Мотив зеркала в творчестве В. Набокова и М. Булгакова

Мотив – это повторение чего-то, постоянная встреча с какой-либо деталью, в данном случае – с зеркалом.

У В. Набокова мотив зеркала встречается во всех произведениях. Так, в рассказе “Облако, озеро, башня” есть зеркало в гостинице, которое наполовину полно ромашками, а остальное оно как будто не хочет отражать. Главное зеркало в рассказе – озеро.

Облако символизировало свободу, легкость, озеро означало, что нужно посмотреть в зеркальную гладь и понять, кто ты на самом деле, и тогда твое сознание устремится вверх, как пик башни,

и ты сможешь делать что хочешь и писать стихи “от дактиля к дактилю”. Но не каждый может увидеть это – Василий Иванович видит, а его спутники словно ослепли.

Наиболее ярко мотив зеркала прослеживается, на мой взгляд, в романе “Приглашение на казнь”. Здесь буквально на каждой странице встречаются зеркала. В самом начале, в первой главе, появляется блестящий “карандаш, длинный, как жизнь любого человека, кроме Цинцинната”.

Каждая из шести его граней является зеркалом. В каждой грани мир отражается под своим углом, в каждой грани создается свой собственный мир, а человек находится на пересечении

этих миров, на кончике карандаша (который исписывается к концу романа). На протяжении всего романа на Цинциннате то и дело пересекаются два мира, реальный и “отраженный” от Цинцинната, каким бы тому хотелось его видеть.

Порой нельзя догадаться, где находится граница этих миров. Цинциннат уже не живет в реальном мире, он находится на границе двух миров и время от времени уходит из реального в потусторонний, в зазеркалье, становящееся для него уже более реальным, чем наш мир.

Нетки в романе появляются также неспроста, они объясняют связь между нашим миром и миром зазеркалья.

То, что в нашем мире кажется ужасным, в том может оказаться совершенно нормальным, а то, что нормально здесь, там не существует. Вообще, как мне кажется, зеркала зовут Цинцинната к себе, например, тот шкап со своим собственным отраженьем – уголком супружеской спальни. И в конце концов Цинциннат задает себе вопрос: “Зачем я тут?” Он понимает, что пришло ему время переселиться в тот мир насовсем (раньше он всегда возвращался оттуда). И он уходит.

Для него остается только один мир, который и становится для него реальным. Для него это лучший мир и более совершенный, ведь он направился “в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему”. А за спиной у него все рушится, для него этого мира больше не существует, он потерял с ним связь, которой было его тело.

Без тела он уже свободен и может поселиться в любом измерении.

У Михаила Булгакова мотив зеркала сопровождает появление нечистой силы, связь с потусторонним миром и чудеса. Например, в “Роковых яйцах” луч получен при помощи комбинации линз и зеркал. То есть тот мир таит грозную силу, которую Рокк выпустил при помощи камеры Персикова.

Он создал чудовищ, которые были ужасны и нанесли большой урон, хотя и не выжили не в своем мире. В пьесе “Адам и Ева”, наоборот, проявление того мира в целительной силе аппарата, изобретенного Ефросимовым, он ведь тоже был основан на оптике, то есть на зеркалах, он был похож на фотоаппарат и действовал так же. Александр Ипполитович, видимо, во время работы над своим изобретением соприкоснулся с потусторонним миром, и частичка его осталась там, ведь он даже стал забывать свое имя. В пьесе “Блаженство” Михаил Афанасьевич, по-моему, показывает зеркальное отражение нашего мира, то есть тот же зазеркальный мир, но немного в другой интерпретации, он заменяет пространственное отображение временным.

И гости из нашего времени являются в том чужими, они не могут прожить там достаточно долго, как в нашем мире не могут выжить чудовища из “Роковых яиц”.

В романе “Мастер и Маргарита” уже прямо указывается на зеркало как на дверь в зазеркалье. Например, в квартире Степы Лиходеева, перед тем как забросить его в Ялту, Бегемот и Фагот сначала проходят в зеркале и только потом появляются в квартире. А Азазелло открыто выходит из зеркала, ведь он (согласно легендам) и изобрел его в свое время; может быть, оно и было изобретено для более легкого перемещения, чтобы были двери в каждую квартиру, в каждый Дом.

Вся магия в романе сопровождается присутствием зеркал. При всех превращениях и преображениях также присутствуют зеркала. Когда Маргарита намазалась кремом Азазелло, она смотрела в зеркало; когда Николай Иванович превратился в борова, он тоже смотрел в зеркало.

С другой стороны, зеркала и стекла в романе постоянно бьются, то есть еще раз показывается бесконечность в зеркале, на этот раз бесконечность количества осколков, и в каждом – свой новый мир. На балу у Сатаны, где присутствует одна нечисть, зеркальный пол: так все чувствуют себя уверенней, в своей стихии, где много призрачного и непонятного для обычного человека.

Мотив зеркала часто встречается на страницах произведений Набокова и Булгакова. У обоих авторов зеркало является дверью в какой-то другой, потусторонний мир. И эта дверь открыта только для избранных.

У Набокова – это Цинциннат, у Булгакова – Воланд со свитой. Эти другие миры у обоих авторов странны и непонятны для нас, наполнены чудесами. Они скрывают страшные тайны, и любое соприкосновение с ними сулит разруху и несчастья; все рушится так же легко, как бьется стекло.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мотив зеркала в творчестве В. Набокова и М. Булгакова