МУЧИТЕЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ А. БЛОКА

Александр Блок вошел в историю литера-
туры как выдающийся поэт-лирик. Начав по-
этический путь книгой мистических стихов
о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двад-
цатилетнее творчество в русской литературе
проклятием старому миру в удивительной по-
эме “Двенадцать”.
Блок прошел сложный творческий путь
от поэта-символиста, от бесплодной романти-
ческой мечты к реальной действительности,
к революции, принятой и не понятой им.
Многие бывшие “друзья” Блока, сбежав
от революции в другие страны,

кричали в па-
рижских газетах, что Блок продался больше-
викам, что его тонкий вкус и талант огрубел,
но это было не так. Блок сам пострадал в рево-
люцию (крестьяне сожгли его имение Шахма-
тово), но он сумел понять и другое – чаша
терпения народа переполнилась.
Блок чутко прислушивался к жизни, про-
являл глубочайший интерес к судьбе России,
к судьбе русского народа.
Ранний период творчества поэта прошел
под знаком религиозных мечтаний, уводив-
ших в “миры иные”. В 1904 году он создает
“Стихи о Прекрасной Даме”, полные тревоги,
ощущения близкой катастрофы.
Поэт замк-
нулся в личных переживаниях, он тоскует об
идеале женщины. Стихи посвящены его бу-
дущей жене Менделеевой, которую он силь-
но любил. Блок взрослеет, и меняются его
взгляды на жизнь, он понимает, что нельзя
уйти в “миры иные”, когда вокруг разруха,
голод, борьба, смерть.
Тема народа и интеллигенции властно
врывается в творчество Блока. В стихотворе-
нии “Незнакомка” Блок показывает столкно-
вение прекрасной мечты и грязной действи-
тельности:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами – и туманами,
Она садится у окна.
Какая музыкальность! Какая лиричность,
какая мелодия!
Еще раньше Блок записывает в дневнике;
“Она – это некий идеал красоты, способный,
быть может, пересоздать жизнь, изгнать из
нее все уродливое, дурное”.
Связи Блока с собственной средой, с де-
градирующей буржуазной культурой немно-
го ослабли, потому что он влюблен в свою Ро-
дину и потрясен горькой судьбой русского
народа. Народ сознательно споили и свели до
уровня животного:
Яо вечерам, над ресторанами,
Прозрачный воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
. Поиски Блока путей к реальной жизни со-
провождались взрывами отчаяния, неверия,
проклятиями по адресу “сытых”, попытками
пересмотра собственной жизненной позиции.
Блок своими стихами доказал, что он не
только глубокая, незаурядная личность, но
страдающий сын своего народа. Жаль, что он
так и не нашел своего идеала в жизни. Мен-
делеева, устав от восторженной любви, ушла
к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока
остались.
Они полны прекрасных чувств. С любовью
к женщине перекликается любовь к Родине.
“О, Русь моя! Жена моя!” – восторженно и с
болью пишет А. Блок.
Освобождаясь от влияния символизма,
Блок стремился продолжить традиции ве-
ликой русской классической литературы, ви-
девшей свою задачу в служении народу.
Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии
выражены характерные черты духовной
жизни многих людей, предчувствие социаль-
ных перемен. Поэт хотел видеть в человеке
свободного творца жизни,. Вся жизнь Блока
пронизана мечтой об идеальном человеке,
который не чувствует в себе раздвоенности и
смятения.
Культ Прекрасной Дамы означал протест
против мещанской прозы жизни, был своеоб-
разной формой непризнания и отрицания бур-
жуазного уклада жизни. Недоговоренность,
загадочность цикла о любви побуждает заду-
маться над тайнами человеческого бытия.
“Незнакомка” – это полет творческой фанта-
зии, преображающий мир.
Глубина переживаний поэта определяет
значительность тем в его лирике. Блок ра-
но ушел из жизни, но стихи его волнуют
всех мыслящих людей, они помогают нам
жить.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

МУЧИТЕЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ А. БЛОКА