“Моя специальность – жизнь…” (лирика М. Цветаевой)

Русская поэзия – наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей в свое время забывали, не печатали, о них не говорили. Однажды Цветаева в разговоре о литературе сказала: “Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – Жизнь”.

Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности.

В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи она выпускает довольно объемный сборник “Вечерний альбом”. Его заметили и одобрили

такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Стихи юной поэтессы были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, своеобразием и непосредственностью. В этом сборнике Цветаева превращает свои переживания в лирические стихотворения о несостоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей:

Ты все мне поведал – так рано!

Я все разглядела – так поздно!

В сердцах наших вечная рана,

В глазах молчаливый вопрос…

Марина очень любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов:

Царю Петру, и Вам, о царь, хвала!

Но

выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы –

Неоспоримо первенство Москвы.

– И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Цветаева писала не только стихи, но и прозу. Для ее прозаических произведений характерна тематическая и стилистическая близость с ее поэзией. В ней, как и в стихах, важен был не только факт, но и звучание, ритмика, гармония частей. Она писала: “Проза поэта – другая работа, чем проза прозаика, в ней единица усилия – не фраза, а слово, и даже часто – мое”.

Одна из ее прозаических работ посвящена Пушкину. В ней Марина пишет, как она впервые познакомилась с творчеством поэта и что о нем узнала сначала. Она пишет, что Пушкин был ее первым поэтом и первого поэта убили.

Она рассуждает о его персонажах. Пушкин “заразил” Цветаеву словом “любовь”. Этому великому поэту она посвятила множество стихов:

Бич жандармов, бог студентов,

Желчь мужей, услада жен,

Пушкин в роли – монумента?

Гостя каменного?..

Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. Для нее это поистине роковое событие. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером.

Берлин, Прага, Париж… В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:

Берегитесь могил:

Голодней блудниц!

Мертвый был и сенил:

Берегитесь гробниц!

От вчерашних правд

В доме смрад и хлам.

Даже самый прах

Подари ветрам!

Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. “Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови, – писала она. – Не быть в России, забыть Россию – может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот теряет ее лишь вместе с жизнью”. Тоска по России слышна в таких лирических стихотворениях, как “Рассвет на рельсах”, “Лучина”, “Русской ржи от меня поклон”, “О неподатливый язык!..”, сплетается с думой о новой Родине, которую поэтесса еще не видела и не знает:

Покамест день не встал

С его страстями стравленными,

Из сырости и шпал

Россию восстанавливаю.

Из сырости – и свай,

Из сырости – и серости.

Покамест день не встал

И не вмешался стрелочник.

Постепенно Цветаева отдаляется от эмигрантского круга; зреет нелегкое решение:

Ни к городу и ни к селу –

Езжай, мой сын, в свою страну, –

В край – всем краям наоборот! –

Куда назад идти – вперед

Идти, особенно – тебе…

Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, – цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине “плач гнева и любви”.

Цветаева теряла уже надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее – как крик живой, но истерзанной души:

Отказываюсь – быть.

В Бедламе – нелюдей

Отказываюсь – жить.

С волками площадей

Отказываюсь – выть.

На этой ноте отчаяния оборвалось творчество Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование. И того – в обрез.

В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию “желанным и жданным гостем”. Но так не получилось: муж и дочь были необоснованно репрессированы. Грянула война.

Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Где могила ее – неизвестно.

Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать – по особому распеву, ритмам, интонации. Вклад ее в культуру русского стиха XX века бесценен.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Моя специальность – жизнь…” (лирика М. Цветаевой)