Мотивы прогрессивного романтизма звучат и в поэзии Веневитинова

Творчество Д. В. Веневитинова, богато и разнообразно одаренного юноши, умершего на двадцать втором году жизни, приходится на самую середину 20-х годов и в какой-то мере связано с центральным событием этого времени – восстанием декабристов. Веневитинов не был декабристом. Однако он испытал воздействие передового общественного движения и в “Обществе любомудрия” возглавлял прогрессивную группу, ожидавшую политических перемен. Осенью 1826 г. Веневитинова арестовали, но по отсутствию улик скоро освободили.

Сохранились известия об ответе

Веневитинова на допросе: отрицая свою принадлежность к обществу декабристов, поэт заявил, что он мог бы легко принадлежать к нему.

Мотивы прогрессивного романтизма звучат и в поэзии Веневитинова. Так, в 1825 г. им написана “Песнь грека”, в которой поэт обращается к популярной в среде декабристов теме борьбы греков за свободу. В 1826 г., сохраняя вольнолюбивые настроения, он пишет стихотворение на другую декабристскую тему – “Новгород”.

Веневитинов называет вечевую площадь святым местом и высказывает сожаление о падении древней

новгородской свободы, при которой вечевой голос, этот “бич врагов”, сзывал народ “к суду или к кровавой сече”. Подобные мотивы поэзии Веневитинова помогают понять отзыв А. И. Герцена о нем, как о юноше, “полном мечтаний и идей 1825 года. Но в суждении Герцена есть некоторое преувеличение или во всяком случае односторонность.

В мировоззрении и творчестве Веневитинова вольномыслие противоречиво сочеталось с “любомудрием”. В стихотворении “Импровизация” (1825) Веневитинов не без горечи отделяет себя от последовательных борцов за свободу:

Так! счастье нам всем суждено: Мне – пеною выкипеть в праведном бое, А вам – для свободы созреть, как вино!

В поэзии Веневитинова основными являются мотивы, характерные для романтического идеализма. Показательно стихотворение “Сонет” (1825), в котором поэт мыслью устремляется к “чистому Духу, источнику вдохновения”, облекшему себя “в завесу тайны вечной” и постигаемому только “во глубине сердечной”. В другом “Сонете” (1825) Веневитинов своей отчизной называет “мир фантазии”.

Ему не чужды и настроения романтического индивидуализма: “Не ищет вчуже утешенья душа, богатая собой”.

Под влиянием гнетущей общественной атмосферы после 1825 г. индивидуалистические и пессимистические настроения в поэзии Веневитинова усиливаются. Возникает тема поэта, “небесный пламень” которого остается тайной, непонятной “толпе бездушной и пустой” (“Послание к Рожалину”, 1826). В стихотворении “Поэт” (1826) Веневитинов создает образ “любимца муз и вдохновенья”, погруженного в “священные, тихие сны”, спокойно и безмолвно взирающего на волнующуюся вокруг него толпу.

Это далеко от образа поэта-гражданина у декабристов или поэта-пророка у А. С. Пушкина. Но Веневитинов не стал поэтом “чистого искусства”. В стихотворении “Утешение” (1826) он выражает надежду, что поэт недаром “уронит” сильное слово:

Оно чужую грудь зажжет, В нее как искра упадет, И в ней пробудится пожаром.

Таков будет “плод… муки тайной”, на которую обрекли поэта условия его времени. Ранняя смерть помешала Веневитинову найти разрешение мучивших его противоречий и более отчетливо определить свое место в идейно-политической борьбе 30-х годов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мотивы прогрессивного романтизма звучат и в поэзии Веневитинова