МЯТЕЖНЫЙ ДУХ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1)

Приличъем скрашенный порок
Я смело предаю позору —
Неумолим я и жесток.
М. Ю. Лермонтов
Что такое для нас Лермонтов? Как объ-
яснить то ощущение грусти и гордости, ко-
торое охватывает, когда открываешь томик
его стихов? Почему его стихи, проза, его
личная судьба воспринимаются миллионами
людей как личное переживание? Я думаю,
потому, что в Лермонтове очень много со-
звучных струн с каждым, кто серьезно отно-
сится к жизни и своему собственному досто-
инству.
Как и Пушкин, Лермонтов очень рано
стал

осознавать себя как поэт. В ряде своих
стихотворений Михаил Лермонтов говорит
о себе как о “певце свободы” с пылкой и де-
ятельной душой. “А он, мятежный, просит
бури, как будто в бурях есть покой…” – пи-
шет поэт. Молодая мятежность Лермонтова,
необъяснимая зрелость его мысли, точность
зрения и вдохновенный талант – это дар
свыше, поэтому Лермонтова можно считать
избранником. Герцен, почти ровесник Лер-
монтова, называл свое поколение “отравлен-
ным с детства”. Если лицеист Пушкин рос
в атмосфере страстных споров о будущем
России, а юноши его поколения
верили, что
это будущее зависит от них, от их ума, та-
ланта, деятельности, то Лермонтов, родив-
шись позже на пятнадцать лет, становится
центром внимания передовых людей в самые
тяжелые годы реакции. Надежды на консти-
туцию, республику, свободу рухнули. Царь
Николай I твердо запомнил уроки 14 декаб-
ря 1825 года. Он не только отправил декаб-
ристов на виселицу и каторгу, но и принял
все меры к тому, чтобы их дело не возроди-
лось. Ровесники Лермонтова не могли меч-
тать о какой-либо деятельности, потому что
любая деятельность в эпоху Николая I сво-
дилась к повиновению. Нужно было быть
очень смелым и мужественным человеком,
чтобы в лицо кинуть им слова: “Вы, жадною
толпой, стоящие у трона, Свободы, Гения
и Славы палачи!”
Лермонтов-поэт не побоялся расправы над
собой, в один день он стал знаменит, написав
стихотворение, посвященное смерти Пушки-
на. “Смерть поэта” – это гневный протест,
самый настоящий обвинительный акт стоя-
щим у трона “Свободы, Гения и Славы пала-
чам”. Гениальное стихотворение Лермонтова
перекликается с его стихотворным откликом
на смерть другого поэта, близкого Лермон-
тову по дружеским связям и творчеству –
Одоевского. Одоевский был опальный поэт.
По мнению большинства, жизнь должна идти
тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова
прорвал эту ужасающую “тишину”. Он стра-
стно обращается к своему поколению, упре-
кая его в бездействии. В стихотворении “Ду-
ма” поэт пишет:
Печально я гляжу на нагие поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанъя
и сомненья,
В бездействии состарится оно.
“Дума” заканчивается предсказанием о
строгом суде грядущих поколений. Идейно
стихотворение близко к взглядам декабрис-
тов. Как и “Смерть поэта”, оно произвело
сильнейшее воздействие на умы и сердца
современников. В стихотворении “Поэт”
Лермонтов говорит о роли поэта в общест-
ве, он напоминает о том времени, когда мо-
гучие слова поэта воспламеняли бойца для
битвы и звучали, “как колокол на башне ве-
чевой, во дни торжеств и бед народных”.
Печатать Лермонтова было опасно. Редак-
тор Краевский, напечатав ряд его стихотво-
рений, сидел, как на кратере вулкана, ожи-
дая ареста со дня на день. Журнал “Отече-
ственные записки” был самым популярным,
потому что он, хотя и с риском, печатал
Лермонтова.
Лермонтов четко дал характеристику сво-
ему обществу: “Перед опасностью позорно-
малодушны, и перед властию – презренные
рабы”. Реакционная критика обвинила поэта
в том, что он не любит русский народ и кле-
вещет на молодое поколение. Лермонтов от-
ветил своим идейным противникам стихотво-
рениями “Как часто, пестрою толпою окру-
жен…” и “Родина”. Он писал: “О, как мне
хочется смутить веселость их и дерзко бро-
сить им в глаза железный стих, облитый го-
речью и злостью!..”
Бабушка Лермонтова, безумно любившая
внука, постоянно сокрушалась, зная, что его
ждет трагический конец и что он со своим
мятежным характером не умрет своей смер-
тью. Она говорила: “Бедный Мишель, пока
одни подыскивают себе невест и устраивают
свои материальные дела, он так и остался не-
исправимым чудаком”. Но кто-то же должен
говорить правду! Поэт должен будить людей
для лучших дел, а не увлекаться призрачной
мишурой.
Лермонтов четко знал свой путь, его мя-
тежный дух не мог смириться с унылой дей-
ствительностью. Он пишет:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
В стихотворении “Пророк” звучит про-
тест против непонимания поэта обществом.
Лермонтов рассказывает о том, какова ока-
залась судьба поэта-пророка: его обличи-
тельные речи и высокие призывы встретили
враждебное отношение со стороны людей,
погрязших в “злобе и пороке”. Жажда сво-
боды и недостижимость ее – важная тема
лирики Лермонтова. Полемизируя с пуш-
кинским “на свете счастья нет, но есть по-
кой и воля”, Лермонтов утверждает, что нет
ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя се-
бя одиноким в мире, не веря ни в дружбу,
ни в любовь, считает жизнь “пустой и глу-
пой шуткой”.
В то же время Лермонтов пишет “Боро-
дино”, которое стало гимном русским бога-
тырям, отдавшим свою жизнь за родину.
Позднее Лев Толстой сказал, что без этого
произведения не было бы “Войны и мира”.
Лермонтов протестует против бесцельной
и бездумной жизни, темы его произведений
разнообразны и глубоки по внутреннему со-
держанию. Он был патриотом. В стихотво-
рении “Родина” он писал: “Люблю Отчизну
я, но странною любовью…” Высоко Лермон-
това оценил Чехов. Чехов писал: “Я не
знаю языка лучшего, чем у Лермонтова.
У него я учился писать”. Многие стихи Лер-
монтова принадлежат к шедеврам мирового
искусства.
У поэта трудная судьба. За свои дерзкие
стихи М. Ю. Лермонтов не только оказался
в опале, но за ним был установлен негласный
надзор. Сам граф Бенкендорф внимательно
следил за его творчеством. Бабушка Лермон-
това очень часто обращалась к Бенкендорфу
с просьбой помочь, когда Михаила отправля-
ли в очередную ссылку. “Не дождаться мне,
видно, свободы, а тюремные дни, будто годы,
и окно высоко над землей, и у двери стоит
часовой”, – писал Лермонтов. Высоко твор-
чество Лермонтова оценил Гоголь, воскли-
цая: “Где же истинные люди на Руси? Как
горька судьба писателя и поэта, ополчивше-
гося против зла”.
Подводя итог, можно сказать, что каж-
дая мысль Лермонтова бередит душу, каж-
дое слово звучит как набатный звон в мерт-
вой тишине русского царства. Поднять го-
лос в защиту свободы в годы реакции, когда
всякая общественная мысль замирала, –
это значило проявить большое гражданское
мужество и смелость. До конца своей жиз-
ни поэт был верен выбранной теме, боролся
за свободу личности и свободу своей Роди-
ны. В этом сказался мятежный дух Лер-
монтова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

МЯТЕЖНЫЙ ДУХ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1)