Мы характеристика образов героев романа

Д-503 (Д) – мужской “нумер”, главный герой-рассказчик, автор записок, составляющих текст романа; позиция героя двойственна: он испытывает духовную эволюцию и в то же время с тревогой регистрирует происходящие изменения как нежелательные (до определенного момента) отступления от “нормы”. Д – инженер и математик, конструктор и строитель космического корабля “Интеграл”, название которого символизирует вершинную цель Единого Государства – “проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной”. В начале романа Д выступает

как безусловный адепт тоталитарной идеологии – “идеальной несвободы”. В то же время обращается внимание на его волосатые руки – атавизм, явно противостоящий всеобщей “упорядоченности”.

Услышав игру 1-330 на рояле, Д не может смеяться над древней музыкой, как остальные “нумера”, и это беспокоит его. Успокаивается он лишь в объятиях 0-90. Когда вскоре I назначает ему свидание, Д соглашается, хотя героиня его “раздражает, отталкивает, почти пугает”. В Древнем Доме герой со страхом чувствует себя “захваченным в дикий вихрь древней жизни”.

Однако на предложение I пропустить

общеобязательную лекцию он отвечает отказом. Наутро в вагоне подземной дороги Д встречает одного из Хранителей (т. е. сотрудника тайной полиции), 8-4711, которому рассказывает о том, что был с 1-330 в Древнем Доме хотя формального доноса не делает. Вечером, намереваясь все же сделать донос, герой встречает 0-90, проводит время с ней, и положенное для доноса время оказывается упущенным. В разговоре с поэтом К-13 Д защищает “знание”; однако собеседник говорит: “Знание ваше это самое – трусость.

Просто вы хотите стенкой обгородить бесконечное, а за стенку-то и боитесь заглянуть”.
В своих записках Д повествует о принятом ритуале исполнения приговоров над преступниками против Единого Государства: он видит в казнях аналог величественным жертвоприношениям древних времен. Д получает письмо от I, которая “записалась на него” (т. е. сделала положенную заявку на сексуальную связь) и приглашает героя к себе. Явившись к ней, Д под влиянием “соблазна” впервые отчетливо осознает собственное “раздвоение”: “Мы, на земле, все время ходим над клокочущим, багровым морем огня, скрытого там – в чреве земли.

Но никогда не думаем об этом. И вот вдруг бы тонкая скорлупа у нас под ногами стала стеклянной, вдруг бы мы увидели… Я стал стеклянный.

Я увидел – в себе, внутри. Было два меня. Один я, прежний, Д-503, нумер Д-503, а другой…

Раньше он только чуть высовывал свои лохматые лапы из скорлупы, а теперь вылезал весь, скорлупа трещала, вот сейчас разлетится в куски и… что тогда?” Однако, поняв, что через 5 минут он должен быть дома (появляться на улицах после 22.30 запрещено), герой буквально убегает от I. Д проводит бессонную ночь и признается себе: “Я гибну. Я не в состоянии выполнять свои обязанности перед Единым Государством”. Герой испытывает кризис веры и впервые видит себя в зеркале остраненно, как какого-то “его”. К-13 рассказывает Д замысел своей поэмы о “возвращенном рае”, в котором живут ныне люди Единого Государства, не различающие добра и зла, подобно Адаму и Еве.

Замысел поэта полон иронии по отношению к тоталитарному обществу, однако Д принимает пародийный панегирик за истинный. I звонит герою, назначает ему свидание, ведет его в Медицинское Бюро, где Д получает фиктивную справку о болезни; затем они летят в Древний Дом, где происходит их долгожданное сближение. Домой Д возвращается один, поскольку I таинственно исчезает.

Пришедшая вечером к герою 0-90 говорит ему: “Вы не тот, вы не прежний, вы не мой!” Д, который теперь живет не в “разумном”, а в “древнем, бредовом” мире, понимает справедливость слов О, но ничего не может объяснить ей.
На своем рабочем месте – на эллинге, где строится “Интеграл”, Д. чувствует, что ему, “преступнику отравленному – здесь не место”, поскольку идея Единого Государства (и, соответственно, корабля) перестала быть для него смыслом жизни. Не видя I в течение нескольких дней, Д бродит возле ее дома и пропускает начало общеобязательной лекции. Встретившемуся “хранителю” 8 герой говорит, что направляется в Медицинское Бюро.

8 сопровождает его; в Бюро Д встречает знакомого доктора, который говорит ему: “Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа”. Более того, по словам врача, человечеству грозит эпидемия этого заболевания. Герой идет к Древнему Дому вдоль Зеленой, или Стеклянной, Стены, отделяющей идеальный мир Единого Государства от “дикого зеленого океана” – царства природной стихии.

В Доме Д ищет I, но видит из окна 8. Пытаясь спрятаться от него, Д входит в платяной шкаф, оказывающийся лифтом; опускается в подземный коридор и за одной из дверей встречается со знакомым доктором. Появившаяся I выводит героя на улицу, назначив свидание на послезавтра. Д окончательно осознает, что математика не может полностью объяснить мир: область иррациональных чисел ассоциируется для него с “душой”.
Герой получает письмо от О, которая готова пожертвовать своей любовью ради его благополучия, а также записку от I, которая просит Д имитировать любовное свидание с ней (спустить шторы на прозрачных стенах). Д присутствует на лекции о “детоводстве”, где видит О, но не говорит с ней. Вернувшись домой, он застает О в своей комнате: она готова расстаться с ним, но хочет иметь от него ребенка. Д использует “розовый талон” (разрешение на сексуальную связь), присланный ему I вместе с запиской.

Через несколько дней герой опять отправляется в Древний Дом; по дороге встречает 8, который советует ему быть осторожнее. Во время очередной массовой прогулки некая женщина пытается помешать стражнику избивать государственного преступника. Д, которому кажется, что эта женщина – I, бросается ей на помощь; ему удается избежать ареста лишь благодаря вмешательству все того же 8, якобы случайно оказавшегося рядом. Во время долгожданного свидания с I та почему-то задает Д вопрос о том, скоро ли будет окончен “Интеграл”, а также намекает на что-то, что должно произойти в праздничный День Единогласия.

Герой сравнивает этот праздник, который он любит с детства, с “Пасхой” древних; это день демонстрации единодушия, когда совершаются фиктивные “выборы” главы государства – Благодетеля. Во время выборов I демонстративно голосует “против”; спасая ее, поэт К несет I в объятиях, однако Д из чувства ревности пытается помешать ему и сам спасает героиню. Записывая свои впечатления от этого дня, герой разышляет: “Неужели обвалились спасительные вековые стены Единого Государства?

Неужели мы опять без крова, в диком состоянии свободы – как наши далекие предки?” По дороге на службу Д видит на стенах “листовки” с одним словом – “Мефи” (явная ассоциация с Мефистофелем). После работы встречается с I в коридоре под Древним Домом; она ведет Д за Зеленую Стену – в царство “стихии” и обросших шерстью лесных людей. I представляет им героя как единомышленника.

Выступая перед ними, Д, потерявший голову, кричит: “Надо всем сойти с ума, необходимо всем сойти с ума – как можно скорее!” На следующий день, придя к нему, I сообщает, что в городе идет подготовка к неким масштабным медицинским мероприятиям. Глядя на волосатую руку Д, героиня предполагает, что в нем, должно быть, “есть несколько капель солнечной, лесной крови”. На предложение I захватить “Интеграл” Д сперва отвечает отказом, но затем соглашается.
Узнав о предстоящей всем “нумерам” операции по “удалению фантазии”, Д полагает, что это и есть искомое всеобщее счастье, однако после свидания с I осознает, что “не хочет спасения” без нее. Перед испытательным полетом “Интеграла” Д видит на улице первую колонну оперированных – людей, у которых удалена фантазия: “не люди – а какие-то человекообразные тракторы”. Во время полета корабля Д, поняв, что заговор раскрыт Хранителями, приказывает остановить двигатели, пытаясь устроить катастрофу, однако его помощник успевает подать другую команду, и корабль остается невредим.

Едва пришедшего в себя героя вызывает к себе Благодетель — глава Единого Государства; он обвиняет Д в том, что он помешал людям реализовать древнюю мечту о рае, но самым страшным из того, что говорит Благодетель, оказывается для Д мысль, будто I вовсе не любила его и он интересовал заговорщиков только как строитель “Интеграла”. На следующий день в городе начинается восстание: Стена взорвана, и Лес наступает. В суматохе Д не может найти I, но она сама приходит к нему. Это их последнее свидание, но вопрос о том, любит его I или нет, остается для героя нерешенным.

Не в силах перенести сомнений, Д наутро бежит в Бюро Хранителей, где последовательно рассказывает 8 всю историю отношений с I; впрочем, оказывается, что тот и так все знает. Решив, что 8 тоже в числе заговорщиков, Д убегает и в конце концов оказывается в общественной уборной, причем его сосед занят тем, что математически доказывает “конечность Вселенной”, сидя с записной книжкой и логарифмическим циферблатом в руках. Потрясенный “его твердостью в этот апокалипсический час”, Д просит у соседа бумагу, на которой делает свои последние записи. При этом ему в голову приходит вопрос: “А там, где кончается ваша конечная Вселенная?

Что там – дальше?” Однако в этот момент Д, как и всех присутствующих, хватают стражники; их подвергают “Великой Операции”. Последняя запись сделана уже “новым” героем: от “прежнего” сохранился лишь почерк. “Новый” Д-503 абсолютно счастлив. На следующий день после операции он явился к Благодетелю и рассказал обо всем без каких-либо нравственных затруднений. Он спокойно наблюдал пытки, которым подвергли I и других заговорщиков.

Герой полагает, что восстание удастся подавить. “Я надеюсь – мы победим. Больше: я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить”.
1-330 (I) – женский “нумер”, “демоническая” соблазнительница главного героя. Характерны черты внешности: “тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст”, фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, “острым углом вздернутые к вискам брови”. Героиня воплощает “архаические”, с точки зрения Единого Государства, представления о любви – страстной и мучительной.

I назначает Д свидание в аудиториуме, в котором читается лекция о преимуществах современной музыки; здесь перед публикой она играет на “древнем” инструменте – рояле. Через несколько дней она приглашает Д в Древний Дом; иронически цитирует слова героя о “нелепой, нерасчетливой трате человеческой энергии” в древности. Переодевшись, она предстает перед Д в “старинном” платье – т. е. в одежде начала XX в.; предлагает ему остаться с ней – однако он отказывается, не решаясь пропустить лекцию.

Через некоторое время I письмом приглашает Д к себе. Полушутя говорит ему, что, поскольку он вовремя не сделал доноса на нее, теперь он у нее в руках. Вновь надевает соблазнительное платье, предлагает Д категорически запрещенный “нумерам” алкоголь. Когда герой от страсти теряет самообладание, I издевательски показывает ему на часы: через пять минут он должен быть у себя в комнате; Д в смятении убегает.

По телефону I вновь назначает ему свидание, ведет его в Древний Дом и там отдается герою. Затем исчезает в потайной двери шкафа. При очередном свидании I спрашивает у Д, будет ли он всегда о ней помнить: она предчувствует близкую развязку. Во время “выборов” Благодетеля I демонстративно голосует “против”, но поэт К-13 и Д спасают ее от гнева толпы и ареста.

С этого момента, по словам героини, “все известное кончилось”. I ведет Д за Стеклянную Стену, где представляет лесным людям. Позже, придя к нему, она рассказывает, что после Двухсотлетней Войны часть побежденных спаслась от уничтожения и ушла в леса: “Они учились там у деревьев, зверей, птиц, цветов, солнца.

Они обросли шерстью, но зато под шерстью сберегли горячую, красную кровь*. Своих стороников I называет “Мефи”, или “антихристианами”. Героиня предлагает Д во время испытательного полета захватить космический корабль “Интеграл”.

Д обращается к I с просьбой спасти 0-90, которая беременна от него, и I переправляет ее за Стену. Во время полета “Интеграла” I со своими сторонниками также находится на корабле; когда выясняется, что заговор раскрыт, она в запальчивости обвиняет Д в том, что донес он – “исполнил долг”. Но когда в городе начинается восстание, I приходит проститься с героем, причем для Д так и остается не до конца понятно, любила его героиня или лишь использовала как послушное орудие в политической игре.

Когда Д, подвергнутый “Великой Операции”, выдает всех заговорщиков, I подвергают пыткам в его присутствии, однако она не говорит ни слова; ясно, что, в числе прочих, она будет казнена.

0-90 (О) – женский “нумер”; в начале романа – “постоянная” сексуальная партнерша главного героя. Внешность героини ассоциируется с ее “именем”-инициалом: она небольшого роста, “круглая”, розовая и синеглазая – напоминающая ребенка. С самого начала в характере героини подчеркнуто доминирующее качество: она во власти материнского инстинкта и страстно хочет иметь ребенка, на что не имеет права по законам Единого Государства.

Узнав о романе Д с 1-330, О, влюбленная в него, понимает, что Д уже не “принадлежит” ей; она пишет герою, что любит его и именно поэтому готова отказаться от него (“снять свою запись”), чтобы не мешать ему быть с I. Во время лекции о “детоводстве” О инстинктивно бросается из зала на эстраду аудиториума, чтобы поддержать сидящего на столе ребенка, которому грозит падение. Вечером этого дня она приходит к Д и говорит, что хочет от него ребенка, несмотря на перспективу быть казненной. Д выполняет ее просьбу, воспользовавшись как “оправдательным” документом “розовым билетиком”, полученным от I. Через некоторое время, встречая Д, О сообщает, что беременна.

Д решает обратиться за помощью к I; ревнуя к ней, О отказывается от помощи, но затем соглашается на все ради спасения ребенка. Д дает ей записку к I, и О спасена. Ребенок, который должен у нее родиться, символизирует надежду на победу над тоталитарной утопией.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мы характеристика образов героев романа