“Мысль семейная” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”



“Война и мир” Л. Н. Толстого – роман-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья. У каждого героя романа своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения.

В чем причина того или иного поступка человека? Не в том ли воспитании, что получил с детства, не в том ли семейном укладе, из которого усвоил понятия о добре и зле, нравственном и безнравственном? Так в ткань романа с первых его страниц вплетается “мысль семейная”. Перед нами проходят

жизни нескольких поколений совершенно разных семейных родов: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, Друбецких…

Остановлюсь на двух из них.
В своем имении в Лысых Горах живет старый князь Николай Андреевич Болконский, глава древнего, знатного рода, отец семьи с патриархальным уклоном. Он славно послужил России, но теперь в опале. Этот величественный, гордый старик вдов, у него дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью. По его мнению, “есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели:

деятельность и ум”.

Главное условие деятельности для него – порядок, который доведен в его доме до “последней степени точности”.
У старого князя прекрасные дети: Андрей и Марья. Князь хотел воспитать их умными, благородными, честными. Дети выросли.

Сын стал таким, как мечталось отцу, да еще и красивым. Правда, это не делает Андрея счастливым. Он женат, но жену не любит. А дочь – отцовская боль.

Всем хороша, но некрасива. Была бы красива – ее бы полюбили, а так посватаются, конечно, но посватаются за его знатный род и деньги.
Николай Андреевич вряд ли осознает, насколько сильно он вмешивается в судьбы своих детей. Служа государству, старый князь был заметным деятелем при дворе. Отсюда его собственная и переданная Андрею знаменитая “болконская” гордость, убежденность в необходимости служить Отечеству. Князь Андрей верит в свое предназначение для подвига и величия.

К тому же и столичная жизнь ему опостылела, и жена ему надоела, а потому в поисках “своего Тулона”, т. е. славы, он отправляется на войну.
Раненный при Аустерлице, он глядит в небо, и в его горячечном сознании возникают его символ величия и славы – Наполеон и такие непривычные для него мечты о доме, о жене, о будущем сыне. Андрей понимает призрачность славы и необходимость простого семейного счастья. Но этого счастья ему не будет дано испытать. Умирает во время родов маленькая княгиня, обвиняя своей смертью “болконскую” гордость и отвлеченность высоких стремлений.

Драмой оборачивается его встреча с Наташей. Против нового брака сына восстает отец. В глубине души этому противится и княжна Марья.

По настоянию старого князя свадьба отложена на год, и это роковым образом рушит возможное счастье сына.
Но мог ли быть счастлив Андрей с Наташей? Вряд ли. Очень уж по-разному они воспитаны. Так проста, открыта и непосредственна в своих желаниях и стремлениях Наташа, и так закрыт, эгоистичен Андрей, что между ними все время возникает некая отчужденность.

Андрей Болконский не понимает Наташу. Наверное, поэтому уязвленное самолюбие и не дает ему простить ее увлечений Курагиным, в котором есть и его вина.
Перед смертью Андрей снова встретит Наташу. Только теперь он “понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею”.

Но Толстой не дает герою возможности что-либо исправить. Раньше вину перед женой не позволила загладить ее смерть, теперь умирает сам Андрей, так и не узнав семейного счастья.
Вынужденная жить затворницей в Лысых Горах, княжна Марья не знает ничего другого в жизни, кроме терпения и помощи “божьим людям”. Отец часто до боли жесток и бестактен по отношению к дочери. Хотя Марья ничего не хочет для себя лично. Больше всего на свете она желает быть “беднее самого нищего из нищих”.

Впервые все дремавшие в ней желания просыпаются у смертного одра отца, когда она задается вопросом, как после его смерти строить свою жизнь. Смерть старого князя раскрепощает Марью, но вместе с тем в ней пробуждается твердый и деятельный отцовский характер. Не зря старый князь ее воспитывал – его дочь стала сильной и активной женщиной.

Самопожертвование – вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея.
Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах “ненарушимо правильна”. Княжна Марья обрела семейное счастье, став графиней Ростовой. Ее семья крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, имеющей целью только “нравственное добро детей”.
Семейство Курагиных – не просто антипод Болконских. Это, пожалуй, само воплощение безнравственности. Князь Василий Курагин – почти ровесник старого князя Болконского. Он тоже хочет счастья своим детям, только понимание счастья у двух стариков разное.

Светский человек, популярный в высших слоях общества и привыкший к этому успеху, князь Василий обычно не обдумывает своих планов. Как все подлые люди, он не обременяет себя мыслями о долге, о правде, о полезных вещах для общества, его занимают только личные интересы.
Для князя Василия семья – это отношения, больше похожие на круговую поруку. Его сын Ипполит – дипломат в Австрии, уже пристроен, и теперь отец хлопочет, чтобы пристроить красавицу Элен. Бросив другие дела, князь опекает и направляет “непутевого” Пьера: определяет его в камер-юнкеры, поселяет в своем доме.

А тот, неблагодарный, так и не делает предложения дочери. Приходится князю опять все брать на себя, чтобы соединить Пьера и Элен. В результате дочь – графиня Безухова.

Нравственен ли этот брак, счастлива ли дочь или нет – не так уж важно для ее отца. Главное, она пристроена, блистает в свете, богата.
Но у блистательной Элен семья не складывается, что, впрочем, не очень-то ее волнует. Она лжет Пьеру, разъезжается с ним и, лишь поняв в определенный момент, что в глазах света лучше представляться замужней, чем быть одной, настаивает на том, чтобы жить с Пьером под одной крышей, – так ей удобнее. Терзаться муками совести, считать себя виноватой Элен не способна, она всегда и во всем находит себе оправдание.

Придет время, и она при живом муже будет выбирать, кому из двух претендентов на ее руку отдать предпочтение. А окончательный развод с мужем мало того, что затеет как раз в тот момент, когда на Бородинском поле будет решаться судьба России, так еще к тому же совершит предательство – перейдет в католическую веру, веру неприятеля. Смерть Элен окружена такой же ложью, какой была опутана вся ее жизнь.
Под стать ей и младший сын князя Василия Анатоль – беспутный красавец, кутила, мот и циник. Время военное, полк его выступил, он же, не стесняясь, говорит: “А я числюсь”, не зная даже точно, где числится. Красота молодого повесы обольщает сначала княжну Марью.

Строгое предупреждение отца (“Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей”) и стечение обстоятельств: княжна Марья случайно увидела, как приехавший свататься к ней Анатоль обнимал Бурьен, спасают ее от брака с этим безнравственным человеком.
Курагинскому натиску подвергнется не только княжна Марья, но и Наташа. Поэтическая Наташа и глупый Анатоль – что может быть общего между этими людьми? Анатоль не думал ни о том, как его действия отразятся на других, ни о том, что может выйти из того или иного поступка. Эгоист, способный думать только о своем сиюминутном удовольствии, он полностью свободен в своем поведении, чувствуя полную безнаказанность.

В Наташе тоже есть чувство внутренней свободы. Но оно совсем другого рода: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человеческих отношений между людьми. Но именно это ее “все можно” сводит ее с Анатолем.

Пережитое помогает ей понять, что свобода человека не может быть вне морали.
Видя в семье предназначение женщины, гармонию и счастье, много рассуждая в своем романе о природе человеческой красоты – внешней и внутренней, Толстой, как мы видим, убирает со страниц романа красавицу Элен и ее ослепительного братца и приводит к семейному счастью тех героев, чья красота духовна, – княжну Марью и Наташу. “Мысль семейная”, не менее дорогая для автора “Войны и мира”, чем “мысль народная”, позволяет писателю взглянуть с еще одной стороны на важные для него вопросы философского характера: что есть добро и зло? Для чего живет человек? Что есть счастье?

Какова мера свободы, какой должен руководствоваться человек?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Мысль семейная” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”