Музыкальные штрихи к портрету Толстого
Личность Л. Н. Толстого для нынешних школьников – закрытая книга, и открывать они ее, как правило, и не хотят. Так, в рассуждениях старшеклассников о тех гениях, великих, значительных людях прошлого, с кем хотелось бы (если бы это было возможно) пообщаться, спросить что-то, просто поговорить, о Толстом читаю: “Я бы поговорил с Л. Н. Толстым, именно поспорил бы, так как я не согласен с большинством его идей. Спросил бы: отчего он так возгордился, что решил создать собственную религию? Разве он думает, что она хоть кого-то спасет?” Налицо смещение
И – может быть, это главное – отсутствует в представлении ученика доминанта образа писателя. Не обращаясь к иным примерам рассуждений школьников, хочу обратить внимание на последнее: отсутствие сформированного в сознании старшеклассника образа писателя. Это немудрено, ведь пока учебники неторопливо излагают в хронологии жизни и творчества
В этой связи и хочется остановить внимание учителя и, возможно, десятиклассников на той стороне эстетической жизни Л. Н. Толстого, которая оказывается новой для учеников, неожиданной, объясняющей парадоксы его личности. Предлагаю вниманию учителя материал, на который можно опираться, строя рассказ о Толстом-человеке.
Рассказ, полагаю, имеет смысл начать с противоречивых цитат.
Л. Н. Толстой: “Я думаю, что музыка – это наиболее яркое практическое доказательство духовности нашего существа”
Related posts:
- Стихотворения “К портрету Жуковского”, “К портрету Вяземского” Стихотворения “К портрету Вяземского” и “К портрету Жуковского” надо понимать как короткие, но меткие характеристики, подчеркивающие те их качества, что явились в каждом из них основополагающими. Когда речь идет о выдающемся поэте, то главным будет характеристика его творчества. Если же говорить о великосветском человеке, критерии будут иные – это в большей степени его личные качества, […]...
- А. С. Пушкин. К портрету Жуковского. Можно ли считать стихотворение, адресованное портрету, посланием? 1. Можно ли считать стихотворение, адресованное портрету, посланием? В какой-то мере можно считать это стихотворение посланием. Уже в самом заголовке присутствует необходимое для данного жанра обращение к конкретному адресату. Содержание его говорит о том, что через формальное обращение к портрету послание адресуется самому изображенному на нем – В. А. Жуковскому – с оценкой его внутреннего […]...
- Конспект урока музыки “Музыкальные инструменты” 4 класс Тема: №10-11 “Музыкальные инструменты” Цель : Знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов. Задачи: Научиться отличать на слух звучание инструментов. Развивать музыкальные творческие способности учащихся. Оборудование урока: музыкальный инструмент: баян, магнитофон, электронная презентация. Ход урока I Организационный момент В класс Дети входят под инструментальную музыку С. С. Прокофьева “Марш”. Музыкальное приветствие на мелодию “Веселый музыкант”: – […]...
- Штрихи к биографии писателя Стефаника В 1992 г. на съезде Ассоциации исследователей голода-геноцида 1932-33 годов в Киеве я познакомился с Игорем Бугаевичем из Чернигова. Этот странный мужчина, страстный исследователь голодомора, рассказал мне о том, как Стефаник последний раз ездил во Львов в советское консульство получать свою пенсию. Поехал со своим сыном Кириллом. Принял писателя сам консул. Вежливо так. Пожалелся, что […]...
- Тест к роману “Петр I” А. Н. Толстого 1. Какая проблема является основной в романе А. Толстого “Петр Первый”? А. Самозванство в России Б. Народ как главная сила истории В. Купечество как созидающая сила Г. Личность и история Д. Свобода личности 2. Какие события русской истории отражены в романе А. Толстого “Петр Первый”? А. Восстание стрельцов Б. Поход Грозного на Казань В. Крымская […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “К портрету” Стихотворение “К портрету” посвящено графине Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой, знакомой Лермонтова. Современники характеризовали ее как женщину изящную, грациозную, отличавшуюся тонким вкусом, остроумием, самоотверженностью. В доме супругов Воронцовых-Дашковых давались великолепные балы, бывать на которых считалось высокой честью. Согласно воспоминаниям писателя Владимира Александровича Соллогуба, каждую зиму одно из подобных празднеств посещали представители императорской фамилии. Девятого февраля 1841 года […]...
- Нужно ли в садике проводить музыкальные занятия? Наверное, никто не удивится тому, что курсы повышения воспитателей обращают внимание на здоровье детей. Итак, здоровье детей может ухудшиться из-за вредного воздействия окружающей среды, плохой наследственности. Именно Дистанционные курсы повышения квалификации воспитателей Помогают педагогам понять, насколько важно проведение музыкальных занятий для детей. Итак, можно уверенно сказать, что воздействие оказываемое музыкой на дошкольников существенное. Итак, в […]...
- Анализ картины Крамского “Портрет Л. Н. Толстого” Портрет великого писателя Толстого был написан Иваном Крамский – русским живописцем и рисовальщиком. Учился он в Академии в Санкт-Петербурге, с 1869 года стал ее академиком. Один из основателей товарищества передвижных художественных выставок. В 1873 году Крамской по заказу П. М. Третьякова пишет картину “Портрет Л. Н. Толстого”. На полотне изображен Толстой в возрасте 45 лет, […]...
- Сочинение по портрету пианиста, дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в семье отставного солдата в украинском городке Чугуеве близ Харькова. Рано обнаружил тягу к живописи, азы которой постигал под руководством чугуевских иконописцев. Уже имея за плечами не только базовую подготовку, но и опыт успешной работы в родном городе, молодой Репин приехал в Петербург, где получил образование в знаменитой Академии художеств. […]...
- Москва и Петербург в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Когда Толстому шел девятый год, отец в первый раз повез его в Москву. Толстой так рассказывает об этом в “Воспоминаниях”: “Был хороший день, и я помню свое восхищение при виде московских церквей и домов, восхищение, вызванное тем тоном гордости, с которым отец показывал мне Москву”. Отец Толстого был участником Отечественной войны 1812 года, и его […]...
- Сочинение по портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина Илья Ефимович Репин (1844-1930) происходил из семьи военного поселенца. Впоследствии художник утверждал, что среди его предков были мятежные московские стрельцы. Детство и юность он провел на Украине в городке Чугуеве (на территории современной Харьковской области). Там же приобрел первые серьезные навыки живописи, которые впоследствии углубил, обучаясь в петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем […]...
- В зеркале Толстого Начавшийся учебный год богат на писательские юбилеи. Мы будем говорить со своими учениками в ноябре о Тургеневе, в декабре – о Солженицыне, в апреле – о Гоголе, в июне, уже на выпускном, вспомним Пушкина и Ахматову. Сентябрь же с полным правом отдан Льву Толстому – ему исполняется 180 лет. Как утверждал когда-то один присяжный марксист, […]...
- Музыкальные и ритмические игры для детей дошкольного возраста Музыкальные и ритмические игры для дошкольников Автор: Пантюх Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №214”, г. Краснодар Описание материала: Данная статья будет полезна для воспитателей, музыкальных руководителей. В статье приведены практические рекомендации по разучиванию и проведению музыкально-ритмических игр. Всем известно, что игра для ребенка дошкольного возраста самый эффективный способ развития психических процессов. […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “К портрету Жуковского” Произведение, появившееся в 1818 г., является поэтическим откликом на работу Кипренского, написанную за два года до пушкинского текста. Живописец изобразил молодого Жуковского в задумчивой позе, передающей романтически мечтательный характер литератора. Одухотворенному возвышенному настроению вторит фон: море, силуэты деревьев, фрагменты старинной крепости. Герой Пушкина моделирует будущее: наследию адресата предстоит долгая жизнь, которая сможет преодолеть “завистливую даль” […]...
- Сочинение по портрету А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного управляющего имением графа А. С. Миниху. Отец будущего художника получил от барина вольную, однако семья его осталась в крепостной зависимости и в составе приданого дочери Миниха перешла в собственность ее мужа графа И. И. Моркова. Сначала Василия Андреевича определили в ученики к […]...
- Сочинение по портрету Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) родился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Когда он 9-летним мальчиком впервые посетил выставку художников-передвижников, она произвела на него настолько сильное впечатление, что он решил стать художником. Сначала, правда, он все – таки выучился в духовной семинарии, после чего поступил в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался в мастерской И. […]...
- “Воскресение” Л. Толстого как роман нового типа “Воскресенье” – роман Льва Николаевича Толстого, написанный им в 1889-1899 годах, и ставший одним из последних крупных произведений автора перед смертью. По мнению литературных критиков, является вершиной реализма Льва Толстого. Общепризнан классическим произведением русской литературы. После выхода в свет роман поразил современников и практически сразу же был переведен на многие европейские языки. Подобный успех во […]...
- Ясная Поляна – родина Л. Н. Толстого “Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней”, – говорил Л. Толстой. Мы же без Ясной Поляны уже не можем представить себе Льва Толстого. Ныне Ясная Поляна – заповедное место. Здесь создан мемориальный Музей-усадьба Л. Толстого. “Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”, – так говорили современники Толстого, […]...
- Конспект урока музыки “Музыкальные танцевальные темы. “В волшебной стране детства”” Тема: Музыкальные танцевальные темы. “В волшебной стране детства” Цель: 1.Совершенствовать навыки и умения детей в выполнении изученных танцевальных композиций. 2.Развивать творчество, инициативу, самостоятельность в выполнении заданий. 3.Воспитывать любовь к музыке и танцам, умение само реализовываться. Оборудование: ложки, волшебная палочка, игрушки – кот, птичка. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Под музыку шотландского марша Дети энергичным шагом […]...
- Биография Алексея Толстого Алексей Николаевич Толстой – русский писатель, поэт, родился в Николаевске Саратовской области в семье графа.. Первое образование в биографии Толстого Алексея Николаевича было получено дома. Затем после переезда в Самару обучается в училище. Далее в жизни Толстого было получено образование в Петербургском технологическом институте. В это время написаны первые стихи Толстого. Оставив институт, посвящает себя […]...
- Портрет Л. Н. Толстого работы И. Крамского В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в упор прозорливо и испытующе мудрец в мужицкой рубахе. Взгляд его таит необыкновенную силу, которую воспринимаешь почти физически. Кажется, он проникает в самую душу, видит все тайны ее. Теперь понимаешь, почему Толстому подвластны были все темы. […]...
- Начало литературного пути Толстого А. Н Первые стихи А. Толстой начал писать в 16 лет (“беспомощное подражание Некрасову и Надсону”, по собственной оценке). В Петербурге Толстой познакомился с символистами и на ка-кое-то время оказался под их влиянием. Он писал об этом: “…весною 1907 года я написал первую книжку “декадентских” стихов. Это была подражательная, наивная и плохая книжка. Но ею для самого […]...
- Вопросы и ответы к жизни и творчеству Л. Н. Толстого Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям? Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было много поворотных событий, изменивших мировоззрение писателя, его эстетические позиции. Главное, что было в характере Толстого, – это постоянный поиск истины, смысла человеческого бытия. Это есть […]...
- Чернышевский Н. Г. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО СОЧИНЕНИЕ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ ГРАФА Л. Н. ТОЛСТОГО “Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого”. Такой отзыв вы услышите от каждого, кто только следит за литературою. Критика повторяла эту характеристику, внушенную общим голосом, и, повторяя ее, […]...
- Анализ стихотворения Брюсова “К портрету Лейбница” В 1900 году издательство “Скорпион” выпустило третий сборник Брюсова, получивший название “Tertia Vigilia” (в переводе с латинского языка – “Третья стража”). Книгу Валерий Яковлевич посвятил своему коллеге по символистскому цеху – Бальмонту. В ней важное место занимают стихотворения на историко-мифологические темы. В них рассказывается о Данте, Клеопатре, Кассандре, Орфее, Александре Великом и прочих значительных личностях. […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “К портрету Жуковского” А. С. Пушкин написал стихотворение “К портрету Жуковского” в мае 1818 года. Оно посвящено В. А. Жуковскому. Поводом для создания этого стихотворения послужило появление портрета Жуковского работы Кипренского (гравирован Вендрамини). Стихотворение неоднократно перепечатывалось при жизни Пушкина. Автор в этом стихотворении пишет не о портрете, а о самом Жуковском. По строкам ” Его стихов пленительная сладость”, […]...
- Г. В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Неподготовленность России к войне (недостаточное количество войск, отсутствие плана ведения войны); отступление, сдача Смоленска, бунт Богучаровских мужиков: назначение Кутузова; Бородинское сражение; военный совет в Филях; сдача Москвы и отступление к Калуге; размах партизанского движения; изгнание Наполеона и гибель его армии(анализ эпизодов т. 3). Философия истории в романе “Война и мир”: Убеждение в невозможности объяснить происходящие […]...
- Деятельность Толстого-публициста (Творчество А. Н. Толстого (1883-1945)) Возвращение на родину становилось для А. Толстого насущной необходимостью: жить без родной почвы он не мог. В открытом письме Н. В. Чайковскому, который был одним из руководителей белой русской эмиграции, Толстой изложил мотивы своего решения: “Хоть гвоздик собственный вколотить в потрепанный бурями корабль”. В недавно опубликованных мемуарах писателей-эмигрантов говорится еще об одном немаловажном соображении, побудившем […]...
- Музыкальные игры, игры с пением, хороводы и танцы Музыкальные игры, игры с пением, хороводы и танцы Успей передать Играющие выстраиваются в одну шеренгу. Стоящий на правом фланге получает кеглю. Под музыку кеглю начинают передавать из рук в руки до конца шеренги, сначала в одном направлении, а потом в другом. Как только музыка обрывается, передачу прекращают, и тот, у кого в этот момент кегля […]...
- Всемирная слава Л. Н. Толстого 19 декабря 1900 г. Толстой записывает в дневнике: “Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках”. Лев Толстой всю свою долгую […]...
- Вопросы и ответы к роману “Петр I” А. Н. Толстого 1. Как эволюционировала “петровская” тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: “Наваждение”, “День Петра”, “Марта Рабе” – А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, […]...
- О творчестве Л. Н. Толстого В отличие от многих молодых авторов, публично дебютирующих ученическими произведениями, Л. Толстой вошел в художественную литературу уже полностью сложившимся, зрелым и самобытным писателем. Автобиографическая трилогия, которой ознаменовалось начало его творческого пути, поразила читателей реалистической изобразительной силой и глубиной психологического анализа. В ней проявился характерный для всего толстовского творчества акцент на процессах внутреннего становления личности. Важной […]...
- Перед портретом Л. Н. Толстого работы И. Н. Крамского Властитель дум русской интеллигенции Лев Николаевич Толстой не мог не привлечь к себе внимания художников. Его портрет писали такие мастера, как Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, отец поэта Бориса Пастернака Л. О. Пастернак, создавший иллюстрации к “Воскресению”. Первым сделать портрет писателя посчастливилось И. Н. Крамскому, хотя поначалу Толстой наотрез отказался позировать, […]...
- “Сочинение по автобиографической трилогии Л. Толстого” Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала “Современник” повестей Л. Толстого “Девство”, а затем “Отрочество” (1854) и “Юность” (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти получили название автобиографической трилогии. Следует помнить, однако, что Толстой писал не автобиографию в прямом смысле слова, не личные воспоминания. Когда Некрасов в “Современнике” напечатал первую […]...
- Интересные подробности жизни и творчества Л. Н. Толстого Впервые понятие “диалектика души” применительно к толстовскому психологизму ввел известный русский писатель, мыслитель и литературный критик Н. Г. Чернышевский. В статье, посвященной ранней прозе Толстого, он дал следующую характеристику этого принципа: “Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из […]...
- Портретная галерея Л. Н. Толстого Портретная галерея Л. Н. Толстого достаточно обширна. Но первый и потому, наверное, и самый известный портрет писателя принадлежит кисти известного художника Ивана Николаевича Крамского. Этот портрет был выполнен с натуры в Ясной Поляне в 1873 году по заказу основателя Московской художественной галереи Петра Третьякова. И. Крамской изобразил Толстого в пору расцвета его физических и творческих […]...
- Творчество Л. Н. Толстого начала XX века (“Хаджи-Мурат”, “Живой труп”) В последний период жизни основная энергия Толстого была направлена на деятельность публицистического характера. Однако он не переставал заниматься и художественной литературой. Правда, не все произведения были им закончены или опубликованы при жизни. Причиной этого послужило, очевидно, убеждение писателя, что художественное творчество вообще не отвечает насущным задачам времени. В произведениях, над которыми Толстой работал в начале […]...
- Сочинение: Тема Петра в творчестве А. Толстого Тема Петра в творчестве А. Толстого. Петровская эпоха волновала писателя более тридцати лет. “На Петра Первого я нацеливался давно… – говорил Толстой. – Я видел все пятна на его камзоле, – но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане”. Стремление разгадать эту тайну было вызвано не только интересом к историческому прошлому России. Не случайно […]...
- Рассказы, пьесы, повести Л. Н. Толстого конца XIX века Стремясь реализовать на практике свои новые требования к литературе, Толстой создает ряд народных рассказов (“Чем люди живы”, “Два брата и золото”, “Упустишь огонь – не потушишь”, “Много ли человеку земли нужно” и др.), близких по стилю к фольклорным произведениям – притчам, сказкам, легендам. Толстой рассматривал свои народные рассказы как опыт создания новой литературы, адресованной читателям […]...
- “Рассказы Льва Толстого о животных”. Краткое изложение текста Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных (“Лев и собачка”, “Мильтон и Булька”, “Булька” и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. Незабываемое впечатление на детей производит рассказ “Лев и собачка”. Реалистичность картины смерти […]...