Можно ли согласиться с мыслью критика Писарева о том, что Павел Кирсанов – герой печоринского типа

Можно ли согласиться с мыслью критика Писарева о том, что Павел Кирсанов – герой печоринского типа?

Произведение А.С. Пушкина “Евгений Онегин” было закон­чено в 1830 г. Время окончания романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – 1841 г.

Таким образом, главные герои произведений Пушкина и Лермонтова разделены во времени всего десятью годами: Онегин из эпохи двадцатых годов, Печорин является “героем… времени” годов тридцатых.

В своей статье “Базаров” литературный критик Д.И. Писарев отмечает в них черты

“лишних людей”, которые “не вписались” в привычные формы жизни, не нашли своего призвания, не определили для себя главный, подлинный интерес, который мог бы составить смысл их существования.

“Во всякое время, – пишет критик, – жили на свете люди, недовольные жизнью вообще или некоторыми формами жизни в особенности”.

К разряду таких людей принадлежат Онегин и Печорин.

“…бездеятельность и пошлость жизни душат Онегина”. Он не может довольствоваться тем, “чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”. (В. Белинский. “Сочинения Александра Пушкина”.)

Именно,

как считает критик Белинский, “свет пустой” – это та среда, которая загубила лучшие качества души Онегина.

Григорий Печорин в романе М.Ю. Лермонтова “Герой на­шего времени” – натура противоречивая. “Силы необъятные” никак не проявились в жизни этого человека, одаренного от природы. Поэтому герой несчастлив, поэтому “бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду”.

Печорин стремится воплотить в дела свое “назначение высокое”, он ищет подлинные ценности в жизни. Однако оказывается, что силы его тратятся впустую, а события и люди, встреченные на пути, для него слишком про­сты и незамысловаты.

Да и что может составить счастье Печорина?

Он мечтает о том, чтобы его “все любили”, но преданной, самоотверженной, любящей души, как ему кажется, нет рядом. Григория Александровича любят Мери, Вера, Бэла, дружбой с ним дорожит Максим Максимыч, но он быстро их “разгады­вает” и теряет к ним интерес. Сам же он “увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных”.

Натура Печорина очень глубока. Придет время, и Печорин, пережив страсти и сомнения, станет иным – человеком, силь­ным духом, умным и жизнестойким. Это мнение критика Бе­линского.

Павла Петровича в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” нельзя назвать героем печоринского типа, хотя в чем-то эти два человека схожи. Его воспитание, светскость, аристокра­тизм, богатство рождают в нем чувство превосходства над другими людьми. Он, по сути ровесник Печорина, тоже ис­пытывает на себе влияние своего сложного времени, эпохи “безвременья”.

Но метания Печорина ему несвойственны. Он считает, что неотразим. Как светский лев, человек редкой судьбы, он уверен, что его удачливость, успехи в карьере даны ему по праву.

Несчастная любовь сломала его, отняла у него лучшие годы жизни.

При этом Павел Петрович всегда был человеком самовлю­бленным, и для него важнее было казаться, нежели быть.

Печорин же при его пылком нраве и желании “дурить” (вы­ражение Писарева) – человек гораздо более искренний и от­крытый для людей, чем Кирсанов.

Печорина критика оценивает как “лишнего человека”, пере­живающего конфликт со своим временем, средой.

А Павел Петрович прежде всего человек своего сословия, и никакие веяния со стороны, даже вторжение в его жизнь Ба­зарова, не потревожили его сословную невозмутимость.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Можно ли согласиться с мыслью критика Писарева о том, что Павел Кирсанов – герой печоринского типа