Мотив ухода в творчестве А. П. Чехова
Исследователи считают, что в творчестве Чехова часто встречаются два мотива: прозрения и ухода. В какой-то момент у героя открываются глаза, и он готов бежать куда угодно от окружающей его пошлости. Об этом идет речь в “Учителе словесности” и в “Случае из практики”.
Той же тональностью проникнут один из лучших последних рассказов Чехова “Архиерей” (1902), герой которого, подобно профессору из “Скучной истории”, тоже мучается сознанием напрасно прожитой жизни. Постепенно он приходит к пониманию, что у него никогда не было
Мотив ухода является центральным и для последнего прозаического произведения Чехова – “Невеста” (1903). Жизнь героини рассказа – Нади – складывается вполне благополучно: она молода, красива, собирается выйти замуж. Но постепенно она начинает замечать в мелочах быта, в будничной повседневности пошлость, обман, ограниченность, в ней нарастает беспокойство,
То, о чем раньше только мечтали чеховские герои, осуществляется в “Невесте”. Мотивы прозрения и ухода объединились. Существенно, что Надя явно “перерастает” Сашу, хотя и признает, что многим ему обязана.
Перед ней раскрывается “жизнь новая, широкая, просторная” – правда, не очень ясная.
Характерное для многих героев Чехова стремление вырваться на волю сравнивается в “Невесте” с уходом в “казачество”. Сравнение это придает образу героини несомненную глубину, потому что решение ее соотносится “с историческим и легендарным прошлым, с вечными устремлениями молодости”, как справедливо писал В. П. Катаев.
Для Чехова главное состояло не столько в том, куда именно хотят уйти его герои, сколько то, от чего они стремятся уйти. Писатель избегал четких и однозначных прогнозов – особенно там, где будущее представлялось смутным и неясным не только его героям, но и ему самому. Так, “Дама с собачкой” заканчивалась словами о том, что “самое сложное и трудное только еще начинается”. И в “Невесте” романтические мечты Нади о жизни, полной тайн, сопровождаются более сдержанным комментарием автора, который сообщал, что его героиня, “живая, веселая, покинула город – как полагала, навсегда”.
В этом “как полагала” выражена вся мера осторожности Чехова, всегда предупреждавшего читателей о той трудной и сложной борьбе, которую необходимо вести, чтобы жизнь на самом деле стала широкой и просторной.
- Сочинение по повести Чехова “Невеста” Мотив ухода явился центральным и для последнего прозаического произведения Чехова – “Невеста” (1903). Жизнь героини повести, Нади, складывается вполне благополучно: она молода, красива, собирается выйти замуж. Но постепенно’ она начинает замечать в мелочах быта, в будничной повседневности пошлость, обман, ограниченность; в ней нарастает беспокойство, возникает твердое желание изменить свою жизнь. Под влиянием художника Саши Надя […]...
- Мотив “наказания и преступления” в творчестве Чехова Для русской литературы характерен огромный интерес к двум вопросам: “в чем смысл жизни?” и “что такое счастье?”. Чехов, на первый взгляд, стоит как бы в стороне от этих глобальных проблем. Его герои, безусловно, заняты поиском смысла жизни, они стремятся обрести счастье. Но все это словно отодвинуто на второй план. Для чеховских героев очень остро стоит […]...
- Основной мотив повестей Чехова “Смерть Ивана Ильича” “В ссылке” Отчаяние героя повести при мысли о напрасно прожитой жизни до некоторой степени напоминает основной мотив “Смерти Ивана Ильича” (886). Есть, однако, и различия. Толстой в своей повести на первый план выдвигал проблемы философские, общечеловеческие. Иван Ильич был важен автору как обычный, “средний” представитель целого разряда подобных ему людей. В его жизни до смертельной болезни не […]...
- Мотив зеркала в творчестве В. Набокова и М. Булгакова Мотив – это повторение чего-то, постоянная встреча с какой-либо деталью, в данном случае – с зеркалом. У В. Набокова мотив зеркала встречается во всех произведениях. Так, в рассказе “Облако, озеро, башня” есть зеркало в гостинице, которое наполовину полно ромашками, а остальное оно как будто не хочет отражать. Главное зеркало в рассказе – озеро. Облако символизировало […]...
- Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению “Сон”) В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова “Сон”. В произведении нет четкого […]...
- Мотив одиночества в творчестве М. ЮЛермонтова Еще в ранних стихотворениях Лермонтова звучит один из главных мотивов его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость, что можно проследить уже в юношеских его произведениях Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я. .. И – беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими Без […]...
- Сатира в творчестве А. П. Чехова Выдающийся русский писатель и драматург А. П. Чехов – автор многих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать “такие смешные печальные истории”. В них он высмеивал такие человеческие недостатки, как лицемерие, рабское поклонение, заискивание к начальству, грубость, необразованность, наглость, отсутствие чувства собственного достоинства. Так, полицейский надзиратель Очумелов, главный герой рассказа А. П. Чехова “Хамелеон” […]...
- Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова < p>1. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”. 3. “На краю обрыва в будущее” (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 4. Когда за окнами – другая жизнь… (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 5. Будущее в представлении чеховских героев […]...
- “Брожу один как отчужденный” (Мотив одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова) 1. Дневник души поэта. 2. Лицемерная маска общества. 3. Замкнутый порочный круг. Нигде не чувствуешь так свое одиночество как среди людей. Т. Ребрик У современников М. Ю. Лермонтова складывался весьма противоречивый портрет писателя. Однако у нас, по мнению И. Л. Андроникова, остался один из верных источников душевного мира писателя – его сборники стихотворений. Поэтому внимательный […]...
- Образ маленького человека в творчестве Чехова Чеховская трактовка маленького человека своеобразна и даже уникальна. Он имел в виду прежде всего традицию, идущую от Карамзина к Достоевскому, но был по отношению к ней резко полемичен. В творчестве Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского маленький человек неизменно заслуживал жалости и сочувствия. Чехов парадоксально переосмыслил этот образ, который под его пером стал вызывать уже не жалость, […]...
- Тема “маленького человека” в творчестве Чехова и Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме “маленького человека”. Целую повесть посвящает Достоевский “униженным и оскорбленным” “маленьким людям”. А роман “Преступление и наказание” первоначально задумывался как рассказ о “пьяненьких”, семье спившихся и опустившихся людей/Чехов эту тему […]...
- МОСКВА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА КЛАССИКА А. П. ЧЕХОВ МОСКВА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА Всей своей жизнью и творчеством А. П. Чехов был тесно связан с Москвой. Писатель любил этот город, чувствовал его своеобразие, тот особый колорит, который отличает его от других мест России, понимал его огромное значение в культурной жизни страны. Образ Москвы в сознании Чехова […]...
- Москва в жизни и творчестве Антона Чехова Всей своей жизнью и творчеством А. П. Чехов был тесно связан с Москвой. Писатель любил этот город, чувствовал его своеобразие, тот особый колорит, который отличает его от других мест России, понимал его огромное значение в культурной жизни страны. Образ Москвы в сознании Чехова был неразрывно связан с образом Родины. Однажды, любуясь видом с Воробьевых гор, […]...
- “Смысл и Драма человека” в творчестве Чехова У Чехова была необыкновенная “зоркость бытия”, он отличался наблюдательностью и острым ведением мелочей жизни. Недаром писатель на протяжении многих лет вел записные книжки. Туда он заносил наблюдения над людьми, отмечал черты характера, которые раннее не были замечены русскими писателями. Чеховских героев постоянно преследуют ошибки, недоразумения, крушения иллюзий, этим и определяются принципы построения многих рассказов, повестей […]...
- Тема женского счастья и любви в творчестве Чехова Темой женского счастья и любви связаны чеховские рассказы “Попрыгунья”, “Душечка”, “Дама с собачкой”. В романном содержании рассказа “Попрыгунья” (1899) поставлены и решаются проблемы взаимоотношения мужчины и женщины, нарушения моральной нормы, истинных и ложных ценностей, роли женщины в семье. Интересно, что писатель долго не находил подходящего заглавия, которое настраивало бы читателя на объективное прочтение авторской мысли. […]...
- “Дама с собачкой” и тема любви в творчестве Чехова “Жена, как луна, не каждый день должна появляться на небосклоне”, – иронично писал Чехов в своем дневнике, но уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви. Безусловно, любовь – самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви […]...
- Тема любви в творчестве А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина Ты чужая, но любишь, Любишь только меня, Ты меня не забудешь До последнего дня. И. А. Бунин Я не могу и не хочу сравнивать этих писателей, просто потому, что они пишут о разном: разные ситуации, разные люди (ну что общего между Беликовым, Желтковым и Арсеньевым?). Поэтому я всячески буду избегать сравнения, вопреки, быть может, здравому […]...
- Школа нравственного воспитания (о жизни и творчестве А. П. Чехова) Как-то так получилось, что при имени Чехова сразу же возникает представление о русском интеллигенте. Сделаем небольшое отступление. Слово интеллигенция, несмотря на его латинский корень, возникло в России (его ввел писатель П. Д. Боборыкин). Обычно считается, что интеллигент – это человек, занимающийся творческим, умственным трудом. Однако в русской традиции принято было придавать термину интеллигенция не профессиональный, […]...
- Тема “маленького человека” в творчестве А. П. Чехова Чехов, великий художник слова, как и многие другие писатели, не мог обойти в своем творчестве тему “маленького человека”. Его герои – “маленькие люди”, но многие из них стали такими по своей воле. Каждый из его героев олицетворяет какую-либо из сторон жизни: так, например, Беликов (“Человек в футляре”) – олицетворение власти, бюрократии и цензуры. Все рассказы […]...
- “Чайка” – новый этап в творчестве Чехова “Чайка” была написана в Мелихове. В этой пьесе Чехов впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию, показав в ней людей искусства. Это пьеса о мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса о любви (“Мало действия, пять пудов любви”,- шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, […]...
- Проблема личности человека в творчестве А. П. Чехова В русской литературе существовало немало писателей, которые исследовали в своих произведениях проблему формирования личности человека. Она всегда представляла особый интерес для русских писателей. Одним из таких писателей, посвятивших проблеме личности человека большинство своих творений, был Антон Павлович Чехов. Этот незаурядный человек всегда хотел видеть людей простыми, искренними, добрыми; всю жизнь. Чехов считал своими врагами пошлость, […]...
- Маленький человек в рассказах А. П. Чехова “Маленький человек” в рассказах А. П. Чехова I. Изображение “маленького человека” – один из способов проявления гуманизма и демократизма русских писателей XIX века. II. Эта тема как понятие социальное в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. 1. Деградация “маленьких людей” в рассказах Чехова: превращение их в обывателей. 2. […]...
- Глубинные произведения А. П. Чехова. По тексту К. С. Станиславского Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности (ЕГЭ по русскому) Чехов получал немало нареканий от современников за свои произведения. Критики считали творчество Антона Павловича неглубоким, бесперспективным и обывательским. Но время рассудило иначе: чеховские произведения при кажущейся на первый взгляд простоте затрагивают глубинные аспекты жизни. Видимо, К. Станиславский одним из первых заметил уникальность чеховских творений. Признанный театральный деятель в своей статье говорит о проблеме правильного отношения […]...
- Сочинение “Рассказы Чехова” В конце девятнадцатого века (в 1898-ом году) были опубликованы несколько новых рассказов Чехова Антона Павловича – “О любви”, “Крыжовник” и “Человек в футляре”. Эти произведения знаменитый писатель объединил не только общей смысловой подоплекой, но и практически одинаковой композицией. Именно поэтому, читающая Россия назвала эти рассказы небольшой трилогией. Рассказ Чехова “Человек в футляре” в первую очередь […]...
- Периоды творчества А. П. Чехова Описание событий в романах и других произведениях Чехова отразило многие процессы, происходившие в русской жизни конца XIX в. Оно развивалось, в основном, по двум направлениям: создание рассказов и утверждение новой по характеру лирической и психологической драмы. В ранний период творчества (1883-1885) Чехов, сотрудничая в юмористических журналах “Стрекоза”, “Будильник”, “Зритель” и других, пишет рассказы, в которых […]...
- Сюжет жизни А. П. Чехова Общество ждет и надеется… В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни […]...
- О подтексте в произведениях А. П. Чехова В творчестве Чехова 90-х годов отчетливо закрепилась установка писателя на объективность повествования, “не позволявшая ему открыто заявлять о собственных “субъективных” симпатиях и антипатиях”. Объективность повествования становится эстетическим кредо Чехова и одной из важнейших черт его художественного мироощущения. Критика, напротив, не довольствовалась тем, что в чеховских произведениях отсутствовала непосредственная авторская точка зрения, и расценивала это обстоятельство […]...
- Нравственное оскудение личности в творчестве А. П. Чехова (На примере рассказов “Ионыч” и “Крыжовник”) 1. Болото пошлости. 2. Бытовая рутина. 3. Безумная идея. Всякая потребность утихает, а всякий порок увеличивается от удовлетворения. А. Ф. Амьель В своем творчестве А. П. Чехов поднимает немало проблем. И каждой из них он уделяет особое внимание, позволяя нам не из авторских ремарок и пояснений, а из самого текста понять позицию писателя. Он не […]...
- Пейзаж в произведениях А. П. Чехова Материалы к уроку …Описания природы тогда лишь уместны и не портят дела, когда они кстати, когда помогают Вам сообщить читателю то или другое настроение, как музыка в мелодекламации. А. П. Чехов В 10-м классе, еще до изучения творчества А. П. Чехова, я даю задание учащимся собрать материал по темам “Пейзаж”, “Город”, “Портрет” из любых произведений […]...
- Рецензия на рассказ А. П. Чехова “Тоска” Ознакомившись с рассказом А. П. Чехова “Тоска”, я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении “Тоска”. Чехов повествует нам о трудовом […]...
- Особенности стиля Чехова Прозу Чехова отличает необычайная краткость и содержательность. Писателю удается в отдельном эпизоде изобразить жизненную драму, на малом пространстве развернуть романное содержание. Сам Чехов признавался: “Умею о длинном говорить коротко”. Чехов создает новый тип события, представляющий собой “смещение сознания героя, раскрытия жизни героем с другой, неожиданной стороны, сознание враждебной жизни, невозможность в ней разобраться до конца” […]...
- Мотив железной дороги “Распалась связь времен”. Первой исполнительнице роли Раневской в Московском Художественном театре О. Л. Книппер-Чеховой принадлежат очень интересные суждения о своей героине: “…у Раневской душа растерялась. Она не понимает, что происходит кругом… Что делать, как жить? И от этой неразберихи она все время на грани – тут слезы, там смех. По-моему, все дело в том, что […]...
- Тест по творчеству А. П. Чехова 1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова “Смерть чиновника”? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. “Толстый и тонкий” Б. “Лошадиная фамилия” В. “Дама с собачкой” Г. “Хамелеон” 3. Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе […]...
- Поездка А. П. Чехова на Сахалин Сахалинские мотивы в творчестве Чехова. Поиски настоящей правды, желание преодолеть томительное бездействие, осознать цель и назначение человека определяют многое не только в творчестве Чехова, но и в его биографии. Поездка Чехова на Сахалин в 1890 г. – закономерный результат всей предшествующей деятельности писателя, попытка ответить на вопрос: как быть и что делать передовой интеллигенции в […]...
- Сочинение на тему: “Проза Чехова. Авторское своеобразие” Произведения Антона Павловича Чехова были совершенно иными, чем произведения его предшественников. Писатель обладал чудесным даром изображать действительность такой, какая она есть. Его герои – Никитин и Гуров, изображены здоровыми, образованными, семейными людьми. Казалось бы, они должны жить счастливой жизнью, ведь от недостатка денег, одиночества и болезней они не страдают. Но все же, что-то мешало им […]...
- Кто главный герой рассказа А. П. Чехова “Смерть чиновника”? а. Беликов б. Акакий Акакиевич в. Макар Девушкин г. Червяков Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? а. “Толстый и тонкий” б. “Лошадиная фамилия” в. “Дама с собачкой” г. “Хамелеон” Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе “Хамелеон”? а. Трусость б. Покорность в. Предательство г. Угодничество Какие детали в […]...
- Драматургия Чехова А. П Пьесы А. П. Чехова “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” впервые были поставлены еще при жизни драматурга на сцене Московского Художественного театра. Они не только принесли известность их автору, но и прославили сам театр и его режиссеров – Владимира Немировича-Данченко и Константина Станиславского. Сегодня невозможно представить драматургию Чехова без МХТ, как и знаменитый во всем […]...
- Сопоставление героев рассказа А. П. Чехова “Крыжовник” и повести Н. В. Гоголя “Шинель”. (Сравнительный анализ) Сопоставляя рассказ А. П. Чехова “Крыжовник” и повесть Н. В. Гоголя “Шинель”, мы видим аналогичность поведения таких героев, как Николая Иваныча и генерала. Оба мужчины долго шли к своей цели, и как только достигли ее, возомнили, что являются важными персонами. В действительности же ранг обоих героев был не слишком значителен. Различие просматривается в объектах мечт: […]...
- Мотив глухоты в комедии “Горе от ума” Тема глухоты и взаимного непонимания, от бытовой глухоты через откровенно фарсовую к поистине трагической, пронизывает всю пьесу “Горе от ума”. Действие начинается со сцены, в которой Лиза зовет Софью и Молчалина и не может дозваться. Ее “и слышат, не хотят понять”. Эти слова перекликаются с финальным монологом Чацкого “И слушаю, не понимаю”. Таким образом, завязка […]...
- Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова (План-сочинение) Биографические мотивы в поэзии. Одиночество не было для М. Ю. Лермонтова красивым образом. Поэт переносил в лирику трагичность своего мировосприятия. Так М. А. Лопухиной он писал: “…Мой лучший родственник – я сам”. Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова заявлял о себе в стихотворениях самой разной тематики, его звучание с годами только усиливалось. Философское осмысление […]...