках, “деревенских русских людях”.
Возможный вариант рассказа.
“На собранные земляками деньги эти выборные крестьяне-ходоки пришли издалека в Петербург, надеясь на встречу с важным правительственным чиновником, которая поможет им как-то улучшить свое положение. Может, пришли они с жалобой на произвол собственного помещика или его управляющего, может, на несправедливости коснувшегося их семей рекрутского набора. Их страдания отражены в деталях внешнего облика: плохо одеты (“армячишко худой на плечах”), истертые до крови ноги
Они носят на груди крест, осуждение вельможи выражено ими только в словах: “Суди его Бог!” Они покорно удаляются с непокрытыми головами. Этим мужикам, как и всему народу русскому, присуще долготерпение, что печалит автора и вызывает его чувство протеста, выраженное в ораторском обращении к народу в конце стихотворения”.
Найдите слова, в которых вы видите отношение автора к тому, о чем он говорит в этом стихотворении.
Отношение автора выразилось в таких словосочетаниях: одержимый холопским недугом, осаждают убогие лица, с выражением надежды и муки, счастливые глухи к добру, неисходное горе в сердцах, втихомолку проклятый отчизной, сеятель твой и хранитель, великою скорбью народной переполнилась наша земля… и др.
Какую роль в композиции стихотворения играет антитеза?
Антитеза играет ведущую роль в построении “Размышлений у парадного подъезда”. В начале стихотворения противопоставляются картины у подъезда “по торжественным дням” и “в обычные дни”, благодаря этому создается контраст между Петербургом знатного сословия и убогой Россией, Россией крестьян, городских бедняков, “искателей мест”, людей неимущих. По принципу антитезы построены размышления поэта о судьбе русского народа и “блаженной” жизни “владельца роскошных палат”.
В антитетичной связи находятся и приемы сатиры, используемые для обличения счастливых, которые “глухи к добру”, и народно-песенные приемы, к которым автор обращается для выражения своего душевного страдания о народной доле.
Какие строки стихотворения звучат как ораторская речь трибуна, защитника народного?
Риторическое обращение к вельможе:
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! В тебе их спасение!
Обращение к народу:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все что мог, ты уже совершил, –
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..