“Мысль семейная” в произведениях отечественной классики XIX века

Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Один из аспектов романа Толстого – семейно-бытовой. В романе пересекаются сюжетные линии, связанные с историей нескольких семей. Семья у Толстого связана с главным, сущностными

вопросами человеческого бытия. Несчастлива та семья, в которой дают трещину или рушатся ее основы или если семейные отношения держатся на внешних условиях, формальных связях.

Такой часто бывает светская семья (например, семья Курагиных).

Чем ближе люди к “естественным” началам жизни, тем глубже и прочнее у них внутрисемейные связи. Внутренняя жизнь семьи Ростовых – это “домашние сцены”, милые детские эпизоды, поэзия и уют дома. В этой атмосфере вырастают Николай, Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребенок. Для них характерна тесная связь с другими людьми, с народом.

Они

чувствуют себя частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. В семье добрые и доверительные отношения. Единственным человеком, который живет по иному принципу, является Вера.

Любовь семьи дает Ростовым силу, устойчивость, доверие к самой жизни. На этих же основах строятся отношения и в семье Болконских.

В романе И. С. Тургенева ” Отцы и дети ” также присутствует “мысль семейная”, вопрос взаимоотношения поколений. Главный герой – Евгений Базаров, человек, которому чуждо понятие семьи. Он отрицает все основы традиционного общества, опорой которой является именно семья.

Базаров в глубине души любит своих родителей, но презирает их. Он мало обращает внимания на чувства, переживания своей матери и отца, которые боготворят сына, называют его не иначе, как “Енюшка”. Но в их доме не принято показывать своих чувств.

Даже отец не смеет при Базарове выказывать свою любовь, поэтому он пытается удержать и свою жену от всяческих “слабостей”.

В итоге Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Другой, более “счастливый” пример взаимоотношения поколений показан на примере Николая Петровича Кирсанова. Он рано овдовел и воспитывал своего сына один. Николай Петрович обожает своего Аркадия, старается не вмешиваться в его дела, а понять “причуды молодых”.

Именно поэтому он не критикует Базарова так, как Павел Петрович, а старается уяснить его нигилистические позиции.

Много лет спустя после смерти жены Николай Петрович влюбляется в молодую девушку Фенечку, от которой у него рождается еще один сын. Кирсанов вновь обретает всю полноту счастья и смысл жизни, который он видит в любви и детях.

Его сын Аркадий перенял у отца представления о жизни. Несмотря на свои увлечения нигилизмом, в конце концов, он приходит к тому же пониманию счастья – семья, дети, хозяйство.

“Мысль семейную” затрагивал в своих произведениях и М. Е. Щедрин. Его роман “Господа Головлевы” повествует об истории семьи провинциальных дворян. Автор пишет, что это не столько история семьи, сколько “история умертвий”. И, действительно, на протяжении произведения семья Головлевых постоянно вымирает: сначала умирает старший сын Степка-балбес, затем средний – Павел.

Вслед за ним уходит и глава семейства – мать Арина Петровна. И во всех смертях родственников “участвовал” младший брат, прозванный Иудушкой.

В своем романе писатель показывает вырождение провинциального дворянства в России, проявляющееся в распаде семьи, родственных отношений. Арина Петровна воспитывала своих детей как пасынков, жестоко обращаясь с ними, моря их голодом и суровым обращением. Один Иудушка, имея свои цели, всегда был сыт и доволен, потому что умел угодить маменьке.

Герой задумывает захватить все богатство семьи в свои руки, постепенно сживает со свету всех родственников. К концу романа семья Головлевых почти исчезает. Только в конце своей “вымороченной” жизни к Иудушке приходит раскаяние, но поздно: он умирает по дороге на семейное кладбище.

Таким образом, “мысль семейная” – одна из ведущих тем отечественной литературы. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу общества и основу личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Мысль семейная” в произведениях отечественной классики XIX века