“Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила”
Цель: способствовать воспитанию толерантности, чувства коллективизма, сплоченности, уважительного отношения между учащимися.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
Способствовать пониманию учащимися своего статуса как члена общества, как гражданина России;
Развивать способность адекватно и полно познавать себя и других;
Способствовать развитию у школьников самосознания, помогать увидеть себя и других такими, какие они есть;
Способствовать пониманию
В современном мире в детской среде все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Взаимная нетерпимость, культурный эгоизм, популяризирующийся средствами массовой информации, негативное социальное окружение детей все больше проникают в школу. Поэтому процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности должен активно развиваться и соответствовать социальному запросу.
Одной из наиболее частых причин обращения классных руководителей к психологу является
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), ТоЛерантность Означает “уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человечеСкой индивидуальности”. Воспитание толерантности способствует формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
В педагогической практике существует большое количество высокоэффективных методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалогов (дискуссий, диспутов, дебатов). Но для учащихся начальной школы, в силу естественности данного вида деятельности для младшего школьного возраста, наиболее актуальными и результативными являются игра как форма воспитания толерантности, а также игровые элементы и приемы игротренинга. Надеемся, что представляемые приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классе.
Упражнение “Антиподы”
Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем осуществляется обсуждение полученного результата. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость.
Упражнение “Минусы – в плюсы”
Учитель обращает внимание ребенка на таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.
Упражнение “Камушек в ботинке”
У каждого имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой “камушек в ботинке”, который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение “Жемчужина в раковине”
Естественно, что каждый человек является носителем индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его лучшим качеством. То же самое полезно проделать в парах, направить друг на друга доброжелательность и внимательность.
Упражнение “Мой идеальный образ”
Учитель просит ребенка нарисовать свой портрет из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на хорошие и плохие. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.
Прием “Поиск толерантной позиции”
Согласно Э. Берну, существуют четыре жизненные позиции по отношению к себе и к другим: “я – в порядке, ты – в порядке” – позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. “Я – в порядке, ты – не в порядке”: Я – Принц, а ты – Лягушка – позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойными себя. “Я – не в порядке, ты – в порядке” – позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством. “Я – не в порядке, ты – не в порядке” – позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла. Можно разобрать отвлеченные ситуации, которые могли бы происходить с детьми, проанализировать с точки зрения этих позиций.
Эти приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной работе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении кого-либо, также они могут стать материалом для проведения классного часа с последующей организацией групповой рефлексии. Необходимо отметить, что использование этих приемов обязывает классного руководителя иметь высокую степень доверительности в отношениях с детьми, безусловное их принятие и поддержку.
Толерантность – интегрированное качество: если она сформирована, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой ситуации проявляются межличностная, социальная, национальная нетерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к группе; национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере.
Все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы по воспитанию толерантности у учащихся.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться в системе: “родители – дети – учитель”. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка – школы и семьи.
Также и старшеклассники могут стать организаторами игры для начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.
В игровой форме можно провести классные часы, тематические занятия “Мое хобби”; “Я сам”; “Всегда ли я хороший?”, “Самый, самый”, “Классная книга рекордов и достижений”.
В тренинговой форме можно провести классные часы: “Учись владеть собой”; “Хотеть – наполовину мочь”, “Комплименты”, “Диалог с собой”, “Легко ли быть не таким”; “Терпимое отношение к людям”; “Атмосфера доверия и доброжелательности”; “Основы бесконфликтного общения”.
В форме творческих дел и формате коллективных мероприятий можно составить “Атлас класса”, создать “Наш класс – мирный дом”, доказать, что “Солнце светит всем” и провести многие другие мероприятия.
Таким образом, на этапе формирования толерантности у младших школьников, особенно учащихся первых классов, только входящих в ответственную жизнь взрослых, особенно важно:
Сформировать детский коллектив, воспитывать дух единства и взаимоответственности.
Развивать потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании.
Научить ребенка сознательно относиться к проявлениям индивидуальности окружающих, научить толерантно и корректно выражать свои мысли и эмоции.
Воспитывать в духе доброжелательности, самовоспитания и уважения традиций.
Борисова Валентина Григорьевна,
Социальный педагог ГБОУ СОШ № 489 Московского района Санкт-Петербурга
Иванова Наталья Николаевна,
Социальный педагог ГБОУ СОШ № 508 с углубленным
Изучением предметов образовательных областей
“Искусство” и “Технология”
Московского района Санкт-Петербурга
Ходжаян Светлана Георгиевна,
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 508
С углубленным изучением предметов образовательных
Областей “Искусство” и “Технология”
Московского района Санкт-Петербурга