Мотив вещего сна в русской литературе

1. Истоки традиции. Значение сновидения в мировой культуре.
2. Вешие сны в творчестве Пушкина и Лермонтова.
3. Сны героини в романе Чернышевского
4. Отголоски традиции в творчестве других русских писателей.
Традиция введения в сюжет мотива вещего сна восходит к глубокой древности, к античным и библейским авторам. В древнегреческой и древнеримской мифологии Гипнос – Сон – является одним из богов. Другие боги нередко приходят к героям во сне, чтобы сообщить что-либо важное, побудить героев к определенным действиям.
В библейской

традиции сновидениям также отводится достаточно значимая роль. Например, зловещие сны царя Египта, разгаданные Иосифом, сыном Иакова, предвещали урожайные и голодные годы. Таким образом, они явились своеобразным предупреждением, благодаря которому египтяне заранее подготовились к трудному времени. Во сне является ангел другому Иосифу и разъясняет ему, что ребенок Марии – Сын Божий.

Можно привести и немало других примеров влияния сновидения на жизнь людей. В настоящее время многие психологи пришли к выводу, что в сновидениях особым образом отражается жизнь человека, и действительно сон может явиться

предостережением относительно событий будущего.
Мотивы вещего сна неоднократно встречаются в творчестве русских писателей. Сон Татьяны в романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, как выясняется в дальнейшем, был вещим – Ленский погибает от руки Онегина. Мотив преследования, бегства от чудовища (в сне Татьяны – от медведя) – один из распространенных образов сновидений. Путь через лес, переход через реку по шаткому мосту можно интерпретировать как блуждание души в мире эмоций и преодоление границы между двумя жизненными этапами.

Интересно, что своего любимого Евгения Татьяна видит предводителем пиршества нечисти – это можно понять и как гротескное изображение светского общества, и как намек на духовную опустошенность Евгения, его скептицизм и холодность, которые являются характеристиками “духа отрицанья”.
Вещий сон видит и Петр Гринев, главный герой повести “Капитанская дочка”: “Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”. В этом сновидении на месте родного отца Петр видит “мужика с черной бородой”, мать Петра велит сыну принять благословение от этого человека, называя его посаженым отцом Петруши. Посаженый отец и мать, заменяя родителей, по старинному обычаю, благословляют юношу или девушку перед свадьбой.

Дальнейший ход сюжета позволяет легко интерпретировать образы этого сна: “мужик с черной бородой” конечно же Пугачев. Топор, которым он машет, и мертвые тела, которыми неожиданно наполняется комната – символические образы крестьянской войны. Не случайно и то, что Пугачев оказывается на месте отца Петруши: помиловав молодого офицера благодаря заступничеству Савельича, Пугачев тем самым как бы дал ему второе рождение.

Понятно и то, почему Пугачев назван посаженым отцом, ведь он вручил Петру его невесту, Машу Миронову.
Во сне князя Руслана в поэме Пушкина “Руслан и Людмила” смешиваются прошлое и будущее: Руслан видит, как исчезает в бездне его жена, пир в тереме князя Владимира, где присутствуют убитый Рогдай и удалившийся от подвигов Ратмир, слышит песню Баяна – все это образы прошлого. Фарлаф, ведущий за руку Людмилу – это предвестие будущих событий: действительно Фарлаф, который уже близко, убьет Руслана и отвезет спящую Людмилу к ее отцу.
Одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова так и называется – “Сон”. Фантастическое смешение сна и яви, когда трудно становится разобрать, что же реальнее – оно оказывается пророческим видением участи, ожидающей самого поэта:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
В этом стихотворении переплетаются образы двух снов – сна, который видит убитый лирический герой, и сна, который видит его любимая. Его сон – это образы веселого пира. Пророческим оказывается сон наяву любимой лирического героя – она видит “долину Дагестана” и “знакомый труп”.
Смешение прошлого, настоящего и будущего происходит и в снах Веры Павловны, главной героини романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?”. Однако нужно отметить, что Чернышевский, вводя в свое повествование Верочкины сны преследовал цель не просто раскрыть переживания героини и показать, что ждет ее в будущем – в сновидениях героини автор в аллегорической форме изложил свои взгляды на жизнь и предназначение человека. “Помни же, что еще много невыпущенных, много невылеченнных. Выпускай, лечи”, – говорит Верочке красавица из сна, называющая себя “любовью к людям”.
Не только будущее самой героини, но и будущее всех людей предстает в сне Верочки: “…Злые увидят, что им нельзя быть злыми… они были злыми только потому, что им вредно было быть добрыми, а ведь они знают, что добро лучше зла, они полюбят его, когда можно будет любить его без вреда”. Сходный мотив предвестия перемен к лучшему звучит и в стихотворении Н. А. Некрасова “Сон”, где лирический герой видит во сне ангела, останавливающего его на краю пропасти:
И вновь блаженные часы
Ты обретешь, сбирая колос
С своей несжатой полосы.
Как правило, образы в снах героев литературных произведений относятся к будущему, однако сон главного героя в романе И. А. Гончарова “Обломов” целиком принадлежит прошлому. Детские впечатления, жизнь в: родительском доме, сказки няни – эти образы прошлого в подсознании героя встают зримо и реально, они гораздо живее его настоящего, в котором Обломов влачит сонное, однообразное существование. Мотив сна, в который опрокинута явь, повторяется в романе Гончарова, когда Обломов живет с Агафьей Матвеевной, на которой он женился – во сне герой романа видит няню, которая указывает на его жену и называет ее именем сказочной царевны, Милитрисы Кирбитьевны. Можно сказать, что сновидения Обломова явились отражением его идеала человеческого существования.

В каком-то смысле они все же относятся не только к прошлому, но и к будущему, ведь в доме Агафьи Матвеевны воссоздана практически та же атмосфера, что и в родительском доме Обломова.
Мотив смешения сна и яви звучит в творчестве таких русских поэтов, как, например А. А. Блок и С. А. Есенин. Так, рассказывая о реальных событиях – расставании с любимой, поэт усиливает ощущение горечи разлуки тем, что вводит мотив отражения яви в сне:
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
(“О доблестях, о подвигах, о славе…”)
“Жизнь моя, иль ты приснилась мне?” – восклицает Есенин. С чем же связано подобное смешение яви и сна в поэтических произведениях? Вероятно, с особым мироощущением поэтов, которые и живут словно на грани двух миров – повседневной реальности и волшебных грез.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мотив вещего сна в русской литературе