Музыка переплеталась у меня с литературой (творчество Бориса Пастернака)
Однажды высокий худой школьник возвращался из гимназии. Изобиловала весна. Цвели яблони, вишни, и все было покрыто белыми облачками цветущих крон деревьев.
Окна многих дачных домиков были открыты настежь. Легко и просто составлялись рифмы:
“Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет”.
Но что это? Какое-то нашествие удивительных звуков. Юноша остановился и не смог сдвинуть ни на шаг. И пока звучала музыка, стоял, словно очарованный.
Это Скрябин! Сосед по даче. Он вернулся
Но, же как ему удается найти такую красоту, такую гармонию, такое чудо?!
Юношей, влюбленным в музыку, был будущий известный русский писатель и поэт Борис Леонидович Пастернак. Из раннего детства звуки музыки были для него, как колыбельная песня. Мать была известной пианисткой.
В доме родителей собиралось много друзей – поэтов, художников, научных работников (ведь отец был также известным человеком – художником, ректором), иногда среди ночи маленький мальчик просыпался от звуков музыки, которые доносили снизу. Тогда уже не мог заснуть до утра. Кажется, с трех лет он уже что-то
Вечером Скрябин приходит в гост и – просто, будто по-домашнему… И теперь Борис начинает заниматься музыкой серьезно. Он талантлив. У него огромные перспективы.
Он готовится посвятить себя музыканту, стать композитором. Но все же и поэзия не оставляет его:
“Это – сладкий заглохший горох,
Это – слезы вселенной в лопатках,
Это – с пультов и флейт – Фигаро
Извергается градом на грядку”.
Это неразрывный клубок чего-то сплошь прекрасного, странного, счастливого, такого, что обычными словах не передать. Свои ощущения можно только сыграть на инструменте или вылить в поэзии. Поля и луки, широкие реки, огромные озера, белокожие березки – все вызывает искреннее увлечение.
Природа так щедра, так не познана! И обо всем хочется узнать, во всем хочется разобраться… “Посвятить себя целиком и полностью музыке, когда вокруг столько неизведанного? Пусть музыка остается со мной всегда, но я могу идти дальше”, – такие мысли одолевали юношу. Он стоял на пороге выбора: кем стать, чем заниматься в жизни?
И вдруг решенный для всех вопрос стал нерешенным – Борис категорически отказался быть композитором. Проверили слух, и оказалось, что слух не абсолютный. Но у Моцарта, и Шопена не было абсолютного слуха!
Нет! Пастернак хочет совершенства.
Во всем ему хочется дойти самой сути – в работе, в поэзии, в любви, в жизни. Филология и философия становятся следующим этапом увлечений Пастернака. Позднее, когда он учится в Германии, его талант снова признали – у него большое будущее ученого-философа. И снова за шаг к решающему выбору в пользу философии звучит слово “Нет!”
Пастернак снова в России. Бурные года. Перед революцией.
После революции. Горячие собрания. Поэтический бум. Блок, Гумилев, Маяковский, Бурлюк, Саша Черный, Андрей Белый…
Хотелось быть вместе с ними всеми. У каждого свое видение. Каждый отстаивает свои принципы.
В этих поэтических баталиях и экспериментах хотелось принять участие и молодому Пастернаку. Но довольно быстро поэт понял, что масса разных течений – это сродни театру. Настоящее искусство требует не шумихи, не воплей, не “пудры”, а кропотливой работы.
Уже позднее поэт напишет свой стих “Быть знаменитым некрасиво”. Приведу строки в пример: “Позорно, ничего не знача, бить притчей на устах у всех”.
Под стихи Пастернака попадаешь, как под ливень (кажется, так сказала Марина Цветаева). В самом деле, здесь и дождь, и солнце, и ветер, и снег. Радостное расположение духа, яркое солнце, голубое небо – все вокруг в каком-то постоянном движении, в ожидании чего-то нового, необыкновенного.
Пастернак умеет увидеть прекрасный миг. Его стихи – это потрясение, это искусство, в котором музыка и слово, слово и театр, театр и жизни сплетаются в единое чудо. И это чудо – жизнь вокруг нас.
“Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела”.