Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века
Свою первую книгу стихотворений, который назывался “Сборник стихотворений”, Бальмонт издал в 1890 г. Все издание было проникнуто меланхолическим настроением, основные темы лирики этого начального периода – природа и любовь.
В 1894 г. появляется стихотворный сборник “Под северным небом”. Характерные мотивы двух этих книг – гуманизм, гражданская скорбь, самоотречение. Поэт отрицает “красоту богов Эллады” и противопоставляет ей единственную подлинную красоту “любви, печали, отреченья и добровольного мученья за нас
Важнейший мотив всей лирики Бальмонта – сон. В сборнике “В безбрежности” поэт впервые пробует отодвинуть реальный мир на задний план и позволить сновидению восторжествовать над призрачностью бытия. Мотив упоения “загадочными снами” “на алмазном покрове снегов, // под холодным сияньем луны”, встретившийся в “Под северным небом”, стал господствующим в этом сборнике.
В 90-е годы отличительными чертами бальмонтовской поэзии являются субъективизм, культ мимолетности, прихотливая изменчивость настроений. Мимолетность, быстрое течение мгновения, мига, вообще
Его душа “холодна”, мечты – “безмолвны”, он – “дух бесстрастный”, его сердце “только в себя невозвратно влюблено”. Он зовет “за пределы предельного”, “от грани тесной в мир чудесный, к неизвестной красоте”.
После встречи с Брюсовым поэт примыкает к кружку символистов. В этот период Бальмонт зачитывается Бодлером и Эдгаром По, что оказало сильнейшее влияние на все его последующее творчество.
Новым этапом в творчестве поэта стал сборник “Горящие здания”. На смену уныло-сумрачному настроению первых книг приходит радостное, жизнеутверждающее мироощущение, на смену тоскливой жалобе – гимн бытию. Сам поэт в одном из предисловий так охарактеризовал этот резкий поворот в своем творчестве: “Оно началось с печали, угнетения и сумерек.
Оно началось под Северным небом, но силою внутренней неизбежности, через жажду безграничного, Безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины подошло к Радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу”.
Сборник начинается стихотворением “Крик часового”, в котором очевидна смена символов поэта. “Проснитесь!” – восклицает часовой в стихотворении. Таким образом, поэт отказывается от главного символа предыдущей лирики – сна. В сборнике также происходит отказ и от других символов и особенностей поэзии : излишней возвышенности слога ( “Я устал от нежных снов, // От восторгов этих цельных // Гармонических пиров // И напевов колыбельных. // Я хочу горящих зданий, // Я хочу кричащих бурь!”), символа полночи (“В сердце моем – полночи нет”). На смену усталому, меланхоличному герою предыдущих сборников здесь приходит цельная вольнолюбивая личность, устремленная к “свету”, “огню”, “Солнцу”.
Эти слова становятся основными символами в поэзии Бальмонта. А излюбленным образом становится сильный, гордый и “вечно свободный” альбатрос.
В новом сборнике стихотворений “Будем как Солнце” Бальмонт пытается построить такую картину мира, в центре которой находится верховное божество – Солнце. Как бы уподобляя себя первобытному человеку, поэт слагает гимны огню, воде, Луне. Главная из жизненных стихий для поэта – огонь.
Лирический герой приобретает новый облик: состояние его души можно определить как горение, пожар чувств. Он уподобляет себя огню:
Вездесущий огонь, я тебе посвятил все мечты,
Я такой же, как ты.
Поэт славит желание, сладострастие, “безумства несытой души”. В связи с этим в сборнике появляется образ дьявола (“Голос дьявола”, “Inkubus”).
Образ Солнца перешел и в следующий сборник поэта – “Только Любовь. Семицветник”. Вообще, в лирике Бальмонта подсознание преобладает над сознанием. Именно поэтому такую большую роль поэт отводит стихиям – ведь, в них нет сознания.
Поэт упрекает современников в том, что они ушли от первооснов Бытия, от Природы и Солнца, утратившим свою изначальную цельность (“Мы разорвали, расщепили живую слитность всех стихий”; “Люди Солнце разлюбили, надо к Солнцу их вернуть”).
Тема России также есть в лирике Бальмонта. Однако Россия у него – прежде всего, древняя “былинная” Русь, предания и сказы которой поэт стремился переложить на собственный лад. Увлечение поэтом русской и славянской стариной нашло отражение в сборнике “Злые чары”.
О поэзии Бальмонт высказывался так: “Поэзия есть внутренняя Музыка, выраженная размеренной речью”. Наподобие древних, поэт наделяет поэзию волшебно-магическим, заклинательным смыслом. На примере народных сказаний и мифов утверждается “первичность и самобытность” древней поэзии (“Первичный человек всегда Поэт”).
В истории русской литературы Бальмонт навсегда останется одним из зачинателей символизма. Индивидуалистический бунт, крайний субъективизм, эстетство – вот черты, определяющие лирику Бальмонта.
Однако все творчество поэта нельзя назвать чисто символистским. Многие его произведения носят импрессионистический характер. Все творчество зрелого Бальмонта проникнуто и озарено мечтой о Солнце, о Красоте.
Серой будничной современности, обездушенной цивилизации железного века поэт стремится противопоставить первозданно целостное, совершенное и прекрасное солнечное начало. И хотя свой идеал поэт неизменно искал в глубокой древности, в укладе жизни и поэзии первобытных народов, но поиски эти основывались на его представлении об идеальном человеке будущего.