“Мы” роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного я

Творчество Е. Замятина чрезвычайно многообразно. Им написано большое количество повестей и романов, среди которых Мы занимает особое место. Во все времена были писатели, которые старались создать некую идеальную модель будущего общества.

Благодаря этим гениям-безумцам человечество мечтало об идеальном мире в Утопии Т. Мора, Городе Солнца Т. Кампанеллы и идеальном государственном устройстве, описанном Н. Г. Чернышевским в романе Что делать.

Во всех этих произведениях авторы более или менее подробно описывали устройство будущего идеального мира, в котором предстояло жить счастливому человеку.

Е. Замятин же создает роман Мы в виде дневниковых записей одного из счастливцев. Город-государство будущего наполнен яркими лучами ласкового солнца. Всеобщее равенство неоднократно подтверждается самим героем-рассказчиком.

Он выводит математическую формулу, доказывая себе и нам, читателям, что свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение и скорость…. Счастье же он видит в ограничении свободы.

Постепенно из отрывочных, эмоциональных записей героя встает картина идеально устроенного мира. Жизнь людей расписана по часам и минутам. Исключения нет ни для кого. Все живут в одинаковых прозрачных комнатах, встают по звонку, едят пышно-нефтяную еду (ровно 50 жевательных движений на кусочек), поют гимны, прогуливаются строем в свободное время, даже интимная жизнь регламентирована.

Но всегда находятся безумцы-еретики, которые недовольны существующим порядком.

Замятин считал, что еретики двигают прогресс. Этими взглядами писатель близок горьковскому положению: Безумство храбрых вот мудрость жизни! Да здравствуют безумцы!

Вопреки всему: логике, здравому смыслу, инстинкту самосохранения они идут вперед, гибнут, но вращают планету. Их не устраивает общество всеобщего счастья и разума, они предпочитают умереть, чем прозябать в этом обществе всеобщего благоденствия. Мыслить, быть индивидуальностью это уже еретичество, наказуемое смертью.

Государство единомыслия не терпит индивидуальностей. Ему нужны покорные исполнители, а не творцы.

Город-государство, описанный Замятиным в романе Мы, временно торжествует над бунтарями-одиночками, посмевшими выступить против всеобщего счастья. Они смяты безжалостной машиной подавления. Кажется, зло восторжествовало.

Становится страшно. Но ведь именно такого результата и хотел добиться писатель. Несовершенно то общество, которое уничтожает инакомыслие, вытравливая из людей вместе с индивидуальностью и способность рассуждать, думать, мечтать. В далекие 20-е годы писатель как бы предвидел создание германского рейха с его новым порядком, социалистического рая, создаваемого в СССР.

В антиутопии все несколько утрировано, саркастически заострено. Писатель не хотел ужаснуть своих читателей, но предостеречь от подобного рая, и довольно серьезно, он все же ставил своей задачей

В романе “Мы” в фантастическом и гротесковом облике предстает возможный вариант общества будущего. Перед нами возникает странный, неузнаваемый и страшный мир, отгороженный от всего живого глухой стеклянной стеной. Мир Единого Государства, мир несвободы, единообразия, мир без любви, без музыки, без поэзии, без личности и, естественно, без души. Даже личные имена людей заменены цифрами, номерами.

Д-503 нумер главного героя. Это мир нумеров, которые верят и слепо подчиняются Единому Государству, а в сущности, одному человеку-Благодетелю. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу и воспитали в рабстве. Человеку-нумеру было внушено, что наша несвобода есть наше счастье и что это счастье в отказе от я. Внушено, что художественное творчество уже не беспардонный соловьиный свист, когда всякий писал, что ему вздумается, а государственная служба.

А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая по табелю сексуальных дней.

Последующие события нашей истории показали, что опасения писателя были не напрасны. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, страх и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое: манифестация в честь Благодетеля, единогласные выборы.

Но Е. Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется каждое человеческое я, где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умирает при любом режиме.

Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу.

Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества, жизнь это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы повторяем время застоя. В романе есть еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню.

Это экологическая тема. Антиобщество, изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя человечество от природы. Автор мечтает выгнать обросших цифрами людей в леса, чтобы они научились там у птиц, цветов, солнца.

Только это, по мнению автора, может восстановить сущность человека.

Автор романа Мы принадлежит к крупным художникам, кто усиленно приковывал внимание к великим ценностям. Произведения, подобные роману Мы, пробившиеся к нам из небытия, позволяют нам по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в ней.



“Мы” роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного я