Мотивы стихотворения “19 октября”
Нетрудно заметить, что все указанные выше мотивы, вместе со всей совокупностью накопленных ими значений и контекстуальных связей, сплетаются в стихотворении “Во глубине сибирских руд”. Благодаря их взаимодействию и становится возможной утопия гармонического преображения мира.
Граница смыслового пространства утопии отмечена не только переходом от призывного обращения к предсказанию, но и сменой типа рифмовки, переходом от перекрестной рифмы к рифме опоясывающей, обхватной. Здесь, на этой границе, и происходит характерный для
(ечениым мотивам надежды, пробуждения, бодрости и веселья (они появляются уже внутри утопического пространства). Происходит знакомый читателям Пушкина переход от ситуации сна-смерти к ситуации пробуждения-воскресения. Из этого ассоциативного ряда и вырастает теперь вполне понятный нам Тематический параллелизм, связующий веселье пробудившейся (т. е. воскресшей) души с исчезновением “мрака заточенья” (здесь его замешают “мрачные затворы”),
В этом контексте закономерно появляются мотивы “любви и дружества”, т. е. мысль о них как о силах, проникающих сквозь “мрачные затворы” и прокладывающих путь к общественной гармонии: ведь в лирике Пушкина уже сложилось представление об их способности быть прообразами идеальных общественных отношений и преодолевать препятствующую их возникновению косность существующего порядка вещей. Затем, как уже бывало, вырисовываются контуры самой идеальной гармонии, в данном случае тоже окрашенной праздничным колоритом. И все это тоже звучит как “поэта предсказанье”, как проявление способности поэта-пророка проникать в невидимую для всех подспудную связь вещей, открывая миру неизвестные ему возможности его преобразования.
Пророческий смысл и пророческий тон предсказания поддержаны реминисценциями, восходящими к Священному Писанию: чуткий стилистический инстинкт Пушкина проявляется в отборе мотивов и ключевых слов, созвучных именно профетической “тональности” текста.
- Анализ стихотворения “19 октября” Пушкина “19 октября” (1825). Пребывание в Михайловском обострило воспоминания Пушкина о друзьях юности, о лицейском братстве и послужило отправной точкой для создания данного стихотворения. Основная тема – обзор жизненного пути за восемь лет после окончания лицея. Поэт пишет не только о себе, но и о своих друзьях: … Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый […]...
- Анализ стихотворения “19 октября” (1825) Пушкина А. С Пребывание в Михайловском обострило воспоминания Пушкина о друзьях юности, о лицейском братстве и послужило отправной точкой для создания данного стихотворения. Основная тема – обзор жизненного пути за восемь лет после окончания лицея. Поэт пишет не только о себе, но и о своих друзьях: … Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил […]...
- “19 октября” анализ стихотворения Александра Пушкина 19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, […]...
- Анализ стихотворения Пушкина 19 октября Это стихотворение Пушкина посвящено друзьям по лицею, и, конечно, даже в названии отражена праздничная дата открытия того самого лицея лицея. До сих пор это день лицеиста в России. Именитых (и первых) выпускников этого заведения связывала крепкая дружба. В стихотворении Александр Сергеевич о каждом говорит интересно и приятно. Начинается стихотворение с описания осенней природы: первый мороз, […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “19 октября 1825” В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности. Стоит отметить, что эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. […]...
- 19 октября 1825 разбор стихотворения Автор: Пушкин А. С. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Печален я: со мною друга нет, С кем долгую […]...
- Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану – Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану. Это произведение стало посланием автора своим лицейским друзьям, с которыми ежегодно происходили встречи 19 октября в стенах Лицея. Письмо в стихах является одним из многих посланий, но оно заслужило внимание по причине отсутствия […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “19 октября” Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. […]...
- 19 октября 1825 года (Пушкин А. С.) Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни […]...
- Основные мотивы и образы лирики Лермонтова (на примере стихотворения “Дума”) Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задается вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель […]...
- В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? Отвечая на поставленный в задании вопрос, вспомните, что мотив дороги является одним из традиционных мотивов русской лирики. Покажите, что актуальность его долгое время поддерживалась целым рядом российских реалий (необычайной протяженностью отечественных дорог, неустроенностью дорожного быта, готовностью русского […]...
- Пушкин, 19 октября. Что ценит Пушкин в своих друзьях? Пушкин, 19 октября. Что ценит Пушкин в своих друзьях? Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не […]...
- План сочинения: Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Мысли о религии, о Боге едва ли не самые потаенные и сокровенные в поэзии Заболоцкого. Начало этим размышлениям положено уже в “Столбцах”. Религиозные мотивы выполняют в поэзии Заболоцкого несколько задач: а) библейские образы и ситуации, особенно в ранних произведениях, часто создают отдаленный фон вечности, на котором происходит поэтическое […]...
- Какое впечатление произвело на меня стихотворение “19 октября” (1825)? Ответ зависит от индивидуальных особенностей анализирующего стихотворения. Вот, например, как на эти вопросы отвечал В. Г. Белинский: “Кто не знает пьесы Пушкина “19 октября”? После обращения к каждому из отсутствующих друзей своих поэт говорит: Пируйте же, пока еще мы тут! Увы, наш круг час от часу редеет; Кто в гробе спит, кто дальний сиротеет; Судьба […]...
- 19 октября (“Роняет лес багряный свой убор…”) А. С. Пушкин. Стихотворения 19 октября (“Роняет лес багряный свой убор…”) 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Лицеисты первого выпуска, к которому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь пронесли особый “лицейский дух” – дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства. Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. […]...
- Урбанистические мотивы в творчестве Богдана-Игоря Антонича В сборнике Б.-И. Антонича “Приветствие жизни” есть стих с выразительным названием “Муравейник”, что символизирует город, в котором “пряди улиц сплетены, будто нервы”, “жизнь засушена, словно консерва”, все “с рыжей трухи”. Эта пасмурная картина человеческого муравейника завершается предостережением: Подумай мимолетно, как сапогами есть легко раздавить целый мир. В этих словах – весь Б.-И. Антонич с его […]...
- Творчество А. А. Блока до Октября 1917 года В произведениях, созданных поэтом в эти годы, Прекрасную Даму постепенно вытесняет Незнакомка. В поэзии Блока появляется напряженное внимание к жизни города. В 1905 году поэт принял участие в демонстрации, бывал на митингах, изучал жизнь рабочих окраин. Блок ищет свои пути в искусстве, отходит от С. Соловьева и А. Белого, становится участником “сред” Вяч. Иванова, посещает […]...
- Сочинение на тему: Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века Поэт Николай Степанович Гумилев. “Угрюмый и упрямый зодчий”. Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, все его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но как же можно говорить “русский” о поэте, которого почти сразу назвали иностранцем? А что касается революционной эпохи, то она сразу […]...
- Сочинение на тему: Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь. “Есть три эпохи у воспоминаний”, – сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга. Начало первого – 1912 г. – выход в свет сборников “Вечер” и “Четки”. Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала […]...
- 19 октября < p>Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я […]...
- “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы – это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К “вечным” темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие. Мотив – минимальный значимый компонент повествования. […]...
- Мотивы трагического одиночества В. В. Маяковского Владимира Маяковского часто называют “поэтом-трибуном”. Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений (“От усталости”, цикл “Я” и другие) у Маяковского звучит […]...
- Сочинение на тему: ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Все лирические произведения Лермонтова пронизывают философские мотивы. Наиболее полно они выражены в стихотворениях “Отрывок” (“На жизнь надеяться страшась…”, “Ночь” (I-III), “Когда б в покорности незнанья…”, “Чаша жизни”, “Парус” и особенно в лирическом монологе “1831-го июня 11 дня”. Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет, А лишь […]...
- Тютчев, “Живым сочувствием привета…”. Какие новые мотивы привносит Тютчев в осмысление личности и судьбы поэта? Сопоставьте стихотворение Тютчева с произведениями Пушкина “Поэт” и Лермонтова “Поэт”. Тема этого стихотворения Тютчева, как и стихотворений Пушкина и Лермонтова с таким же названием, – поэтическое вдохновение. Однако они трактовали вдохновение как пришедшее свыше (“лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется”, “порыв чудесный”). Поэт “к ногам народного кумира не клонит гордой головы”. Поэт Тютчева также […]...
- Мотивы времени и пространства в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” сочетает в себе литературные и фольклорные черты. Бесспорна тесная связь произведения с творениями фольклора. Это вполне объяснимо – поэма о народе должна создаваться средствами народной литературы. Так, например, можно говорить о мотивах времени и пространства в “Кому на Руси жить хорошо”, заимствованных из русских народных сказок и былин. […]...
- Основные мотивы лирики В поэзии “серебряного века” Сергей Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавное течение […]...
- Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного стихотворения Лирика М. И. Цветаевой многопланова и тематически разнообразна, но общую тональность поэзии все же можно определить как романтическую, с неотъемлемым для романтизма ощущением трагичности бытия. Романтическое несоответствие между идеалом и реальностью. Мотив одиночества. Конфликт между внутренним миром и окружающей действительностью, основной для романтического мировоззрения, становится для поэзии М. И. Цветаевой ключевым. Отсюда возникает и сквозной […]...
- Творчество А. А. Блока после Октября 1917 года Февральскую революцию Блок принял с воодушевлением. Он прибыл в Петербург, где был назначен редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконной деятельности царского правительства. Время решающих перемен наступило в октябре 1917 года. Блок поверил в “очистительную силу” революции. В январе 1918 года – в течение одного месяца! – он создал поэму “Двенадцать”, стихотворение “Скифы” […]...
- Сочинение: Фольклорные мотивы и элементы в сюжете, стиле и языке повести Пушкина “Капитанская дочка” Фольклорные мотивы и элементы в сюжете, стиле и языке повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Исследователи неоднократно отмечали влияние устного народного творчества на сюжет, стиль и язык повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина. Фольклорные мотивы прослеживаются, во-первых, на сюжетно-композиционном уровне. В критике неоднократно отмечалось, что композиция “Капитанской дочки” соответствует волшебно-сказочной модели: путь героя из родного дома, трудное […]...
- Фантастические мотивы и ситуации в произведениях В. В. Маяковского Мощь, сила, энергия, оригинальность и красота – все эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество В. В. Маяковского. Этот поэт был новатором во всем: в художественных образах, языке, ритмике, приемах выразительности. Маяковского трудно читать – так непривычен глазу и уху его стиль. Но, в то же время, читать произведения этого поэта, погружаться в их мир, […]...
- Сочинение на тему: ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “Надо было обладать безграничной гордостью, чтобы с кандалами на руках и ногах высоко держать голову”. А. И. Герцен Произведения ранней гражданской лирики Лермонтова основаны на традициях русской вольнолюбивой поэзии. Поэт широко использует ее лексику (“тиран”, “рабство”, “цепи”, “отчизна”, “сыны славян”, “вольность”), сравнения, аналогии и ораторскую интонацию. Например, в стихотворении “Новгород” и в поэме “Последний сын […]...
- Мотивы и образы лирики одного из поэтов серебряного века (О. Э. Мандельштам) Усложненность ранней поэзии Мандельштама вызвала странные сочетания ломающейся психологии молодого человека и точной, честной, глубокой оценки этой “ломкости”. Поэт сумел избежать столь характерных для юности крайностей – либо самоочернения и самоиздевательств, либо самовозвеличивания и идеализации. У Мандельштама в первых же его стихотворениях лирический герой поразительно объективно рассуждает о своей готовности к этим крайностям, и тем […]...
- Основные мотивы в лирике А. А. Фета Что такое мотив? Мотив – это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, […]...
- Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского В. А. Жуковский – первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе. В пору своего литературного ученичества Жуковский испытал большое влияние Карамзина, был поклонником западноевропейской сентиментальной и предромантической поэзии Юнга и Грея. Лирический герой стихотворения Жуковского “Майское утро” (1797) заключает, что жизнь есть “бездна слез и страданий”, а счастье […]...
- Основные мотивы лирики С. А. Есенина Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по […]...
- ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О. С. ПУШКИНА Гений Пушкина намного опередил свое время. Поэзия Пушкина – это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одинокость – вот лишь небольшая частица мотивов его лирики. Мотивы […]...
- Пушкинские мотивы в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского Предварительные вопросы: Что общего в изображении Петербурга А. С. Пушкиным и Ф. М. Достоевским? В чем различие? В чем своеобразие конфликта “личность-государство” в “Медном Всаднике” А. С. Пушкина и в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского? В каких произведениях А. С. Пушкина тема совести стала важнейшей? Как решается проблема совести в романе “Преступление и наказание”? […]...
- Мотивы скорби и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока, – это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни. Как будто предчувствуя скорую гибель, поэт смотрит на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствовавшая Лермонтову. “Пророк” – последняя […]...
- Сочинение на тему: Основные мотивы лирики и Творческий путь Бунина Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали русскую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, поиски новой техники стихосложения. Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основном это стихи о природе. Стихи […]...
- Сатирические бытовые мотивы в баснях Крылова Однако, если у Карамзина эта тема приобретает характер обоснования пессимизма, оправдания ухода от жизни, замыкания в скорлупу своего личного тихого домашнего благодушия, то у Крылова она звучит как отрицание схоластики, как ниспровержение школьной ферулы во имя бодрой, живой жизни, полнокровного ощущения реальности, рвущей оковы пустого философствования; Карамзин и здесь – дворянский упадочник, Крылов – реалист […]...