Мультимедийное оборудование в организации современного занятия в ДУЗ

Современная педагогическая наука и практика сосредоточили внимание на поиски новых технологий обучения, которые обеспечивали бы всестороннее развитие личности дошкольников и способствовали его самовыражению. Сегодня большой выбор инновационных технологий помогают дошкольным работникам достаточно интересно, творчески и эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс.

Одним из важнейших заданий на этапе модернизации образования Украины является обеспечение качества подготовки дошкольников к обучению в школе и вступлению

во взрослую жизнь. Это возможно при условии смены педагогических методик и внедрения инновационных технологий обучения.

Новые информационные технологии обучения это использование новейших электронных средств, в первую очередь компьютеров, а так же использование мультимедийного оборудования в организации современного урока.

Информационно – коммуникативные технологии можно использовать: для родительских собраний, обучающих презентаций для занятий с детьми, презентаций для педагогических советов.

Важной частью работы педагога является проведение родительских собраний. И их надо делать

яркими и незабываемыми. Использование ИКТ помогает расположить родителей к непринужденному общению.

С помощью компьютера возможно четко предъявить всю интересующую информацию в короткое время, которая излагается достаточно четко, лаконічно и красочно. Такая форма работы стала достойной альтернативой устным докладам.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование видео – и аудиотехники в образовательной деятельности. Целесообразно использовать в воспитательно-образовательном процессе наглядные средства обучения, развивающие у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью видео и аудио – техники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, Дети лучше сопереживают определенному герою, лучше создается иллюзия соприсутствия с изучаемым объектом. Ребенок может представлять себе в более ярких красках, что повышает качество усвоение программного материала.

Так же повышается желание развиваться дальше.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что, применяя в образовательном процессе ИКТ, которые интересны детям для усвоения образовательной программы активизируют их познавательную деятельность. Это всегда поиск чего – то нового нетрадиционного, что стимулирует к повышению профессионального мастерства педагога.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ И РАЗВИВАЮЩИХ ФИЛЬМОВ.

Известно, что ребенок не усваивает и не заучивает научные понятия, а они возникают и складываются с помощью напряжения его собственной мысли. Одним из путей, которые ускоряют процесс познания, является использование развивающих фильмов и мультфильмов в разных видах деятельности дошкольников. Именно это способствует положительному мышлению детей, усвоению и повторению ими материала в непринужденной, интересной и доступной форме.

Обычные занятия уже не интересны, они не могут дать длительной интеллектуальной нагрузки. Чтобы обучение было интересным, нужны занятия нового типа, которые моделировали бы творческий процесс и создавали бы свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такие занятия вариативные, содержат разнообразные комбинации:

– каждое занятие – это комплекс заданий которые дети выполняют просматривая фильмы;

– задание возникает перед ребенком не в абстрактной форме, а в форме игры, помощи сказочным героям, то есть в виде реальных, ощутимых вещей, которые опираются на эмоции малыша;

– большинство мультфильмов и фильмов дает возможность детям и педагогам проявить творчество, складывать новые варианты заданий и развития сюжетов.

Мультипликационные и развивающие фильмы можно использовать как составляющую или эпизод занятия для иллюстрации предложенного материала, они так же могут быть основой занятия. Игровые действия всегда содержат учебное задание, которое требует от ребенка активных умственных и волевых усилий.

Такая форма работы с детьми создает своего рода микроклимат для развития разных психических процессов которые упоминались выше, особенно Зрительная память.

Мультфильмы и развивающие фильмы можно использовать во время проведения занятий из разных разделов программы.

На современном этапе для детей разработано большое количество развивающих программ, всевозможных презентаций и фильмов разной тематики:

– изучение иностранного языка,

– ознакомление с математикой, природой, логикой,

– развитие речи и др.

Все программы содержат разные игры, развивающие задания, стихи, песни, повторение разных движений и т. д. Это методично грамотно разработанные уроки-занятия, продолжительность которых не должна превышать 15 – 20 минут с учетом психологических возможностей детей. Самостоятельный просмотр таких передач не всегда является полезным, а иногда может и навредить здоровью малышей. Постоянное и длительное сидение перед экраном лишает ребенка активности, делает его пассивным наблюдателем. Поэтому часто происходит агрессивный и неупорядоченный всплеск накопленной, неистраченной энергии.

Кроме того зрительные образы должны быть понятны дошкольнику, поэтому пояснения воспитателя при просмотре необходимы.

Дети дошкольного возраста не должны пребывать перед телеэкраном более 30 минут ежедневно. Если не соблюдать эту норму, то просмотр программ может спровоцировать у дошкольников такие трудности как:

– недоразвитие речи,

– неумение пересказывать прочитанное и концентрировать внимание,

– нежелание читать,

– пассивность,

– равнодушие и бездеятельность.

При просмотре программ днем необходимо затемнять помещение, а вечером включить свет сбоку или за спиной. Расстояние до телевизора должно быть в 5 раз больше, чем диагональ экрана. Психологи советуют, чтобы ребенок до 4 лет (основной период дозревания мозга) не смотрел телевизор вообще.

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗОЧНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ.

Дети, как и взрослые, сталкиваются с разными проблемами. Ребенок не знает, куда девать чувства, которые переполняют его. В этом случае на помощь приходит мультфильм-сказка.

Оптимальный возраст для сказок – возраст дошкольников.

Мультфильмы-сказки могут стать полезными для так называемых гиперактивных детей, которые имеют не стойкое внимание, их действия не целенаправленны, импульсивны. Если проигрывать подобные сказки, то негативные проявления могут значительно уменьшиться – игры и бытовая деятельность ребенка станут упорядоченными.

Ради того, чтобы обрабатывать эмоциональные проблемы, нужны усложненные мультфильмы-сказки (Буратино, Чиполлино, Карлсон, народные сказки с Бабой Ягой и Змеем Горынычем). Но их детям необходимо не только просмотреть, их следует обязательно проиграть.

Можно рисовать сказочных героев в разных ситуациях.

В сказках затрагивают различные темы: страх, тревоги, агрессии, лидерство, жадность, трудность в общении.

Следовательно процесс просмотра учебно-развивающих программ и мультфильмов для детей должен быть контролированным. Использование их в процессе обучения и воспитания детей при правильном методическом подходе способствует:

– эмоциональному развитию малышей

– развитию творческих способностей и креативности

– интегрированному обучению

– обучение и воспитание в интересной и доступной форме

– профилактика сколиоза, смена положений, отсутствие длительного сидения

– отдых для глаз

– смена видов деятельности способствует увеличению времени на обучение детей, игре, музыке, трудовому воспитанию

– развитие психических процессов

– познавательное, интеллектуальное, всестороннее развитие

– общение и взаимосвязь ребенка со взрослым

Приемы и задания для педагогов

1. пауза-вставка (игра, беседа)

2. выключение звука (повтори фразу)

3. наследование

4. фотоаппарат

5. караоке

6. найди отличия между мультфильмом и произведением

7. знакомство с авторами

8. описание героев, обсуждения

9. стоп-кадр

10. придумай мультфильм

Обучение педагогов

С целью обеспечения усвоения педагогами основ ИКТ, а так же умению использования мультимедийного оборудования Министерство рекомендует активизировать такие формы организации работы, как самообразование, повышение квалификации, курсы ИТ. Кроме этого внедрять инновационные формы организации работы с пед. коллективом.

– Педагог – педагог (передавать опыт)

– Уч. Заведение – уч. Заведение

В частности каждый педагог должен уметь:

Создавать (документы, таблицы, рисунки, презентации)

Использовать (интернет, электронные базы данных)

Осуществлять (анкетирование, диагностирование, тестирование)

Использования интерактивной доски в образовательном процессе ДУЗ.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. В последние годы дошкольные учреждения оценили эти возможности и все чаще приобретают интерактивные доски. Но, как и учителя в школах несколько лет назад, воспитатели детских садов делают только первые шаги в освоении интерактивных досок, изучая их возможности.

Так, доски можно использовать с готовыми мультимедийными ресурсами, доступными в Интернете и продающимися на дисках, что облегчает их освоение. Тем не менее гораздо эффективнее работать со специально созданными для интерактивных досок ресурсами. Готовые мультимедийные ресурсы, как правило, рассчитаны на индивидуальные занятия с ребенком, а интерактивная доска – инструмент групповой работы.

Воспитатель может создавать собственные разработки с помощью программного обеспечения интерактивной доски. На каждой из виртуальных страниц (экранов) такой разработки размещаются интерактивные задания для детей или наглядные пособия.

Основные приемы, используемые при работе с интерактивными досками, рассматривались в статье, опубликованной в журнале “Справочник руководителя дошкольного учреждения” (№ 3, 2012). В рамках данной статьи отметим, что полноценное использование интерактивной доски предполагает, что действия на ее поверхности (перемещение объектов, рисование и др.) выполняются не только педагогом, но и детьми.

Интерактивные страницы, с которыми работает только педагог, свободны от многих характерных для дошкольных учреждений ограничений. Детям, сидящим на некотором расстоянии от доски, существенно проще охватить взглядом ее поверхность, наблюдая за действиями воспитателя или выполняя задание устно.

Специфика ресурсов для детского сада в полной мере проявляется на страницах, где с доской работают дети. Интерактивная доска – это достаточно большой экран, и маленький ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния.

Несмотря на то что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность. Учитывая это, картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски (нижней половине или трети, в зависимости от возраста детей). Изображения, с которыми ребенок работает самостоятельно, следует располагать ближе друг к другу.

В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или перетащить на нужное место, не “роняя”.

Выполняя задание, представленное на рис. 1, дети столкнутся с трудностями, пытаясь “накормить” лягушку насекомыми, соответствующими заданным условиям. На рис.

2 показано задание, приведенное в соответствие с эргономическими требованиями. Знание этих ограничений не всегда уберегает от ошибок при создании интерактивных ресурсов.

В большинстве случаев при подготовке материалов для образовательной деятельности педагоги работают за компьютером, не имея рядом интерактивной доски. Небольшие размеры монитора создают иллюзию компактности всех объектов на странице, и педагоги часто недооценивают разницу между монитором компьютера и экраном интерактивной доски. В среднем картинка на доске в пять раз больше, чем на мониторе, и “всего” десять сантиметров превращаются на доске в “целых” пятьдесят, с которыми детям уже тяжело справиться. В приведенном примере (рис.

2) используется приблизительно половина ширины доски, но возможно и другое расположение заданий. На рис. 3 приведен пример задания, в котором ребенку не нужно пытаться охватить взглядом всю поверхность доски – он двигается последовательно, сосредоточив внимание на той части изображения, с которой работает.

Используя многопользовательские доски, воспитатель может создавать задания для работы нескольких дошкольников одновременно. Ограниченность пространства, которое доступно для работы одному ребенку, позволяет в полной мере использовать возможности таких досок, размещая рядом до трех заданий (если доска поддерживает три касания, как, например, Elite Panaboard UB-T880). Пример такого задания показан на рис. 4.

По мере накопления практического опыта работы с интерактивной доской педагог научится видеть правильную компоновку для новой страницы. Однако знание основных принципов компоновки интерактивных ресурсов позволит на начальных этапах работы избежать многих ошибок, затрудняющих использование интерактивной доски.

Существенную помощь воспитателям окажут готовые ресурсы, созданные с помощью программы интерактивной доски. Для досок Elite Panaboard, например, выпускается коллекция ресурсов PebSTUDIO. Учителя, особенно в начальной школе, уже оценили ее преимущества – существенная часть досок приобретается вместе с дисками, содержащими готовые ресурсы для начальной школы.

С 2012 года коллекция PebSTUDIO включает и ресурсы для дошкольных учреждений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мультимедийное оборудование в организации современного занятия в ДУЗ